Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Fanny

Женщины, которые играли рок и не ставили на свою сексуальность. Которые в первую очередь называли себя музыкантами, а женщинами во вторую. Они добились успеха, ранее неслыханного для их пола в индустрии. В 2022 году вышел фильм об истории группы Fanny: The Right to Rock (пер. «Fanny: право на рок» — прим.ред.) Пока он недоступен в России, рассказываем историю забытой рок-группы.

Как дуэт сестёр стал группой, покорившей Америку: начало

1961 год: Джун и Джин Миллингтон только что переехали в Калифорнию. Сначала сёстры выступали вдвоём: Джун на гитаре, а Джин на басу. Однако дуэт быстро стал квартетом The Svelts, состав которого постоянно менялся. Бри Берри, например, ненадолго встала за барабаны, но позже была вынуждена уйти из-за рождения ребёнка. Позже она вернулась к группе под именем Бри Брандт, когда The Svelts стала Fanny. Разъезжая на отремонтированном городском автобусе и исполняя каверы по всему Западу, девушки приобрели более устойчивый состав: к ним присоединились гитаристка Адди Клемент и барабанщица Элис де Бур.

В 1968-м году Адди и Элис основывают группу Wild Honey, в которую зовут сестёр Миллингтон, и отправляются в Лос-Анджелес «подписать контракт с крупным лейблом». Выбор у группы невелик — либо упорные выступления и поиски продюсеров, либо возвращение в школу. Второе было более вероятным, как им казалось в последний вечер перед отъездом из Лос-Анджелеса. Но по всем законам жанра разочарованных девушек на открытом микрофоне в знаменитом клубе Troubadour замечает секретарь Ричарда Перри.

Перри тогда — сотрудник Warner Brothers Records и ведущий продюсер с внушительным списком хитов на счету (Лео Сайер, Карли Саймон, Барбра Стрейзанд и другие), который давно искал группу, подобную Wild Honey. Он смог убедить руководство дочерней компании WB — Reprise Records подписать контракт с квартетом. Это было неслыханно. Тогда Ричард Перри только приобретал свой имидж как продюсер: у него был хит, который люди постарше вспомнят по названию, а помладше — по саундтреку к «Астралу» — Tiptoe through the tulips в исполнении Tiny Tim. Это было новое звучание в индустрии, которое так любил Перри и из-за которого он и подписал контракт с Fanny — он верил, что новизна сделает их популярными.

Внутренние конфликты и долгие поиски новых участниц

Джин, Джун и Элис начали записывать свои первые оригинальные песни в 1969 году, но быстро поняли, что чего-то не хватает — клавишницу в группу искали почти год. В одном из интервью Джун Миллингтон рассказала, что их первый альбом пришлось перезаписывать три раза. Потом они нашли Никки Барклай и сразу приступили к записи демо.

Никки была одной из немногих, кто хотел не просто скромно играть на пианино, но одной из многих, кто прилетал из Нэшвилла и даже Канады на прослушивание в группу. Ранее она работала только с мужчинами и совсем не была заинтересована в том, чтобы присоединиться к женскому коллективу. В интервью 1974 года она поделилась своими эмоциями: «Они были в восторге от того, как я играла, им очень нравилось. Но меня это отталкивало. Наверное, я привыкла быть единственной девушкой в группе... Казалось, у них была настоящая дружба и взаимопонимание, как бывает в группах, но я никогда не видела этого у девушек. Им пришлось снова связаться со мной, потому что я им не звонила...» Но всё же в 1970-м, привнеся блюз-соул-фанк опыт, Никки вошла в состав, и квартет начал запись. Джун Миллингтон комментирует то время так: «Нельзя наложить восприятие успеха сейчас на успех тогда, в 70-х. Это была тёмная пещера, в который нет никакой спички или зажигалки, чтобы подсветить себя и стать заметным».

