Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Женщины-фотографы

По данным недавнего исследования женщин-фотографов в США больше, чем мужчин — 52,6 % против 47,4 %. Пусть так было не всегда, но «женский взгляд» в фотографии на сегодняшний день скорее доминирующий, чего не скажешь о живописи — несмотря на тонкость существования и процветания диджитал арта, которым, как нам может показаться, в основном увлечены девушки, их численность всё равно составляет всего 30 %, а по части живописи и того меньше. Что стоит у истоков таких позиций? Рассказываем в нашем материале.

«На что способна женщина с камерой?»

Под таким названием в 1897 году в журнале Ladies Home Journal вышла статья американской фотографки Фрэнсис Бенджамин Джонстон. В ней она назвала фотографию работой, которая даёт женщине возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно, будучи комфортной и неутомительной, способной раскрыть индивидуальный вкус и потаённый художественный потенциал. Джонстон обозначила ряд «требований» для фотографок и сформулировала эдакую шпаргалку для начинающих, опираясь на «древний закон спроса и предложения» и практические знания в этой области. Она писала: «…первая заповедь художественной фотографии гласит: «Заранее усвойте огромную разницу между фотографией, которая является просто фотографией, и фотографией, которая является ещё и картиной».

2_foto-dzhonston

Фрэнсис Бенджамин Джонстон. Penmanship Class. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фрэнсис Джонстон была в первую очередь фотожурналисткой — по существу, это одна из причин, почему она стала известной и успешной в своём деле. Её дело как профессиональной фотографки продолжали такие женщины как Ева Арнольд, известная своими съёмками знаменитостей, Сабина Вайс со своими чувственными снимками, хранящимися в десятках музеев по всему миру, фотокорреспондетка Виктория Ивлева, получившая награду World Press Photo Golden Eye за съёмки внутри Чернобыльской АЭС — и этот список, к счастью, можно дополнить ещё многими громкими именами.

О женщинах-фотографах нам известно больше, чем о женщинах-художницах, в том числе в связи с общественной полезностью работы с камерой: начинающие женщины в основном выполняли заказы фирм и ассистировали там, где было необходимо запечатлеть происходящее, и лишь потом им открывался весь профессиональный творческий простор. Что касается живописи — давайте попробуем разобраться.

«Всегда натурщица, никогда не художница»

Как и во многих других сферах, в искусстве женщины имели крайне ограниченные права на презентацию творчества — и даже на обучение ему. Загнанные в рамки академического рисунка, художницы скорее уподоблялись мужчинам-художникам, нежели стремились воспроизвести некое «женское» искусство.

Линда Нохлин, одна из ведущих специалисток в истории искусства — в том числе феминистского — написала статью «Почему не было великих художниц?», вошедшую в антологию «Гендерная теория и искусство». В ней она предположила, что для женщин было невозможно достичь успеха в этой сфере наравне с мужчинами вне зависимости от их одарённости, не в последнюю очередь из-за общественных предрассудков, причём становящихся внутренними в том числе. «…во время работы тебе приходится в то же время воевать с сидящими внутри тебя демонами сомнений, неуверенности в себе и вины, и окружающими тебя снаружи демонами насмешек и снисходительности, которые никак не зависят от качества твоей работы самой по себе». Однако, говоря о первостепенной практической причине (мы не станем углубляться во многовековое социальное устройство, противоречащее стремлениям женщин быть независимым от мужчин), всё-таки вернёмся к академизму.

4_bez-imeni-i-bez-druzej_osborn

Эмили Мэри Осборн. «Без имени и друзей», 1857. Галерея Тейт, Лондон

Учебные заведения, которые покидают будущие художники, работали (и работают до сих пор) по отработанной схеме — от копирования гипсовых голов и табуреток с драпированной тканью и пятью апельсинами до изображения с натуры. Нохлин спрашивает, а был ли у начинающей художницы доступ к обнажённой модели в период от эпохи Возрождения до конца XIX века, когда продолжительное обучение рисованию голого человека составляло основу художественного ученичества? Ответ в большинстве случаев отрицательный. Даже если их допускали к модели того или иного пола, она ни в коем случае не могла быть полностью нагой — и даже спасение чести дамы в виде трусов или покрывала не уберегало учениц от стыда и отведённых глаз. Лишая женщин возможности обучаться наравне с мужчинами, их, по существу, лишали также возможности создавать то, что в академическом плане считают «произведением искусства», оставляя лишь посредственные (по своей сути, но не в исполнении) натюрморты.

5_bashkirtseva_v-studii

Мария Башкирцева. «В студии. Мастерская Жюлиана», 1881. Днепропетровский художественный музей, Днепр

Социальное положение женщины, причём к какому сословию она бы ни принадлежала, также не предполагало, что её заинтересует живопись — по крайней мере с той же отдачей, с тем же углублением в ремесло, которым славятся художники-мужчины, бросаюшиеся в омут и посвящающие себя искусству целиком и полностью. Требования, которые предъявлялись женщинам в отношении их общественных функций — быть скромницей, женой, матерью, благочестивой спутницей — делали идею посвящения себя профессии невыполнимой. И дело даже не в таланте. Линда Нохлин пишет: «…вся ситуация художественного творчества, включающая в себя как развитие художника, так и природу и качество самого произведения искусства, развертывается в социальном поле, является составной частью социальной структуры и опосредована и определена специфическими социальными институтами», что означает одно — женщина в этой сфере это тело инородное. Удивительно, что в те времена дамы, пусть и в небольшом количестве, всё равно добивались каких-никаких успехов, будучи лишёнными возможностей получить банальное образование и вознаграждение за свои работы; всё-таки, по большей части, рисование оставалось хобби, романтическим баловством, и не перерастало во что-то серьёзное. Если мужчина-художник занимался «серьёзным» делом, работал с высокопоставленными людьми и высокооплачиваемыми заказами, то на потуги женщин оказаться на том же уровне он смотрел пренебрежительно свысока — пусть и дальше прилежно сидит в саду со своим мольбертом.

Шансы на то, что женщина станет «настоящей» художницей, были лишь в ряде случаев: если она дочь или подопечная художника-мужчины, или же если она обладает «бунтарской» жилкой, маскулинными чертами, за которые её будут порицать.

И что в итоге?

История фотографии берёт своё начало гораздо — гораздо — позже, чем живопись. Если первые работы с камеры начали появляться в XIX веке, то первые рисунки датируются десятками тысяч лет до нашей эры. На пороге прошлого века, когда вопрос эмансипации стоял если не на первом месте, то имел какой-никакой вес, стать профессионалкой в фотографии было проще, особенно в таких смежных занятиях, как дизайн и журналистика. Художницы же, такие как Роза Бонёр, Фрида Кало и Варвара Степанова вошли в историю скорее как исключение из правил — тех, что веками диктовали мастера-мужчины и консервативное, конформистское общество.

Источник фото обложки: Szabo Viktor on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика