Они отстаивают свои права, видят будущее, лечат королей, спорят с мужчинами и не повинуются уготованной судьбе — в общем, этих девушек из беды спасать не надо: разберутся сами. Рассказываем, какими были женщины в кельтской мифологии.
Источник фото: Matteo Paonessa on Unsplash
Поселения кельтов простирались от Британских островов и Испании до Чёрного моря. Их племена оставили след почти в каждом уголке Центральной Европы: кельты если и не властвовали там, то обладали каким-никаким влиянием — правда, до тех пор, например, пока на их территорию не переместилась Римская империя. Независимость ушла, а культура осталась. Современные народы, говорящие на кельтских языках, расположились в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Бретани (область на севере современной Франции) и на острове Мэн. Мифы и легенды их предков живут и по сей день: может, эти истории не читают в школе и не рассказывают детям, но они переосмысляются в массовой культуре. В честь одной из богинь назвали музыкальную группу, другие герои появились в аниме, а в 2007 году вышла видеоигра, целиком основанная на ирландском фольклоре. Чтобы подобные отсылки и аллюзии не вводили вас в недоумение, ознакомимся с основными сюжетами и персонажами кельтской культуры. А особое внимание уделим женским образам — они порой весьма необычны.
Три сестры
Циклов мифов много, имена персонажей и сами истории варьируются от народа к народу, да и переводы (или пересказы) сказываются на трансформации произведений. Что-то, однако, остаётся неизменным: так, в ирландской мифологии выделяют четыре главных литературных цикла. В первом описывается жизнь племени Дану, прародительницы всех кельтских богов — от кузнецов до предсказателей. Там же появляется Морриган — богиня войны и, как бы это ни звучало парадоксально, плодородия. Её имя можно переводить по-разному: Морриган — «Великая Королева» либо «Призрачная Королева». Несмотря на власть, Морриган не играет большой роли в битвах первого цикла мифов — хотя и влияет на исход воинственными призывами и соблазнениями других богов.
Источник фото: JJ Jordan on Unsplash
В большей мере личность Морриган раскрывается в Уладском цикле мифов — кстати, очень богатом на женских персонажей. Там она появляется в обличиях коровы, угря и волчицы, мешая главному герою Кухулину победить в схватке. Позднее в той же истории Кухулин излечивает раны, которые сам нанёс ей. В дальнейшем Морриган пытается защитить его, так как знает, из какой битвы Кухулин не вернётся живым.
Впрочем, чаще в роли провидицы выступает сестра Морриган — Бадб. Она превращается в ворону (так же, кстати, как и предыдущая богиня), предсказывает обстоятельства похищения Быка из Куальнге и описывает будущую встречу Кухулина с Морриган — и внезапно говорит здесь о сестре как о себе. Исследователи полагают, что сёстры Морриган — на самом деле лишь различные её ипостаси. Ещё одной формой воплощения богини считается Немайн, чьё имя означает «безумие».
«Кухулин в бою». Художник: Дж. К. Лейендекер, 1911. Источник фото: Т. В. Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов».
Наконец, третья сестра (или ипостась), Маха, многолика: возможно, в мифах есть несколько персонажей с этим именем (и не все они — сёстры Морриган и Бадб). В одном случае она — богиня войны и разрушений, которая умеет превращаться в лошадь. Это неслучайно: в другой легенде Маха — женщина, которая бежала быстрее коней. В третьей истории она же (или её тёзка) — королева, которая наследует трон отца, несмотря на пол и притязания других родственников-мужчин. Позже в честь неё назвали столицу уладов, то есть жителей Ульстера.
Однако Маха не единственная королева в ирландской мифологии и не самая известная: намного больше легенд слагают о Медб.
Сила слова
Поначалу судьба Медб выглядела обычной для девушки её происхождения и положения. Ей, дочери правителя, приказали выйти замуж за короля из другого дома — так она получила звание. Позже супруги стали врагами, и Медб приобрела большую независимость и самостоятельность. Она не пользовалась властью напрямую: просто позволяла тем мужчинам, к которым была благосклонна, править за неё. При этом королева чувствовала, что сохраняет превосходство над ними — хотя бы из-за обладания магическими силами. Как и многие богини ирландской мифологии, она считалась покровительницей плодородия и земледелия, которая умела управлять погодой.