Тогда же встал вопрос о названии, и здесь есть разные версии. Кто-то говорит, что Перри знал о значении слова fanny в британском английском и в сленговых наречиях разных штатов; девушки утверждают, что не думали об этом и воспринимали слово как имя женщины, присматривающей за ними. Fanny же переводится как сленговое «задница», обычно применимое к женскому полу. Но такой каламбур не помешал им стать популярными: после записи первого альбома Reprise Records активно использовали образ девушек со спины, а слоганами группы стали слова GET BEHIND FANNY и FANNY: THE END OF AN ERA.

edit-fanny_4-768x661

Рекламный щит Fanny на бульваре Сансет в Голливуде в поддержку концерта в знаменитом клубе Whiskey,
посвященного выпуску их первого альбома в 1970 году. Фото: Линда Вульф

Первые среди мужчин: как их воспринимала общественность

Музыканты и деятели сцены, такие как Джордж Харрисон, Дэвид Боуи, Deep Purple, Rolling Stones, The Who, Kinks, Род Стюарт, Ринго Старр, Гарри Нильссон, Родни Бингенхаймер и Ким Фаули старались продвигать группу из уст в уста. Однако публика и пресса оставались «позади» девушек и не придавали самому факту женского коллектива должного внимания.

Их первый альбом стал новаторским, потому что каждую ноту в нём спели и сыграли женщины, но никто не воспринимал их всерьёз, а кто-то даже говорил, что группа «слишком старается», что бы это ни значило. Fanny прокладывали путь для других девушек, но у рок-прессы и публики не было материала для сравнения, никто и не знал тогда, как должна звучать женская рок-группа и хорошо ли звучат Fanny.

Второй альбом группы Charity ball 1971 года был воспринят гораздо теплее, а некоторые журналисты даже прогнозировали им невероятный успех. Заглавная композиция попала в чарты синглов в США, заняв 40-е место в чарте Billboard, и квартет отправился в обширное турне. Fanny стали любить не просто как «фрик-шоу» и группу поддержки перед основным хедлайнером, а как полноценных самостоятельных артистов.

Многие источники считают, что 1972-й, в котором вышел третий альбом группы, стал годом, когда женские рок-группы начали воспринимать серьёзно, и музыкальная индустрия распахнула двери для других многочисленных последовательниц. Fanny Hill был записан в лондонской студии The Beatles.

«Неплохо — для цыпочки»: были ли Fanny феминистками?

Эту фразу девушки не раз слышали в свой адрес от парней. В интервью Джун, Джин и Никки не характеризуют свою группу как феминистскую, особенно на первых этапах. Джун объясняет: «Мы знали, что существует феминизм, но не знали, что это такое. Когда нас спрашивали об этом, мы говорили, что не уверены, но думаем, что мы феминистки, потому что делаем, что хотим».

Кто-то считал их «возмутительными феминистками». Сейчас бы их, наверное, пренебрежительно окрестили «радфемки», но, кажется, что это не было правдой, особенно для той же Никки, которая ранее работала только с мужчинами и в начале пути даже не хотела вступать в женский коллектив.

Тогда участницы группы одевались больше «как парни», а иногда выступали в чём-то «женском» и «гламурном». Более женственно девушки стала выглядеть уже позже, когда к ним пришла некоторая популярность и рынок требовал от них больше откровенной одежды.

Джун рассказывала в одном из своих интервью, что парни часто подкатывали к ним и хотели как-то «подцепить» после концертов. Часто это происходило на публике, и девушек смущало это. Однако были и такие моменты, когда Джун приходилось самой вступать в разговор с парнями, чтобы взять в долг на уроки игры на гитаре в начале пути — семья их была небогатой. Парни всегда воспринимали это как флирт и думали, что это своеобразный обмен услугами, а традиционной «визитной карточкой» девушки тогда считали секс. Джун вспоминает, что это было непреодолимо трудно для неё, потому что их коллектив никогда не хотел быть про «секс, наркотики и рок-н-ролл». Они были про дружбу, потому что основали группу ещё подростками.

Джун считает, что им помогло, что они были из Филиппин — женщины там сильные и приучены к самосовершенствованию. Еще одной важной частью их становления стал расизм, который сёстры Миллингтон чувствовали с самого детства, потому что из-за матери-филиппинки были похожи для окружающих на мексиканок. Тогда это был плохой знак для остальных американцев, которые не радовались детям иммигрантов. Вся их жизнь состояла из преодоления стереотипов: от детей иммигрантов до ориентации «под прикрытием».

