Что делать если вы увидели на «Авито» старый сарай? Купить его и открыть там креативное пространство. Так в 2023 году поступила создательница «Барна» Татьяна Матвеева. Старый немецкий ангар превратился в, пожалуй, самую интересную в городе арт-сцену. Однако, большая площадь требует огромной ответственности, с которой, куратор «Неканона» Александра Константинова и продюсер Татьяна Матвеева, подошли к работе над осмыслением пространства.
«Неканон» — представляет собой сборник как взглядов на современное переосмысление духовности у современных людей, так и практически наглядное пособие по изучению техник современного искусства. Как сарай превратился в арт-пространство, и что художники думают о духовности, разберём подробнее в материале.
Пространство как медиум
Создательница «Барна» и куратор выставки превратили бывший склад в полноценную площадку для визуального высказывания. Три основные зоны выставки становятся маршрутами духовного и художественного опыта, предлагая зрителю не просто смотреть, но размышлять и чувствовать.
Изображение предоставлено арт-пространством «Барн»
Внутренний свет
Первый зал светлый, воздушный, с «живым» дневным светом, подчеркивающим как архитектурные особенности здания, так и саму тему выставки. Здесь экспонируются и редкие образцы советского религиозного искусства (например, фолежная икона 1960–70-х годов), и работы современных художников, включая саунд-арт и живопись.
Особое внимание привлекает инсталляция Екатерины Гуриной «Моя сила»: образы святых на деревянных табличках размещены на столбах как визуальные якоря личной веры и опоры. Сопроводительные тексты к работам помогают зрителю не только понимать, но и вступать в диалог с произведениями.
Коридор между мирами
Вторая зона — светлый пустой коридор — становится метафорой перехода. Здесь нет работ художников, но есть атмосфера: пространство напоминает «небесный офис», где за каждой дверью — индивидуальное откровение. Это тонкий жест, позволяющий зрителю «переключиться» перед следующей экспозицией.
Изображение предоставлено арт-пространством «Барн»
Камерные разговоры
Третья часть выставки разделена на небольшие комнаты, каждая из которых отдана разной тематике: от иконографии до телесности, от образов матери и отца до буддистских мотивов. Залы могли бы быть перегружены, но кураторское решение избегает этого: выставочный проект звучит не громко, а доверительно.
Выделяются эмалевые скульптуры Наталии Маркиной («Мария на ослице», «Слёзный крест», «Распятие»), напоминающие о наивной экспрессии раннего христианского искусства. Интересна и работа Максима Якушонка «Уральский Будда с поросшей в сердце занозой», исследующая синтез локального и сакрального. Художница Ольга Якименко в серии «Проекции» говорит о теле как храме — пространстве жизни, боли и трансформации.
Зачем это Калининграду
«Неканон» — это не только попытка поговорить о гранях современной духовности, но и заявка на культурное лидерство в регионе. Калининграду не хватает стабильных площадок для совриска*, и «Барн» заполняет эту нишу. Если проект сохранит темп и разнообразие, у города появится своя точка на культурной карте России — не копия московских или петербургских практик, а нечто самостоятельное.
Выставка продлится до 22 июня 2025 года.
* сокращение от «современное искусство»
Изображение с обложки предоставлено арт-пространством «Барн»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.