Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить здесь статью? Пишите: main@sub-cult.ru

В каждой второй статье «Сектор Газа» именуют не иначе, как народной группой. И спорить с этим будут лишь единицы. Но таковой группа стала не только потому, что её участники были простыми парнями из провинции, пели понятные обычным людям песни, но и потому, что солист и автор текстов Юрий Хой обращался к поистине народному источнику вдохновения — фольклору. Какая нечисть населяла песни Хоя и в каких отношения он с ней состоял, что такое Апокалипсис по «Сектору газа» и сколько в их песнях от частушки, рассказываем в нашем материале.

Герои

Первое, что бросается и в глаза, и в уши, когда слышишь песни Хоя, это её герои, знакомые по детским сказкам и деревенским быличкам. Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Емеля и вурдалаки встречаются в песнях Хоя чаще, чем привычные для лирики «любовь-морковь», «розы-морозы». Без них просто не мыслимы тексты «Сектора Газа». И уживаются эти нечестивые персонажи в российских реалиях 80-90-х вполне себе неплохо. Они всё также пугают обычный люд, пакостят, посмеиваются над глупцами и… ищут своё счастье. Да-да, Юрий Хой уверил всех, что вурдалаки и упыри ничем особенно от обычных людей и не отличаются, разве что внешностью. Все они, как и мы, хотят просто обрасти счастье. И особенно в этом плане удался «Утопленник», повествующий об быте нежити и её мечтах о нежных чувствах. О жизни же классических бабок-ёжек, леших и водяных рассказывает «Снегурочка» и «Илья Муромец».

«Пусть я пухлый и пахну немного,

И пусть синего цвета лицо,

Я как прежде любить могу многих,

Хоть являюсь сейчас мертвецом»

molly-blackbird-wvxpoiksmom-unsplash

Источник фото: Molly Blackbird on Unsplash

На фоне остальных композиций выделяется «Вальпургиева ночь». В ней Хой уже обратился не к советско-российскому быту, а реалиями Средневековой Европы. И здесь музыкант уже сетовал на проблемы живущих тогда ведьм, погрязших в насилии из-за расцвета суеверий.

«Бери свою метлу, полетели на шабаш,

Возьми с собой апокалипсис — символ наш:

Сегодня настаёт Вальпургиева ночь»

Тема смерти

О смерти «Сектор газа» говорил много, правда, как и все тогда сочинявшие музыку рокеры. Пожалуй, именно эта тема объединяла музыкантов в то время. Однако у Хоя она опять же приняла свой, отличный от остальных мотив. Хой пел о мертвецах и всякой нежити как о своих родственниках или близких друзьях. Чего только стоит его фамильярное обращение к трупу в песнях «Спор» или «Чёрная магия». В «Моей бабке» артист вообще признаётся, что его прародительница была ведьмой, а значит и он родственник всей нечистой силы. Немало фантазировал певец и о том, как живётся мертвякам в загробном мире.

«Моя бабка — племянница антихриста!

Моя бабка — сестра Бабы Яги!

Моя бабка рубит в чёрной магии!

Она любит лишь меня, потому что я — родня»

Здесь стоит отметить, что Юрий Хой с детства увлекался страшными историями. Его любимым фильмом в школьные годы был «Вий», а в юности и взрослой жизни он зачитывался Стивеном Кингом. К слову, баллада «Нас ждут из темноты» не что иное, как вольный пересказ гоголевской повести.

«Объяло хутор ночь, что хоть глаза коли;

Чтобы дожить до утра, ты бога помоли»

mihailo_canak_-_apocalypse_03

В итоге увлечённость темой смерти довела до того, что в 2000 годы в музыке Хоя появилась собственная версия Апокалипсиса. Как и все тогда, на стыке двух тысячелетий, музыкант начал задумываться о приближающемся конце света. И в его представлении этот «великий день гнева», когда из заточения вырвется дьявол, будет ознаменован «кровавой луной». Этот жуткий образ кочевал из песни в песню, пока тема Апокалипсиса не достигла своего апогея в песне «Восставший из ада».

«Нас настигнет адская месть,

Мёртвые восстанут против живых,

Под предводительством ангелов злых

Девятиголовый зверь восстанет из моря»

Интересно, что вся «вселенная» Юрия Хоя с его нечестью-родней и Апокалипсисом строится на вечной борьбе добра и зла, света и тьмы.

Сюжеты

Хотя чаще всего Хой и говорил о современности, а его лешие и упыри жили в обычных многоквартирках, некоторые композиции «Сектора Газа» в точности повторяли сюжеты русских народных сказок. Правда, со своим взгляд на эти истории. Так, панк-опера «Кощей Бессмертный» переосмысливает судьбу «Царевны лягушки», а «Спор» пересказывает ходившую в народе сказку о мужичке, заключившем пари, согласно которому он должен провести ночь на сельском кладбище. Говорят музыканты и об Емеле. Он всё также бродит по свету в поисках счастья.

«Проходил я по лесам, стрелу искал везде,

А это что за … сидит на листе,

Вся зелёная, …, и холодная вся,

И стрелу мою держит в лапах»

erzsebet-vehofsics-pcrk6zbqdgo-unsplash

Источник фото: Erzsébet Vehofsics on Unsplash

Жанры

В большинстве композиций Хоя, помимо современных ему музыкальных жанров, легко угадываются привычные русскому народу частушки, юмористические куплеты и городские романсы. «Туман», «Пора домой» и «Демобилизация», наверное, одни из самых ярких представителей этого псевдофольклорного творчества. В альбоме же «Ночь перед Рождеством» гастрономических частушек хоть отбавляй, чего только стоит его требование к будущей жене: «Пусть она кривая и в прыщах — лишь бы разбиралась в щах!»

Роднит и лирику Хоя с частушками отсутствие каких-либо тропов, без которых немыслима поэзия. Ни метафор, ни сравнений, ни эпитетов ждать от текстов «Сектора газа» не приходится.

tara-glaser-jv9fpe6dvaa-unsplash

Источник фото: Tara Glaser on Unsplash

Ещё одна интересная деталь, которая намекает на то, что Хой был народным певцом и пел народные песни, спрятана в тексте «Спокойной ночи, малыши!». Там Юрий Клинских говорит о себя как о баюне, старинном исполнителе былин, который жаждет потешить люд честной страшными историями. Что, собственно, он и делал всю жизнь.

«Добрый вечер, малыши! Хрюша, сядь, не мельтеши!

Дядя Юра вам сейчас зашпандорит свой рассказ:

Расскажу я вам о том, как я был пацаном»

К слову, если говорить о творчестве «Сектора Газа» в целом, то можно упомянуть ещё один жанр. Лубок. Раньше лубками называли простые рисованные истории юмористического характера, которые показывали на городских площадях. Это лубочное настроение хорошо уловил Дмитрий Самборский, оформлявший альбомы группы. Иллюстрации Самборского — на грани карикатуры, лубка и саркастического комикса — идеально отражают атмосферу и содержание песен «Сектор газа».

Один из нас

Юрий Хой пел для народа и о народе. В его текстах можно встретить и упоминание дефицита 90-х, и Перестройки, и событий у Белого дома. И во всех этих историях главными героями становятся обычные жители России, их быт, знакомый буквально каждому. Мастерски, без прикрас, рисует Хой и узнаваемую картину жизни общественных низов. Одним же из неотъемлемых элементов пейзажа его песен становится заброшенный погост. Именно там обитают люди и нечисть бок о бок. И тем, и другим Хой сопереживает, говоря, что и он один из них, и прошёл через те же трудности. Он не ставит себя на пьедестал, отдаляясь от слушателей, а встает рядом с теми, кто поёт его песни, рассказывая одну большую историю русского народа. Не в этом ли и скрывается главная загадка его песен, роднящая с народным творчеством?

original_photo-thumb_1920-768x508

Источник фото: moe-online.ru

Источник фотообложки: smartik.ru

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика