Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Уникальное частное собрание семьи Ботка: от 1900-х до 2000-х

Масштабный выставочный проект «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» открылся в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Сотрудники культурной институции отмечают, что хорошее частное собрание — это большая редкость, и эта коллекция — одна из них. Ботка-старший, Николай Петрович, начал собирать значимые произведения искусства ещё в конце 1980-х. Он лично выбирал картины, близкие ему по духу и смыслам. Сегодня семья Ботка располагает более чем 1200 единицами хранения, среди которых и живопись, и скульптура, и графические работы. В этом году собиратели впервые решили представить свою уникальную коллекцию для широкого взора. Специально для новой экспозиции они отобрали около 180 ценнейших трудов, которые занимают сразу четыре этажа здания Петербургского музея.

В первом зале располагаются точечные шедевры собрания. Это по-настоящему уникальная выборка из различных направлений и жанров. Картины мастеров самых разных судеб не только соседствуют, но и перекликаются друг с другом.
Особенно долго хочется рассматривать работы Маревны. Настоящее имя художницы — Мария Воробьёва-Стебельская, а прозвище-псевдоним, созвучное со словом царевна, для неё придумал писатель Максим Горький во время их знакомства на итальянском острове Капри в 1911-м году. Деятельница изобразительного искусства разработала собственный уникальный стиль рисования. Она совмещала кубизм и пуантилизм — технику письма точечными мазками. Вблизи холст кажется мельчайшей мозаикой, а при отдалении превращается в целостный рисунок. На выставке можно увидеть портрет дочери Маревны и известного мексиканского художника Диего Риверы — Марики.

ekspozitsiyabotka_1Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Одно из наиболее заметных и масштабных полотен коллекции — «Пикник» Константина Кузнецова. С 1900-го года он жил и работал в Париже, где познакомился со многими выдающимися деятелями искусства. Художник активно продолжал традиции импрессионизма, что ярко отражается в его работах. Картина «Пикник» своим замыслом и расположением некоторых фигур напоминает скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Кузнецов отстаивал тенденции импрессионистического начала вплоть до 30-х годов XX века, когда в мировой культуре уже правил модерн. При этом в его произведения всё-таки проникает и символизм, и ар-нуво. Завораживает и цветовое решение — розовые и бордовые оттенки смешиваются с перламутровыми переливами и проступающим кое-где тёплым подтоном холста. Такую сложную по стилистике композицию воссоздал русский художник Франции в конце 1920-х.

А рядом с ним художница абсолютно советская — Лидия Тимошенко. Мы снова видим сад и женский образ. Несмотря на то, что тематика этих двух картин родственна, произведения задают совершенно разное настроение. Тимошенко — художница, чьи работы часто относят к советскому романтизму 1930-х годов. В это время она создаёт серию произведений, изображающих девушек, подростков и маленьких девчонок, которые мечтают, проводят время на даче и природе. Это воспевание молодости и юности одновременно связано с исторической «молодостью» государства, которое в начале ХХ века только отстраивает новую реальностью. Но коммунистическая держава скоро столкнётся с тяжёлыми испытаниями и трансформациями, и в то же время с ней будет видоизменяться вся общественная жизнь, в том числе и культура.

После окончания Великой Отечественной войны искусство поднималось вместе со всей страной. А потому особо ценились работы, прославляющие могущество и покой Отечества. На протяжении всей истории символом величия и умиротворения государства традиционно считалась природа. И именно в послевоенные годы инициативно переосмысляли роль пейзажа в художественном направлении. Тогда этот жанр снова стал самодостаточными и актуальным, потеснив кабинетную живопись соцреализма. Мастера постепенно отходили от строгих стандартов, искали авторский стиль изображения и для этого изучали природу. Тончайше прописанные, словно кружево, ветви деревьев на полотнах Николая Ромадина. Эпические, будто веящие прохладой, пейзажи Вячеслава Загонека. Ностальгические деревенские истории с картин Валентина Сидорова.

Второй этаж Музея — временно обустроенный камерный кабинет графики. Здесь собраны оригинальные иллюстрации, этюды, карандашные наброски и рисунки. Примечателен эскиз костюма Альбертины для постановки пьесы А. Мельяка и А. Галеви «Грелка» (1922) авторства Александра Бенуа. Наследник семьи известных архитекторов продолжил дело родителей в искусстве. Особенно он любил театр — создавал зарисовки одежд и декораций, сотрудничал с меценатом Сергеем Дягилевым и был художественным руководителем знаменитых «Русских сезонов». При подготовке спектакля «Грелка» в Большом драматическом театре Бенуа занимался не только оформлением, но и режиссурой. Это одна из его последних театральных работ в России, перед тем как мастер окончательно переберётся в столицу Франции.

Роман Тыртов, известный под псевдонимом Эрте, тоже связал свою жизнь с Парижем и, самое интересное, — с модой. Как художник он прославился именно обложками для журнала Harper's Bazaar. Николаю Петровичу Ботка удалось заполучить в свою коллекцию настоящую «жемчужину» из творений Эрте — работу «Танцовщица с длинным жемчужным ожерельем». Здесь как раз видны характерные для ар-нуво контурность, волнообразные линии, летящий силуэт — хрестоматийные очертания позднего модерна.

ekspozitsiyabotka_2
Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

На третьем этаже находится «сердце» коллекции и страсть самого её владельца. Личностное становление собирателя пришлось как раз на 60–80-е годы XX века, поэтому искусство именно этого периода созвучно его настроениям.
В начале 1960-х советскую живопись захватил так называемый «суровый стиль». Это направление уже в открытую противостояло социалистическому течению. «Оттепельные» политические послабления придавали искусству сил и смелости. Художники больше не хотели приукрашивать реальность, а творили, как хотели, и изображали жизнь такой, какой видели её на самом деле. В основе сюжетов трудовые будни рабочих и крестьян, простые сцены домашнего быта. Отличительные черты — монохромность преимущественно тёмных цветов и грубые формы, которые экспрессивно выделяют работы «шестидесятников».

Основу коллекции составляет поколение художников уже 70-х годов XX века. Этот период насыщен талантливыми мастерами. Среди них Александр Ситников, Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Борис Шаманов и другие. Выделяется группа московских художниц — Ольга Булгакова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова. Говоря о последней, в коллекции Ботка собраны уже её более поздние, но не менее оригинальные работы. Для Нестеровой характерны, с одной стороны, необыкновенно яркие образы, а с другой — немного депрессивное видение реальности. Картины отражают бесноватость и лицедейство современного мира. Лица, как пластилиновые маски, неподвижно застывают на праздных фигурах героев.

ekspozitsiyabotka_3
Изображение: фрагмент картины Натальи Нестеровой «Красный ресторан», 2003 год

Мансардный зал собирает под одной крышей художников-эмигрантов, а также нонконформистов — тех, чьи работы долгое время были недоступны советскому зрителю. После революций, гражданских войн и репрессий творческая элита России массово уезжала за границу. Там русские мастера продолжали заниматься искусством и становились признанными художниками, в частности, Андрей Ланской. Он происходит из старинного рода графов Ланских, семья которых покинула Родину в 1920-м вместе с Белой армией. Художник работал в парадигме экспрессивного абстракционизма, сочетал выразительные, почти что кричащие краски. Пока в 1991-м году не рухнул «железный занавес», искусствоведы почти ничего не знали о работах Ланского, как и о творчестве Павла Мансурова, успешно продолжавшего традиции русского авангарда в Европе. Так что исследователям и художественным критикам лишь предстоит изучить, переоткрыть ещё множество мастеров и их произведений.

ekspozitsiyabotka_4
Изображение: выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Хотя коллекция Ботка и представляет собой неповторимое сочетание стилей, форматов и имён, отдельные работы как пазл выстраиваются в общую ретроспективу развития искусства прошлого столетия. Творчество и личность художника неизбежно переплетаются с историей, которая, в свою очередь, так же неизбежно отражается на полотнах. Социальные перемены дарят мастерам новые эталоны или же заставляют их идти против принятых правил. Здесь и рождается отечественное искусство ХХ века — монументальное и пластичное, идеологическое и неофициальное, личное и общественное.

Фоторепортаж: Егор Ставер

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика