Женщины, которые играли рок и не ставили на свою сексуальность. Которые в первую очередь называли себя музыкантами, а женщинами во вторую. Они добились успеха, ранее неслыханного для их пола в индустрии. В 2022 году вышел фильм об истории группы Fanny: The Right to Rock (пер. «Fanny: право на рок» — прим.ред.) Пока он недоступен в России, рассказываем историю забытой рок-группы.
Как дуэт сестёр стал группой, покорившей Америку: начало
1961 год: Джун и Джин Миллингтон только что переехали в Калифорнию. Сначала сёстры выступали вдвоём: Джун на гитаре, а Джин на басу. Однако дуэт быстро стал квартетом The Svelts, состав которого постоянно менялся. Бри Берри, например, ненадолго встала за барабаны, но позже была вынуждена уйти из-за рождения ребёнка. Позже она вернулась к группе под именем Бри Брандт, когда The Svelts стала Fanny. Разъезжая на отремонтированном городском автобусе и исполняя каверы по всему Западу, девушки приобрели более устойчивый состав: к ним присоединились гитаристка Адди Клемент и барабанщица Элис де Бур.
В 1968-м году Адди и Элис основывают группу Wild Honey, в которую зовут сестёр Миллингтон, и отправляются в Лос-Анджелес «подписать контракт с крупным лейблом». Выбор у группы невелик — либо упорные выступления и поиски продюсеров, либо возвращение в школу. Второе было более вероятным, как им казалось в последний вечер перед отъездом из Лос-Анджелеса. Но по всем законам жанра разочарованных девушек на открытом микрофоне в знаменитом клубе Troubadour замечает секретарь Ричарда Перри.
Перри тогда — сотрудник Warner Brothers Records и ведущий продюсер с внушительным списком хитов на счету (Лео Сайер, Карли Саймон, Барбра Стрейзанд и другие), который давно искал группу, подобную Wild Honey. Он смог убедить руководство дочерней компании WB — Reprise Records подписать контракт с квартетом. Это было неслыханно. Тогда Ричард Перри только приобретал свой имидж как продюсер: у него был хит, который люди постарше вспомнят по названию, а помладше — по саундтреку к «Астралу» — Tiptoe through the tulips в исполнении Tiny Tim. Это было новое звучание в индустрии, которое так любил Перри и из-за которого он и подписал контракт с Fanny — он верил, что новизна сделает их популярными.
Внутренние конфликты и долгие поиски новых участниц
Джин, Джун и Элис начали записывать свои первые оригинальные песни в 1969 году, но быстро поняли, что чего-то не хватает — клавишницу в группу искали почти год. В одном из интервью Джун Миллингтон рассказала, что их первый альбом пришлось перезаписывать три раза. Потом они нашли Никки Барклай и сразу приступили к записи демо.
Никки была одной из немногих, кто хотел не просто скромно играть на пианино, но одной из многих, кто прилетал из Нэшвилла и даже Канады на прослушивание в группу. Ранее она работала только с мужчинами и совсем не была заинтересована в том, чтобы присоединиться к женскому коллективу. В интервью 1974 года она поделилась своими эмоциями: «Они были в восторге от того, как я играла, им очень нравилось. Но меня это отталкивало. Наверное, я привыкла быть единственной девушкой в группе... Казалось, у них была настоящая дружба и взаимопонимание, как бывает в группах, но я никогда не видела этого у девушек. Им пришлось снова связаться со мной, потому что я им не звонила...» Но всё же в 1970-м, привнеся блюз-соул-фанк опыт, Никки вошла в состав, и квартет начал запись. Джун Миллингтон комментирует то время так: «Нельзя наложить восприятие успеха сейчас на успех тогда, в 70-х. Это была тёмная пещера, в который нет никакой спички или зажигалки, чтобы подсветить себя и стать заметным».
Тогда же встал вопрос о названии, и здесь есть разные версии. Кто-то говорит, что Перри знал о значении слова fanny в британском английском и в сленговых наречиях разных штатов; девушки утверждают, что не думали об этом и воспринимали слово как имя женщины, присматривающей за ними. Fanny же переводится как сленговое «задница», обычно применимое к женскому полу. Но такой каламбур не помешал им стать популярными: после записи первого альбома Reprise Records активно использовали образ девушек со спины, а слоганами группы стали слова GET BEHIND FANNY и FANNY: THE END OF AN ERA.
