Панк-рок: философия бунта

Понравилось? Расскажите друзьям:

В наше время панк-рок воспринимается порой как жанр, который уже давно пережил свои лучшие годы. За почти 40 лет своего существования эта сцена проделала огромный путь, совершив культурную революцию и успев разрастись до десятков независимых друг от друга течений. Можно ли сказать, что на данный момент панк-рок мертв (как в последнее время часто утверждают многие музыканты) – ответить трудно. Однако, можно точно ответить на вопрос, что сделало этот жанр особенным и таким популярным. 

Панк-рок: философия бунта Sex Pistols

После того, как в конце 60-х годов закончился «золотой век» рока, появилось новое поколение, для которого звезды этого времени казались уже не такими яркими. Такие группы, как Deep Purple, Pink Floyd, Rolling Stones повзрослели и начали отдаляться от современной молодежи. Новому слушателю нужна была музыка, которая бы выражала его состояние и чувства. Тогда начал меняться весь мир и стало понятно, что очередной раскол между поколениями неминуем. 

Первая волна 

Панк-рок вышел из гаражного рока, который представлял из себя смешение разных направлений. Однако это была первая «собственная» музыка молодежи – группы выражали себя, свои взгляды и свою позицию, не обращая внимание на массы.

Панк-рок: философия бунта MC5

Постепенно гаражный рок начал расслаиваться: какие-то группы распадались, какие-то уходили в другие музыкальные течения. Однако желание играть простую, не ограниченную рамками музыку осталось. Та бескомпромиссность, которой был наполнен гаражный рок, пропиталась агрессией. Тогда появились группы, ставшие «истоками» панк-рока, например МС5. Они хотели совершить культурную революцию посредством того, что пели о войне, насилии и наркотиках. Это был жесткий, антиобщественный вызов, направленный на то, чтобы быть услышанным. Такой эксперимент с музыкой не получил признания ни в обществе, ни со стороны критиков. Окружающие говорили, что все, что они делали, было более чем отвратительно.

«Одна наша песня называлась «К черту запреты». Мы состряпали к основной мелодии вступление, где Роб Тайнер вопил: «К черту запреты, мать вашу!». Мы знали, что нарушали табу. Что нам скажут: «Боже, они матерятся!» Но какого хрена? Это рок-н-ролл, и все это в шутку. Но когда наш альбом вышел, цензоры это услышали и «мать вашу» убрали. Это на корню зарубило всю компанию МС5», - Уэйн Крамер, гитарист МС5.

Тогда подобные группы не получили должной оценки. Но они разожгли в культуре искру нового музыкального направления.

Вторая волна

Эту искру подхватил Игги Поп и его группа The Stooges в конце 60-х - начале 70-х годов. Их дикие выходки задали тон всему дальнейшему панк-року: «Я делаю и говорю, что хочу, и мне плевать на ваше мнение». Тогда на сцену вышли новые кумиры молодежи: Talking Heads, New York Dolls, Ramones. Эти группы не были заинтересованы в продажах (по крайней мере, сначала). Ramones были единственной группой, на которую равнялись английские панки – они быстро покорили публику, причем во многом благодаря шокирующему внешнему виду.

Панк-рок: философия бунта Ramones

Намного негативнее реакция была на New York Dolls: «Малькольм (Малькольме МакЛарен, менеджер группы – прим.ред.) подумал, что будет больше всех шокировать в Америке? В Америке больше всего боятся коммунизма, поэтому давайте наденем красное и закатим красную вечеринку. Для шокирующего эффекта он установил большой флаг с серпом и молотом позади сцены. Dolls не пели о коммунизме, это делалось чтобы раздражать людей. Так оно и получилось», - Джон Холмстром, создатель PUNK Magazin.

Но настоящая «панк-рок революция» грянула в 1975 году. Это было выступление Sex Pistols в Колледже искусств Святого Мартина. В интеллигентной и чопорной Англии, имевшей превосходную музыкальную историю, концерт такой безбашенной группы стал шоком. Никто не видел ничего подобного – Sex Pistols выглядели как олицетворение гнусности и ярости. Члены группы плевались со сцены, могли кидаться вещами, ругаться, выкрикивать что-то зрителям. Их музыка представляла из себя несколько аккордов, которые звучали примитивно, искаженно и агрессивно. Но именно это стало интересно молодежи, ведь они находили в их песнях каждодневные вещи, и сама идея поколения без будущего, отвергающего даже самые непоколебимые ценности, выглядела блестящей. Ситуация накалилась после выхода самого известного сингла Sex Pistols «God Save the Queen». Тогда группе отказали в гастролях по Англии.

«Вы заходили в музыкальный магазин и просили послушать Sex Pistols. Но продавец ничего не отвечал вам. Об этой группе просто боялись говорить», - британский рок-музыкант Джон Робб.

Все это вызывало неумолимый интерес, который возрос после шоу «Сегодня» с ведущим Биллом Грандом. Это был еще один снос общепринятых табу: фронтмен Джонни Роттен начал ругался матом прямо с экрана телевизора. После этого эфира на Sex Pistols нахлынула такая волна ненависти, что некоторые зрители начали бить телевизоры и выкидывать их из окна.

В этот период сам панк-рок стал выглядеть угрожающе. Он выражал анархию и нигилизм во всем: устраивались погромы, доминировало хамское отношение к людям, экстравагантный внешний вид. Молодежь выступала против власти, культуры, старшего поколения и всех устоявшихся ценностей. Это был ответ насилием на насилие, которое происходило в мире – сама обстановка, сложившаяся в мировой политике в то время, обуславливала появление такого жанра, как панк-рок. Восемь лет шла война во Вьетнаме, в Англии людям приходилось стоять в очереди, чтобы получить пособия, в Америке возрастал уровень бедности. Панк говорил о тревогах людей. Вдобавок, сами исполнители были выходцами низших слоев. Они были близки молодежи, как никто другой.

Наряду с Sex Pistols появились и Clash. В сущности, они играли в стиле Sex Pistols, однако они не вопили о проблемах общества. Они понимали, что все плохо, но при этом будто вопрошали: «Что мы можем с этим поделать?». Вдобавок, Clash были более нейтральны к правительству.

К 80-м годам эра панк-рока заканчивается. Ушла со сцены Патти Смит, почти распадаются Blondie. В 1978 году перестали существовать Sex Pistols. Панк начинает выходить на уровень бизнеса. Общество, так сказать, выпустило в свет всех, кто еще недавно представлял для них угрозу. Это и было одним из самых разрушающих панк-рок моментов – они стали законны: лейблы подписывают контракты со многими популярными группами. И если раньше панки выступали против «зажравшихся групп», то теперь они сами стали такими.

Третья волна 

С 80-х годов панк-рок начал деформироваться. Он расчленялся на направления, которые уходили все дальше от истоков. Изменилось не только звучание, но и цель панка.

Панк-рок: философия бунта Joy Division

Эстафету панк-рока принял пост-панк. В их музыке появилось больше профессионализма, однако уже не было бунта и агрессии 70-х годов. Пост-панк группы стремились к усложнению и разнообразию в музыке: они пробовали новые техники, обращались к таким жанрам, как регги, глэм и арт-рок. Стержнем песен становится чувство тревоги, меланхолии, а иногда и мистики. Популярностью пользовались самые разнообразные группы, начиная от «истоков» пост-панка (Siouxsie and the Banshees, Joy Division), заканчивая исполнителями, которые лишь экспериментировали в этой области (The Cure, Devo).

В 80-ых годах американскую и европейскую сцену захватил хардкор-панк. The Misfits, Suicidial Tendencies, Black Flag оказали огромное влияние на тяжелую музыку. Их отличала не только агрессия и злоба на политику, но и высокий профессионализм исполнения, которого не было в панк-роке.

В 90-е годы неожиданный коммерческий успех приходит к поп-панку. Наверное, это самая известная и распространенная форма панка. К нему иногда причисляют и Ramones, хотя их нельзя назвать первой поп-панк группой. Смешать мотивы хардрока с легкостью звучания получилось у Buzzcocks – их главное отличие состояло в отказе от агрессии и смене настроения в музыке. Теперь вперед выходили внутренние чувства, которые чаще всего были связаны с неразделенной любовью (синглы «Jerk», «Ever Fallen in Love (With Someone You Shouldn't Have», «Autonomy»).

В первой половине 90-х слава приходит группам, которые пользуются популярностью и собирают стадионы до сих пор: Green Day, The Offspring, и Rancid. Особенно в этом ряду выделялись Green Day – каждый свой альбом они приносили что-то принципиально новое. Это позволяло вызывать разную реакцию аудитории, потому что каждый находил то, что ему нравилось, и что не нравилось. Лучше всего это показывают десятки номинаций и наград музыкантов. Именно Green Day повлияли на другиегруппы 90-х годов вроде Blink-182.

Вдохновлялись своими предшественниками и молодые поп-панк музыканты, открывшие этот жанр для XXI века: A Day to Remember, All Time Low, Fall Out Boy.

Почему же панк-рок до сих пор популярен? Почему находятся новые люди, готовые слушать этот жанр и играть в нем? Взгляните на 2017 год: вышли новые альбомы Rancid и CJ Ramone, закончили запись свежей пластинки The Damned. Готовят сборник со своими хитами Green Day, которые только год назад порадовали фанатов новым полноформатником.

Возможно, панк-рок – это не просто музыка. Это образ жизни, внутреннее состояние человека. До сих пор в нем выражается та форма протеста, которая всегда была знакома молодому поколению: оппозиция правительству, родителям, укрепившимся в обществе ценностям. А главное – он дает возможность делать музыку своими руками. Тебе не обязательно быть при этом Миком Джаггером и играть на высшем уровне. Ты просто делаешь то, что хочешь делать.

 

Портал Субкультура