О знаменитых звёздах красного гида «Мишлен», пожалуй, слышал каждый. Но знаете ли вы, что создатели компании начинали с небольшого завода по производству шин? В нашем материале рассказываем, как Michelin достигла громкой славы и расширила свои горизонты, став главным ресторанным рейтингом.
В 1832 году промышленная революция во Франции подходит к своему завершению. В это же время два двоюродных брата Эдуард Добрэ и Аристид Барбье открывают небольшой завод, который занимается производством сельскохозяйственного оборудования. Их бизнес развивается почти пятьдесят лет, пока к началу 1880-х годов не вытесняется конкурентами.
© Sten Ritterfeld on Unsplash
В 1889 году наследники бизнеса Эдуард и Андре Мишлен принимаются спасать семейное дело. Так на рынке появляется старая компания с новым названием: Мишлен энд Ко. Братья меняют и направление деятельности завода — теперь они производят шины для велосипедов.
Весьма необычный выбор, не так ли? Однако сменные пневматические шины Эдуарда Мишлена раз и навсегда меняют процесс ремонта велосипедов. Вместо обычных 15 часов на замену порванных шин теперь требуется 15 минут. Это сразу привлекает внимание общественности. Ещё большую известность компания получает, когда с их шинами в национальном заезде выигрывает велогонщик Шарль Террон. После победы спортсмена Мишлены, получив в том числе спонсорскую поддержку, начинают производить и шины для автомобилей.
Наверняка вы видели забавную рекламу шин 2000 года с надувным человечком. Так вот, он появился намного раньше. Это Бибендум — маскот компании. Он родился в 1898 году. На технологической выставке в Лионе внимание братьев привлекла композиция из шин, напоминающая человека. Автором экспозиции был Мариусом О’Галопа. Андре Мишлен познакомился с карикатуристом, который затем и придумал всем знакомого персонажа.
© Marjan Blan | @marjanblan on Unsplash
Несмотря на то, что компания начала свой путь с производства шин, многим из нас Michelin знакома как издатель одного из самых авторитетных рейтингов лучших ресторанов мира. Однако изначально «Красный гид» рассказывал немного о другом. Впервые его выпустили в 1900 году. Тогда гид выглядел как брошюра со списком мест, которые могут быть интересны и полезны путешественникам. Например: платные стоянки и парковки, отели и мотели, придорожные закусочные и городские забегаловки. Хотя путеводитель и был бесплатным, он не привлекал внимание туристов. Тогда в 1920 году гид начали продавать за небольшую сумму. Также было принято решение добавить на страницы рестораны с авторской кухней.
В первые несколько лет «Красный гид» выпускался только для стран Европы. Сейчас же можно найти отдельные гиды для некоторых городов Америки: Лос-Анджелеса, Лас-Вегаса, Сан-Франциско, Нью-Йорка и Чикаго. Также выпускается специальный гид по городам Японии и Китая. Японский путеводитель вышел в печать лишь в 2008 году и сразу же поднял Токио на вершину в рейтинге «городов-гурманов» по версии «Мишлен». До этого долгое время первое место занимал Париж.
Самым первым рестораном, получившим звезду «Мишлен» стал ресторан в Праге Allegro_Prague. Позже тремя звездами был удостоен ресторан известного шеф повара Гордона Рамзи в Лондоне.
© sofia lyu on Unsplash
Согласно правилам «Красного гида» ресторан может получить от одной до трёх звёзд. Одна звезда означает, что ресторан очень хорош в типе кухни, на которой он специализируется. Две звезды — прекрасная кухня, ресторан обязателен для посещения, если вы путешествуете по стране, в которой он находится. Три звезды — великолепная и ни с чем не сравнимая кухня, ради неё и мастерства шефа стоит посетить страну.
Наличие звезды важно не только для ресторана, но и для шеф-повара. Ведь это признание его таланта и умений, а значит и гарант материального успеха. Получить столь желанную звезду, как и полагается, не так просто. Для этого необходимо, чтобы эксперты, пришли в ресторан инкогнито, то есть они не должны выделяться на фоне других гостей. Они оценивают работу поваров и обслуживающего персонала, оригинальность блюд, качество продуктов и привлекательность концепции. По слухам, такая система оценки не меняется с 1930 годов. Сами критерии оценки — конфиденциальная информация.
Многие эксперты утверждают, что звезду чаще получает не столько ресторан, сколько шеф-повар. Так, в 2016 году мишленовскую звезду получил уличный повар из Сингапура Чан Хон Мён. В нём подосланный эксперт Мишлен смог разглядел талантливого шефа, готовящего, как говорят, самую вкусную курочку с рисом в мире. Готовит же он её в самом обыкновенном придорожном кафе. Это идёт в противовес мнению, что звезду «Мишлен» может получить только дорогой ресторан. Однако, ресторанные эксперты смотрят намного глубже, если быть точнее — в самую суть кухни.
© Jay Wennington on Unsplash
Выпускается ли гид «Мишлен» в России? Да, с 2021 года. Потребовалось так много времени, чтобы и наши рестораны начали оценивать по достоинству. Сразу семь ресторанов Москвы получили одну звезду Мишлен, два ресторана были удостоены двумя звёздами. Высшую оценку пока не удалось получить ни одному ресторану в России.
Стоит понимать, что полученная звезда «Мишлен» может вознести повара на Олимп, но она же может сбросить его в пропасть. Эксперты не только присуждают звезды, но и отнимают их. В 2003 году произошёл трагический случай. По Парижу начали ходить слухи, что ресторан Бернара Луазо планируют понизить в рейтинге «Мишлен» с трёх до двух звёзд. Шеф-повар не смог вынести этого и покончил жизнь самоубийством. Позже стало известно, что слухи и правда оказались лишь слухами. Однако рейтинг действительно могут понизить, после новой проверки ресторанным экспертом. Также у ресторана могут отобрать все звёзды, если использовать их в качестве рекламы. Бывали случаи, когда всемирно известные шефы отказывались от почетной награды, потому как она помещала их на конвейер кухни и мешала творить. Гордон Рамзи и Марко Пьер Уайт вернули свои звёзды «Мишлен».
Источник фото обложки: © Joseph Gonzalez on Unsplash
Источник: terasale.com
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!