Рекламный щит Fanny на бульваре Сансет в Голливуде в поддержку концерта в знаменитом клубе Whiskey,
посвященного выпуску их первого альбома в 1970 году. Фото: Линда Вульф
Первые среди мужчин: как их воспринимала общественность
Музыканты и деятели сцены, такие как Джордж Харрисон, Дэвид Боуи, Deep Purple, Rolling Stones, The Who, Kinks, Род Стюарт, Ринго Старр, Гарри Нильссон, Родни Бингенхаймер и Ким Фаули старались продвигать группу из уст в уста. Однако публика и пресса оставались «позади» девушек и не придавали самому факту женского коллектива должного внимания.
Их первый альбом стал новаторским, потому что каждую ноту в нём спели и сыграли женщины, но никто не воспринимал их всерьёз, а кто-то даже говорил, что группа «слишком старается», что бы это ни значило. Fanny прокладывали путь для других девушек, но у рок-прессы и публики не было материала для сравнения, никто и не знал тогда, как должна звучать женская рок-группа и хорошо ли звучат Fanny.
Второй альбом группы Charity ball 1971 года был воспринят гораздо теплее, а некоторые журналисты даже прогнозировали им невероятный успех. Заглавная композиция попала в чарты синглов в США, заняв 40-е место в чарте Billboard, и квартет отправился в обширное турне. Fanny стали любить не просто как «фрик-шоу» и группу поддержки перед основным хедлайнером, а как полноценных самостоятельных артистов.
Многие источники считают, что 1972-й, в котором вышел третий альбом группы, стал годом, когда женские рок-группы начали воспринимать серьёзно, и музыкальная индустрия распахнула двери для других многочисленных последовательниц. Fanny Hill был записан в лондонской студии The Beatles.
«Неплохо — для цыпочки»: были ли Fanny феминистками?
Эту фразу девушки не раз слышали в свой адрес от парней. В интервью Джун, Джин и Никки не характеризуют свою группу как феминистскую, особенно на первых этапах. Джун объясняет: «Мы знали, что существует феминизм, но не знали, что это такое. Когда нас спрашивали об этом, мы говорили, что не уверены, но думаем, что мы феминистки, потому что делаем, что хотим».
Кто-то считал их «возмутительными феминистками». Сейчас бы их, наверное, пренебрежительно окрестили «радфемки», но, кажется, что это не было правдой, особенно для той же Никки, которая ранее работала только с мужчинами и в начале пути даже не хотела вступать в женский коллектив.
Тогда участницы группы одевались больше «как парни», а иногда выступали в чём-то «женском» и «гламурном». Более женственно девушки стала выглядеть уже позже, когда к ним пришла некоторая популярность и рынок требовал от них больше откровенной одежды.
Джун рассказывала в одном из своих интервью, что парни часто подкатывали к ним и хотели как-то «подцепить» после концертов. Часто это происходило на публике, и девушек смущало это. Однако были и такие моменты, когда Джун приходилось самой вступать в разговор с парнями, чтобы взять в долг на уроки игры на гитаре в начале пути — семья их была небогатой. Парни всегда воспринимали это как флирт и думали, что это своеобразный обмен услугами, а традиционной «визитной карточкой» девушки тогда считали секс. Джун вспоминает, что это было непреодолимо трудно для неё, потому что их коллектив никогда не хотел быть про «секс, наркотики и рок-н-ролл». Они были про дружбу, потому что основали группу ещё подростками.
Джун считает, что им помогло, что они были из Филиппин — женщины там сильные и приучены к самосовершенствованию. Еще одной важной частью их становления стал расизм, который сёстры Миллингтон чувствовали с самого детства, потому что из-за матери-филиппинки были похожи для окружающих на мексиканок. Тогда это был плохой знак для остальных американцев, которые не радовались детям иммигрантов. Вся их жизнь состояла из преодоления стереотипов: от детей иммигрантов до ориентации «под прикрытием».
Со временем давление от лейблов сильно отразилось на настроениях внутри группы: для рекламы альбомов руководство всё больше хотело выставить напоказ их экзотичность и эротичность.
Несмотря на свой успех, Fanny никогда не были суперпопулярными, но они подготовили публику и общество к женщинам в роке. Когда они начинали свою карьеру, идея о том, что девушки будут играть рок, была такой же немыслимой, как идея о том, что женщины могут голосовать, для предыдущих поколений.
Что случилось с группой потом и что есть у нас сейчас
Девушки много гастролировали по Северной Америке и Европе. Они открыли сцену для таких групп и исполнительниц, как The Runaways, Джоан Джетт и Кортни Лав. Fanny высмеивались и принижались широкой культурой и часто не воспринимались всерьёз. В интервью для незаконченных документальных фильмов Джин говорит: «Мы знали, что прокладываем путь для других девушек в роке, когда выступаем на сцене, но отчасти это было тяжёлое бремя, потому что нам приходилось тратить первые десять-пятнадцать минут, убеждая людей, что мы можем играть».
По этой причине Джун Миллингтон решила покинуть группу после выпуска четвёртого альбома Mother's Pride в 1973 году. Потом Fanny становится скорее нарицательным именем, которое объединяет под собой своих старых участниц ещё школьных групп: уходит Элис де Бур, возвращается Дарлинг, которая была с группой на первых этапах, потом в группе появляется Патти Кватро в качестве гитаристки и солистки. Этим составом они записывают пятый альбом Rock and Roll Survivors. Песня в стиле ду-воп Butter Boy из него стала их самым знаменитым хитом.
Многие из девушек продолжили заниматься музыкой. Например, солистка Джун Миллингтон продюсировала альбомы таких артистов, как Крис Уильямсон и Холли Нир, которые помогли определить феминистскую альтернативу основной музыкальной индустрии.
В 1986 Джун организовала Институт музыкальных искусств, чтобы поддержать женщин и девушек в индустрии и в бизнесе, основанном на музыке. Институт проводит программу летних лагерей, где девушки могут попробовать себя в музыке и записать треки в студиях кампусов. Также Джун пишет автобиографии, где рассказывает о становлении Fanny. А Джин вышла замуж за гитариста Боуи Эрла Слика. Кстати, говорят, что у Боуи и Джин когда-то был роман, но не все источники это подтверждают.
Fanny репетируют свой первый альбом в подвале дома своей знаменитой группы «Fanny Hill» на Голливудских холмах в 1969 году после подписания контракта с Warner/Reprise. Слева направо: басистка Джин Миллингтон, клавишница Никки Барклай, Бри Дарлинг на ударных, Джун Миллингтон и продюсер Ричард Перри. Фото: Линда Вульф
Шестой и седьмой альбомы группы были записаны не так давно: First Time in a Long Time — в 2002-м и Fanny Walked the Earth — в 2018-м. В этот же период, помимо всё же отснятой документалки, проводились съёмки для других неоконченных и невыпущенных фильмов. Даже сейчас, будучи пожилыми рокершами, Fanny тяжело попасть в волну успеха, которую они по праву заслуживали и заслуживают.
Они были аутсайдерами в момент своей славы в 60-70-х годах, потому что были женщинами и представительницами смешанной расы, но в то же время не были таким хард-роком, которого от них хотели последующие поколения и слушатели. Группу воспринимали одновременно чем-то средним и проходным, а иногда крайностью, которая слишком выходит за рамки традиционной музыкальной индустрии. Но они были и остаются великими женщинами, которые помогли последующим группам свободнее выступать на сцене и зарабатывать на своём творчестве. И продолжают это делать.
Почитать о судьбе девушек в роке можно в этих книгах — мы пользовались ими, когда писали статью:
- Girls Rock!: Fifty Years of Women Making Music;
- Women in Audio;
- Breaking Down the Walls of Heartache: A History of How Music Came Out;
- Women Drummers: A History from Rock and Jazz to Blues and Country.
Обложка: До Fanny Джин Миллингтон, Бри Дарлинг, Венди Хаас Малл и Джун Миллингтон выступали в группе The Svelts. Фото: Стив Гриффит
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!