По данным недавнего исследования женщин-фотографов в США больше, чем мужчин — 52,6 % против 47,4 %. Пусть так было не всегда, но «женский взгляд» в фотографии на сегодняшний день скорее доминирующий, чего не скажешь о живописи — несмотря на тонкость существования и процветания диджитал арта, которым, как нам может показаться, в основном увлечены девушки, их численность всё равно составляет всего 30 %, а по части живописи и того меньше. Что стоит у истоков таких позиций? Рассказываем в нашем материале.
«На что способна женщина с камерой?»
Под таким названием в 1897 году в журнале Ladies Home Journal вышла статья американской фотографки Фрэнсис Бенджамин Джонстон. В ней она назвала фотографию работой, которая даёт женщине возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно, будучи комфортной и неутомительной, способной раскрыть индивидуальный вкус и потаённый художественный потенциал. Джонстон обозначила ряд «требований» для фотографок и сформулировала эдакую шпаргалку для начинающих, опираясь на «древний закон спроса и предложения» и практические знания в этой области. Она писала: «…первая заповедь художественной фотографии гласит: «Заранее усвойте огромную разницу между фотографией, которая является просто фотографией, и фотографией, которая является ещё и картиной».
Фрэнсис Бенджамин Джонстон. Penmanship Class. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Фрэнсис Джонстон была в первую очередь фотожурналисткой — по существу, это одна из причин, почему она стала известной и успешной в своём деле. Её дело как профессиональной фотографки продолжали такие женщины как Ева Арнольд, известная своими съёмками знаменитостей, Сабина Вайс со своими чувственными снимками, хранящимися в десятках музеев по всему миру, фотокорреспондетка Виктория Ивлева, получившая награду World Press Photo Golden Eye за съёмки внутри Чернобыльской АЭС — и этот список, к счастью, можно дополнить ещё многими громкими именами.
О женщинах-фотографах нам известно больше, чем о женщинах-художницах, в том числе в связи с общественной полезностью работы с камерой: начинающие женщины в основном выполняли заказы фирм и ассистировали там, где было необходимо запечатлеть происходящее, и лишь потом им открывался весь профессиональный творческий простор. Что касается живописи — давайте попробуем разобраться.
Читайте также
«Всегда натурщица, никогда не художница»
Как и во многих других сферах, в искусстве женщины имели крайне ограниченные права на презентацию творчества — и даже на обучение ему. Загнанные в рамки академического рисунка, художницы скорее уподоблялись мужчинам-художникам, нежели стремились воспроизвести некое «женское» искусство.
Линда Нохлин, одна из ведущих специалисток в истории искусства — в том числе феминистского — написала статью «Почему не было великих художниц?», вошедшую в антологию «Гендерная теория и искусство». В ней она предположила, что для женщин было невозможно достичь успеха в этой сфере наравне с мужчинами вне зависимости от их одарённости, не в последнюю очередь из-за общественных предрассудков, причём становящихся внутренними в том числе. «…во время работы тебе приходится в то же время воевать с сидящими внутри тебя демонами сомнений, неуверенности в себе и вины, и окружающими тебя снаружи демонами насмешек и снисходительности, которые никак не зависят от качества твоей работы самой по себе». Однако, говоря о первостепенной практической причине (мы не станем углубляться во многовековое социальное устройство, противоречащее стремлениям женщин быть независимым от мужчин), всё-таки вернёмся к академизму.
Эмили Мэри Осборн. «Без имени и друзей», 1857. Галерея Тейт, Лондон
Учебные заведения, которые покидают будущие художники, работали (и работают до сих пор) по отработанной схеме — от копирования гипсовых голов и табуреток с драпированной тканью и пятью апельсинами до изображения с натуры. Нохлин спрашивает, а был ли у начинающей художницы доступ к обнажённой модели в период от эпохи Возрождения до конца XIX века, когда продолжительное обучение рисованию голого человека составляло основу художественного ученичества? Ответ в большинстве случаев отрицательный. Даже если их допускали к модели того или иного пола, она ни в коем случае не могла быть полностью нагой — и даже спасение чести дамы в виде трусов или покрывала не уберегало учениц от стыда и отведённых глаз. Лишая женщин возможности обучаться наравне с мужчинами, их, по существу, лишали также возможности создавать то, что в академическом плане считают «произведением искусства», оставляя лишь посредственные (по своей сути, но не в исполнении) натюрморты.
Мария Башкирцева. «В студии. Мастерская Жюлиана», 1881. Днепропетровский художественный музей, Днепр
Социальное положение женщины, причём к какому сословию она бы ни принадлежала, также не предполагало, что её заинтересует живопись — по крайней мере с той же отдачей, с тем же углублением в ремесло, которым славятся художники-мужчины, бросаюшиеся в омут и посвящающие себя искусству целиком и полностью. Требования, которые предъявлялись женщинам в отношении их общественных функций — быть скромницей, женой, матерью, благочестивой спутницей — делали идею посвящения себя профессии невыполнимой. И дело даже не в таланте. Линда Нохлин пишет: «…вся ситуация художественного творчества, включающая в себя как развитие художника, так и природу и качество самого произведения искусства, развертывается в социальном поле, является составной частью социальной структуры и опосредована и определена специфическими социальными институтами», что означает одно — женщина в этой сфере это тело инородное. Удивительно, что в те времена дамы, пусть и в небольшом количестве, всё равно добивались каких-никаких успехов, будучи лишёнными возможностей получить банальное образование и вознаграждение за свои работы; всё-таки, по большей части, рисование оставалось хобби, романтическим баловством, и не перерастало во что-то серьёзное. Если мужчина-художник занимался «серьёзным» делом, работал с высокопоставленными людьми и высокооплачиваемыми заказами, то на потуги женщин оказаться на том же уровне он смотрел пренебрежительно свысока — пусть и дальше прилежно сидит в саду со своим мольбертом.
Шансы на то, что женщина станет «настоящей» художницей, были лишь в ряде случаев: если она дочь или подопечная художника-мужчины, или же если она обладает «бунтарской» жилкой, маскулинными чертами, за которые её будут порицать.
И что в итоге?
История фотографии берёт своё начало гораздо — гораздо — позже, чем живопись. Если первые работы с камеры начали появляться в XIX веке, то первые рисунки датируются десятками тысяч лет до нашей эры. На пороге прошлого века, когда вопрос эмансипации стоял если не на первом месте, то имел какой-никакой вес, стать профессионалкой в фотографии было проще, особенно в таких смежных занятиях, как дизайн и журналистика. Художницы же, такие как Роза Бонёр, Фрида Кало и Варвара Степанова вошли в историю скорее как исключение из правил — тех, что веками диктовали мастера-мужчины и консервативное, конформистское общество.
Источник фото обложки: Szabo Viktor on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!