Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Всадники сидов

Они отстаивают свои права, видят будущее, лечат королей, спорят с мужчинами и не повинуются уготованной судьбе — в общем, этих девушек из беды спасать не надо: разберутся сами. Рассказываем, какими были женщины в кельтской мифологии.

photo-1566230677680-250e738c374e

Источник фото: Matteo Paonessa on Unsplash

Поселения кельтов простирались от Британских островов и Испании до Чёрного моря. Их племена оставили след почти в каждом уголке Центральной Европы: кельты если и не властвовали там, то обладали каким-никаким влиянием — правда, до тех пор, например, пока на их территорию не переместилась Римская империя. Независимость ушла, а культура осталась. Современные народы, говорящие на кельтских языках, расположились в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Бретани (область на севере современной Франции) и на острове Мэн. Мифы и легенды их предков живут и по сей день: может, эти истории не читают в школе и не рассказывают детям, но они переосмысляются в массовой культуре. В честь одной из богинь назвали музыкальную группу, другие герои появились в аниме, а в 2007 году вышла видеоигра, целиком основанная на ирландском фольклоре. Чтобы подобные отсылки и аллюзии не вводили вас в недоумение, ознакомимся с основными сюжетами и персонажами кельтской культуры. А особое внимание уделим женским образам они порой весьма необычны.

Три сестры

Циклов мифов много, имена персонажей и сами истории варьируются от народа к народу, да и переводы (или пересказы) сказываются на трансформации произведений. Что-то, однако, остаётся неизменным: так, в ирландской мифологии выделяют четыре главных литературных цикла. В первом описывается жизнь племени Дану, прародительницы всех кельтских богов от кузнецов до предсказателей. Там же появляется Морриган — богиня войны и, как бы это ни звучало парадоксально, плодородия. Её имя можно переводить по-разному: Морриган «Великая Королева» либо «Призрачная Королева». Несмотря на власть, Морриган не играет большой роли в битвах первого цикла мифов хотя и влияет на исход воинственными призывами и соблазнениями других богов.

jj-jordan-hr3jjn1cf_i-unsplash

Источник фото: JJ Jordan on Unsplash

В большей мере личность Морриган раскрывается в Уладском цикле мифов — кстати, очень богатом на женских персонажей. Там она появляется в обличиях коровы, угря и волчицы, мешая главному герою Кухулину победить в схватке. Позднее в той же истории Кухулин излечивает раны, которые сам нанёс ей. В дальнейшем Морриган пытается защитить его, так как знает, из какой битвы Кухулин не вернётся живым.

Впрочем, чаще в роли провидицы выступает сестра Морриган — Бадб. Она превращается в ворону (так же, кстати, как и предыдущая богиня), предсказывает обстоятельства похищения Быка из Куальнге и описывает будущую встречу Кухулина с Морриган — и внезапно говорит здесь о сестре как о себе. Исследователи полагают, что сёстры Морриган — на самом деле лишь различные её ипостаси. Ещё одной формой воплощения богини считается Немайн, чьё имя означает «безумие».

800px-cuinbattle

«Кухулин в бою». Художник: Дж. К. Лейендекер, 1911. Источник фото: Т. В. Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов».

Наконец, третья сестра (или ипостась), Маха, многолика: возможно, в мифах есть несколько персонажей с этим именем (и не все они — сёстры Морриган и Бадб). В одном случае она — богиня войны и разрушений, которая умеет превращаться в лошадь. Это неслучайно: в другой легенде Маха — женщина, которая бежала быстрее коней. В третьей истории она же (или её тёзка) — королева, которая наследует трон отца, несмотря на пол и притязания других родственников-мужчин. Позже в честь неё назвали столицу уладов, то есть жителей Ульстера.

Однако Маха не единственная королева в ирландской мифологии и не самая известная: намного больше легенд слагают о Медб.

Сила слова

Поначалу судьба Медб выглядела обычной для девушки её происхождения и положения. Ей, дочери правителя, приказали выйти замуж за короля из другого дома — так она получила звание. Позже супруги стали врагами, и Медб приобрела большую независимость и самостоятельность. Она не пользовалась властью напрямую: просто позволяла тем мужчинам, к которым была благосклонна, править за неё. При этом королева чувствовала, что сохраняет превосходство над ними — хотя бы из-за обладания магическими силами. Как и многие богини ирландской мифологии, она считалась покровительницей плодородия и земледелия, которая умела управлять погодой.