С Медб связана провидица Федельм, к которой обратилась королева за советом перед тем, как начать войну с Конхобаром — её первым мужем. Правда, Медб в итоге не стала принимать во внимание сделанное Федельм предсказание о её поражении. Хотя едва ли что-нибудь изменилось, если бы она поступила по-другому: как известно, пророчества в мифологии должны сбываться. Что интересно, Федельм излагала предсказания в форме стихов (следуя традиции друидов), и при встрече с Медб в первую очередь говорит, что она «женщина-поэт». Уже это ставит её на высокую ступень в иерархии ирландского общества: людей, занимавшихся стихосложением, очень уважали, а иногда они даже выступали как советники королей.
Королева Медб. Художник: Дж. К. Лейендекер, 1911. Источник фото: Т. В. Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов».
Другая королева, Боудика, не пыталась повлиять на окружение — она действовала сама. Хотя приписываемые ей по легенде слова, возможно, вдохновили остальных жителей, когда на их земли пришли римские войска: «Победи или погибни — я, женщина, придерживаюсь этого правила. Если же вы, мужчины, хотите жить в рабстве — это ваш выбор». Боудика отличается от предыдущих героинь — она из более позднего времени, так что её неверно было бы считать мифологическим персонажем. Также воительница проживала на территории другого острова — Великобритании. К тому же это реально существовавшая женщина, образ которой трансформировался в легендах и преданиях.
Победа над смертью
А вот богиня Аирмид вряд ли была историческим персонажем — но даже если допустить такую возможность, то она едва ли обладала теми способностями, которые ей приписывают мифы. Талантливая целительница, она вместе с братом смогла «вырастить» королю новую руку. Также они построили так называемый «колодец здоровья»: окунувшиеся в него убитые воины оживали, снова полные сил и не помнящие о ранах. Это не осталось без внимания противника — колодец, который Аирмид бережно заполняла лечебными травами, забросали камнями.
Награждена даром исцеления и другая богиня — Бригитта. Она покровительствовала поэтам, музыкантам и учёным, защищала детей, передавала знания о врачевании людям — в общем, её помощь трудно переоценить. Образ Бригитты менялся, и со временем богиня превратилась в святую, которая всю жизнь заботилась о тех, кто в этом нуждался — вместо того, чтобы удачно выйти замуж, как этого хотел её отец. Также она охраняла дома от пожаров и других бедствий — а Бригитта в том числе умела управлять огнём. Ещё её имя перекликается с английским словом «bright» (яркий), что может ассоциироваться с солнцем.
Однако богиней жёлтого светила считается Айне — символ радости и любви. Её называют также королевой фейри, то есть притягательных, обворожительных существ, но в то же время хитроумных и даже опасных. Несмотря на миролюбивость, Айне независима и умеет постоять за себя. Когда на богиню напал, намереваясь овладеть ею, король, она откусила ему ухо. После этого он больше не мог править, так как по традициям только совершенный, в том числе внешне, человек был достоин трона. Что интересно, иногда Айне описывают как светлую сторону Морриган, к тому же обе они — богини верховной власти. Такое звание подчёркивает их свободу от чужой воли.
Источник фото: Justin Merced on Unsplash
Конечно, иногда женщины в кельтской мифологии остаются на заднем плане — прекрасными и, как правило, несчастными, а иногда ещё и безымянными. В том же цикле о Кухулине принцесс то и дело заколдовывают, а герои их спасают. И даже тех женщин, кто изначально был доблестен и независим, в итоге ожидают горе или неудача — как, к примеру, воительницу-разбойницу Нихассу, которая была вынуждена выйти замуж за убийцу своих воспитателей. Эсс Энхине из того же цикла, явившаяся отомстить Кухулину за смерть сыновей, тоже не удаётся победить: она погибает от рук главного персонажа. Однако кто сказал, что всё должно заканчиваться хорошо? Мифы объясняют реальность — а она порой мрачна и неприветлива. Вот и остаётся только использовать свои силы — а их у женщин достаточно.
Источник фото для обложки: «Всадники сидов», Дж. Дункан. Фотограф: Sevenseaocean. CC BY-SA 4.0
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!