Со временем давление от лейблов сильно отразилось на настроениях внутри группы: для рекламы альбомов руководство всё больше хотело выставить напоказ их экзотичность и эротичность.

Несмотря на свой успех, Fanny никогда не были суперпопулярными, но они подготовили публику и общество к женщинам в роке. Когда они начинали свою карьеру, идея о том, что девушки будут играть рок, была такой же немыслимой, как идея о том, что женщины могут голосовать, для предыдущих поколений.

Что случилось с группой потом и что есть у нас сейчас

Девушки много гастролировали по Северной Америке и Европе. Они открыли сцену для таких групп и исполнительниц, как The Runaways, Джоан Джетт и Кортни Лав. Fanny высмеивались и принижались широкой культурой и часто не воспринимались всерьёз. В интервью для незаконченных документальных фильмов Джин говорит: «Мы знали, что прокладываем путь для других девушек в роке, когда выступаем на сцене, но отчасти это было тяжёлое бремя, потому что нам приходилось тратить первые десять-пятнадцать минут, убеждая людей, что мы можем играть».

По этой причине Джун Миллингтон решила покинуть группу после выпуска четвёртого альбома Mother's Pride в 1973 году. Потом Fanny становится скорее нарицательным именем, которое объединяет под собой своих старых участниц ещё школьных групп: уходит Элис де Бур, возвращается Дарлинг, которая была с группой на первых этапах, потом в группе появляется Патти Кватро в качестве гитаристки и солистки. Этим составом они записывают пятый альбом Rock and Roll Survivors. Песня в стиле ду-воп Butter Boy из него стала их самым знаменитым хитом.

Многие из девушек продолжили заниматься музыкой. Например, солистка Джун Миллингтон продюсировала альбомы таких артистов, как Крис Уильямсон и Холли Нир, которые помогли определить феминистскую альтернативу основной музыкальной индустрии.

В 1986 Джун организовала Институт музыкальных искусств, чтобы поддержать женщин и девушек в индустрии и в бизнесе, основанном на музыке. Институт проводит программу летних лагерей, где девушки могут попробовать себя в музыке и записать треки в студиях кампусов. Также Джун пишет автобиографии, где рассказывает о становлении Fanny. А Джин вышла замуж за гитариста Боуи Эрла Слика. Кстати, говорят, что у Боуи и Джин когда-то был роман, но не все источники это подтверждают.

edit-fanny_3_jpg-768x573

Fanny репетируют свой первый альбом в подвале дома своей знаменитой группы «Fanny Hill» на Голливудских холмах в 1969 году после подписания контракта с Warner/Reprise. Слева направо: басистка Джин Миллингтон, клавишница Никки Барклай, Бри Дарлинг на ударных, Джун Миллингтон и продюсер Ричард Перри. Фото: Линда Вульф

Шестой и седьмой альбомы группы были записаны не так давно: First Time in a Long Time — в 2002-м и Fanny Walked the Earth — в 2018-м. В этот же период, помимо всё же отснятой документалки, проводились съёмки для других неоконченных и невыпущенных фильмов. Даже сейчас, будучи пожилыми рокершами, Fanny тяжело попасть в волну успеха, которую они по праву заслуживали и заслуживают.

Они были аутсайдерами в момент своей славы в 60-70-х годах, потому что были женщинами и представительницами смешанной расы, но в то же время не были таким хард-роком, которого от них хотели последующие поколения и слушатели. Группу воспринимали одновременно чем-то средним и проходным, а иногда крайностью, которая слишком выходит за рамки традиционной музыкальной индустрии. Но они были и остаются великими женщинами, которые помогли последующим группам свободнее выступать на сцене и зарабатывать на своём творчестве. И продолжают это делать.

Почитать о судьбе девушек в роке можно в этих книгах — мы пользовались ими, когда писали статью:

  1. Girls Rock!: Fifty Years of Women Making Music;
  2. Women in Audio;
  3. Breaking Down the Walls of Heartache: A History of How Music Came Out;
  4. Women Drummers: A History from Rock and Jazz to Blues and Country.

Обложка: До Fanny Джин Миллингтон, Бри Дарлинг, Венди Хаас Малл и Джун Миллингтон выступали в группе The Svelts. Фото: Стив Гриффит

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика