19 июля в Центре искусства и музыки Библиотеки Маяковского открылась выставка «Маяковский. Трибьют». Проект приурочен ко дню рождения всеми известной личности XX века. Концепция экспозиции такова, что кураторы хотели показать Владимира Владимировича Маяковского не как великого советского писателя, опередившего своё время на десятки лет, а как человека, трогательного и ранимого, несчастного в своей гениальности. Для этого свои работы подготовили шестнадцать художников, представителей уличного и современного искусства.
Куратор проекта — искусствовед и исследователь уличного искусства Анастасия Пронина. Сокуратор — Елизавета Закураева — провела нас по выставке, рассказала об основной идее и экспонатах.
«Площадка любезно предложила нам место под нашу идею в Библиотеке Маяковского. Это очень необычный зал. Бывшая церковь, орган… Казалось бы, что современное искусство, а тем более уличное, не очень вписывается в рамки этого помещения. Но основная наша идея была как раз в том, чтобы представить традиционно уличных художников, которых мы могли видеть тегающими на улице или делающими какие-то не очень согласованные арт-интервенции в традиционном выставочном зале. Это не просто какой-то набор произведений под выставку. Это действительно все работы, созданные специально для проекта "Маяковский. Трибьют"», — комментирует Елизавета.
Читайте также
Для вдохновения художникам было предложено прочитать и переосмыслить некоторые письма Маяковского к Лиле Брик. Эта переписка носит очень личный характер, но именно в ней так хорошо проявилась сложная натура поэта. Никаких условий к созданию работ кураторы проекта авторам не диктовали, каждый художник мог привнести свой бэкграунд общения с Маяковским, знакомства с его творчеством. В результате в объектах можно заметить много пересечений, например, известный образ Щена, который уже давно закрепился за поэтом.
При этом все произведения очень различны: кому-то ближе текст, кому-то художественный образ. На выставке можно встретить картину, созданную из угля, полотна с вышивкой, прочитать стих на собачьем языке и ответить на вопрос: «Какой ты Маяковский сегодня?»
По словам Елизаветы, сама подготовка проектов была не менее интересной. Например, художник из Екатеринбурга Илья Мозги не имел возможности приехать в Санкт-Петербург для подготовки своего проекта. Свою серию из писем на языке, на котором предположительно может разговаривать собака, автор создал на расстоянии и предложил кураторам воплотить их в инсталляцию из постельного белья.
«Когда мы читаем все эти письма, они вызывают такое ощущение, как будто бы ты погружаешься во что-то очень интимное, буквально копаешься в чужом постельном белье. По творческому заданию художника мы даже встречались с хозяйкой собаки, которая любезно предложила помощь своего питомца для создания произведения. Это было сделано специально, чтобы на нём осталась шерсть», — объясняет сокуратор проекта.
Гриша Шаров, уличный художник из Братска, также сделал работу удалённо. Для создания своего объекта он искал старые почтовые ящики, точно такого же вида, как те, что были у него на макете. После долгих поисков, включая разыскивания цели на старых фондах в центре, ящики всё же были найдены. Однако потом кураторы долго думали, как их повесить, потому что стены библиотечных конструкций были предназначены для графики и холстов, а тут вдруг такой неожиданный медиум. Необычный, да привлекающий внимание зрителя!
Отразилась в работах на выставке и трагичность судьбы Маяковского. Например, Костя Ужве нанёс изображение пистолета, из которого поэт покончил с собой, на страницы сборника стихов. Грустью отдаёт и работа Саши Браулова. Художника легко узнать по его работе с вышивкой. Красное полотно с белой надписью «Немножко помни меня. Целую тебя 189 раз.» расположилось прямо над входной дверью и отлично вписалось в интерьер, словно это прощание с посетителями, которые собрались уходить. В своих социальных сетях автор написал, что сделал эту работу всего за две ночи.
Помимо основной экспозиции также есть два преобразованных под пространство для произведений окна, в которых воплощено своеобразное отражение идеи «Окон РОСТА», серии агитационных плакатов. Они выставлялись в прошлом веке в пустующих витринах магазинов.
«На сайте и в пространстве выставки у нас как раз приведён "Декрет № 1" Маяковского, про то, что искусству пора выходить на улицы, пора заполнять все площади, заборы, не сидеть выставочном зале музея, а быть доступным, быть самой жизнью, нашей повседневностью. — рассказывает Елизавета Закураева. — Поэтому такие два окна мы тоже заняли искусством. Кроме того, это привлекает посетителей. Окна выходят на Невский, работы довольно яркие и необычные. Люди действительно обращают на них внимание. Менять здесь работы мы будем неделями, сейчас у нас там Саня Закиров и Иван Симонов».
Также один из проектов спрятан внутри читального зала. Совместная работа Кости Ужве и Насти Иваненковой — холст, посвящённый сожительству Маяковского с Бриками. Можно полюбоваться картиной, а заодно, вдохновившись выставкой, почитать произведения поэта или другую литературу, доступную в библиотеке.
Кроме того, в рамках концептуального проекта специально разработана лимитированная серия принтов от художников-участников. Она будет продаваться только в течение этой выставки. Уже сейчас в тираже 20-30 штук выпущены работы Насти Иваненковой, Синего карандаша, Максима Имы, Кости Ужве, Натальи Пастуховой и Ники Клецки.
Выставка «Маяковский. Трибьют» открывает поэта XX века с новой стороны, позволяет проникнуться его личностью и судьбой даже тем, кто всегда был далёк от его творчества, и оставляет пищу для размышлений. Экспозиция будет работать до 20 августа, а для тех, кто заинтересован, но не сможет прийти лично, доступен сайт, где все желающие могут посмотреть работы художников.
Фоторепортаж: Юлия Курдова
https://sub-cult.ru/chtivo/statji/14709-vystavka-mayakovskij-tribyut-kultovyj-poet-cherez-prizmu-sovremennogo-iskusstva#sigProId0c4bdb85e0
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!