Современная фотография с точки зрения приёмов, задач и целеполагания — это внушительный зонтичный термин, скрывающий под собой широкий спектр различных практик, персоналий, удивительных художественных стратегий и философий искусства фотографии. Каждая отдельная область или жанр, или направление — это с одной стороны чётко очерченное пространство для высказывания, а с другой стороны реальная возможность для органичного пересечения с другой, зачастую в чём-то противоположной, областью. Два наиболее разных, но в то же время парадоксальным образом пересекающихся направления современной фотографии — это фотоорнаменталистика, исследующая и манифестирующая повторяющиеся паттерны объектов реального мира и антропологическая фотоурбанистика, сплавляющая на фотоплоскости человека, элементы городской среды и выявляющая скрытые или явные возможности для интеракций между ними. У наиболее интересных современных фотографов урбанистика и орнаменталистика причудливым образом вплетены в ткань единого художественного высказывания, поэтому в сегодняшнем материале мы бы хотели рассказать вам о трёх выдающихся фотохудожниках прямо сейчас смело раздвигающих рамки того, что значит заниматься фотографией в XXI веке.
КСЕНИЯ ЧУМАКОВА
Основные выразительные средства Ксении Чумаковой — это симметрия, органичность и актуализация или предъявление конкретного образа. В своих орнаментальных фотографиях она работает с мотивом объектива, как ложного микроскопа. Её орнаментилистские работы похожи на фотографии микромира и объединены непроговорённым призывом автора к интерпретации. Что ты видишь? Кору дерева, волокна шнурков для обуви или россыпь использованных фильтров от сигарет? Орнаментальность её работ предельно неочевидная, безусловно подчинённая больше органической, чем геометрической фрактальности, и за счёт ракурса становящейся вещью, которую манифестируют. Подобную манифестацию образа можно встретить и в фотоурбанистических работах Чумаковой. В своих видах Белграда она вторит собственным же мотивам органичности и повторяемости, её людские персонажи раздваиваются на фоне традиционной старой архитектуры, которая отныне растёт не ввысь, а наружу по собственной поверхности с помощью мха небрежных граффити и назойливых бумажных объявлений.
Читайте также
Изображение: фоторабота Ксении Чумаковой из личного архива автора.
Изображение: фоторабота Ксении Чумаковой из личного архива автора.
АНАСТАСИЯ ЮСУПОВА
Фотограф Анастасия Юсупова активно экспериментирует со светом, тенями, выдержкой, наложением, параллелизмом, отражениями, художественной эстетизацией и блюром. Её орнаменты — это пересечение различных видов паттернов, существующих в разных медиумах. Зачастую это пересечение объектов фурнитуры и цвето-световых пятен. Фоторнаменты Юсуповой нарочито двусоставны, и эта бросающаяся в глаза двойственность радикально отличает её от других фотографов и художников. С одной стороны, её работы отсылают к некоторой интимной сказочности, а с другой — к элементам социального сдерживания (тугие пуговицы и решётки), строгого статистического счёта и контролирующего взгляда откуда-то снизу. В своих фотоурбанистических работах она последовательно развивает эти мотивы, разрывая пределы таинственного образа напряжения. Там, где был компактный орнамент, существующий на стыке световой метафоры и непроговорённого внутреннего самокопания, там возникает город, как совокупность лиминальных пространств, объединённых тайной, опасностью и двойственностью, которые отражаются сами от себя.
Изображение: фоторабота Анастасии Юсуповой из личного архива автора.
ВИКТОРИЯ СКУТИНА
В своей фотографической практике Виктория Скутина тяготеет к чему-то среднему между художественной и документальной эстетиками, использованию современных и ретро камер. Она предпочитает композиции, подчёркнуто ориентированные на выявление громоздких вертикальных объектов, плоскостей и визуальных доминант. Её сильная сторона, как профессионала фотографии — выявление параллельностей: параллельность орнаментов, например, последовательных рядов волнорезов, пешеходных групп и высотных уровней традиционной европейской малоэтажной застройки. Также любопытна точка зрения фотографа на то, как люди и растения вписаны в городскую среду. Люди и растения Скутиной — это воплощённые материальные вертикали, что роднит их с домами, столбами линий электропередач, дорожными знаками, а также они — части внезапных никем не организованных визуальных урбанистических коллажей. Природа этих коллажей состоит в том, что в них возможно всё, например, встреча с женщиной, слившейся с асфальтом, из чьей головы произрастают столбы, знаки, другие люди, и чей платок неразрывен с голубым безоблачным небом.
Изображение: фоторабота Виктории Скутиной из личного архива автора.
Изображение: фоторабота Виктории Скутиной из личного архива автора.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.