С Медб связана провидица Федельм, к которой обратилась королева за советом перед тем, как начать войну с Конхобаром — её первым мужем. Правда, Медб в итоге не стала принимать во внимание сделанное Федельм предсказание о её поражении. Хотя едва ли что-нибудь изменилось, если бы она поступила по-другому: как известно, пророчества в мифологии должны сбываться. Что интересно, Федельм излагала предсказания в форме стихов (следуя традиции друидов), и при встрече с Медб в первую очередь говорит, что она «женщина-поэт». Уже это ставит её на высокую ступень в иерархии ирландского общества: людей, занимавшихся стихосложением, очень уважали, а иногда они даже выступали как советники королей.

maev

Королева Медб. Художник: Дж. К. Лейендекер, 1911. Источник фото: Т. В. Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов».

Другая королева, Боудика, не пыталась повлиять на окружение — она действовала сама. Хотя приписываемые ей по легенде слова, возможно, вдохновили остальных жителей, когда на их земли пришли римские войска: «Победи или погибни — я, женщина, придерживаюсь этого правила. Если же вы, мужчины, хотите жить в рабстве — это ваш выбор». Боудика отличается от предыдущих героинь — она из более позднего времени, так что её неверно было бы считать мифологическим персонажем. Также воительница проживала на территории другого острова — Великобритании. К тому же это реально существовавшая женщина, образ которой трансформировался в легендах и преданиях.

Победа над смертью

А вот богиня Аирмид вряд ли была историческим персонажем — но даже если допустить такую возможность, то она едва ли обладала теми способностями, которые ей приписывают мифы. Талантливая целительница, она вместе с братом смогла «вырастить» королю новую руку. Также они построили так называемый «колодец здоровья»: окунувшиеся в него убитые воины оживали, снова полные сил и не помнящие о ранах. Это не осталось без внимания противника — колодец, который Аирмид бережно заполняла лечебными травами, забросали камнями.

Награждена даром исцеления и другая богиня — Бригитта. Она покровительствовала поэтам, музыкантам и учёным, защищала детей, передавала знания о врачевании людям — в общем, её помощь трудно переоценить. Образ Бригитты менялся, и со временем богиня превратилась в святую, которая всю жизнь заботилась о тех, кто в этом нуждался — вместо того, чтобы удачно выйти замуж, как этого хотел её отец. Также она охраняла дома от пожаров и других бедствий — а Бригитта в том числе умела управлять огнём. Ещё её имя перекликается с английским словом «bright» (яркий), что может ассоциироваться с солнцем.

Однако богиней жёлтого светила считается Айне — символ радости и любви. Её называют также королевой фейри, то есть притягательных, обворожительных существ, но в то же время хитроумных и даже опасных. Несмотря на миролюбивость, Айне независима и умеет постоять за себя. Когда на богиню напал, намереваясь овладеть ею, король, она откусила ему ухо. После этого он больше не мог править, так как по традициям только совершенный, в том числе внешне, человек был достоин трона. Что интересно, иногда Айне описывают как светлую сторону Морриган, к тому же обе они — богини верховной власти. Такое звание подчёркивает их свободу от чужой воли.

photo-1611607969313-e37723e4b9d9

Источник фото: Justin Merced on Unsplash

Конечно, иногда женщины в кельтской мифологии остаются на заднем плане — прекрасными и, как правило, несчастными, а иногда ещё и безымянными. В том же цикле о Кухулине принцесс то и дело заколдовывают, а герои их спасают. И даже тех женщин, кто изначально был доблестен и независим, в итоге ожидают горе или неудача — как, к примеру, воительницу-разбойницу Нихассу, которая была вынуждена выйти замуж за убийцу своих воспитателей. Эсс Энхине из того же цикла, явившаяся отомстить Кухулину за смерть сыновей, тоже не удаётся победить: она погибает от рук главного персонажа. Однако кто сказал, что всё должно заканчиваться хорошо? Мифы объясняют реальность — а она порой мрачна и неприветлива. Вот и остаётся только использовать свои силы — а их у женщин достаточно.

Источник фото для обложки: «Всадники сидов», Дж. Дункан. Фотограф: Sevenseaocean. CC BY-SA 4.0

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика