«Мама разрешила, мама знает, что я вандал» — популярный звук в TikTok наглядно иллюстрирует иронию, с которой современные уличные художники относятся к старым прозвищам. Уже давно стрит-арт выходит из маргинальных жанров на просторы интернета, где авторы с усмешкой, называют себя «вандалами» и продолжают расцвечивать и украшать города. О положительных изменениях в восприятии уличной культуры и искусства, а также о городе Калининграде и его авторах в интервью с художницей и скульптором Алиной Nehudok (@nehudok).
Изображение: личный архив художницы Алины Nehudok
— Мы с тобой сейчас находимся в Калининграде. Почему этот город?
Читайте также
— Я сама из Калининграда. Я обожаю этот город, потому что вся эта архитектура, природа, зелень сочная, жирная. Это реально не сравнится с даже с Питером, где достаточно «жухленько».
— Ты всегда хотела быть художницей?
— Вообще, изначально я хотела быть врачом и творчеством занималась непоследовательно, просто мне это нравилось. Вроде постоянно что-то делала, но чтобы серьезно заниматься, никогда не думала. Но потом я закончила девятый класс и поняла, что, ладно, пора что-то менять. Начала активно вести социальные сети и выкладывать туда своё искусства. Подумала, что это так классно, что я могу просто с помощью творчества кому-то поднять настроение, что мне пишут: «Мой день стал лучше, потому что я увидела вашу работу». Так я поняла, что я оказываю влияние на людей тем, что делаю. Однажды мы с подружкой болтали, и она предложила мне слепить скульптуру из глины и просто разместить её в городе. Я решила попробовать перейти из интернета на улицы: повесила скульптуру и написала свой первый никнейм.
— Говоря о скульптурах на стенах. Это очень интересный формат, потому что, когда упоминают уличное искусство и стены, то все вспоминают сразу граффити. А у тебя получилось так, что ты перенесла круглую пластику на некруглое пространство. Как к этому относятся люди, когда они находят твои работы?
— Пока что я делаю скульптуры просто из глины. Это весьма недолговечный материал. Когда под дождь попадает, то сразу же размокает. Сначала я думала, что сделаю объект, размещу, и пусть он там висит долго, пусть все на им любуются. Потом я поняла, что это улица, тут у всех свои правила. Я не должна даже думать о том, что будет с работой дальше. Бывало такое, что прикрепила, и в этот же день она упала или её разбили. И я к этому спокойно отношусь, потому что понимаю, что она хоть чуть-чуть своё прожила, хотя бы два человека увидели, уже хорошо. Неважно сколько зрителей, ведь главное, что хотя бы для кого-то это было важно увидеть.
— Насколько долго твои работы существуют в городской среде?
— Самая недолгая моя работа провисела один день, а самая долгая — «Бабка Грэнни» — сначала висела в Калининграде в одном месте, а потом отпала, и я её снова прикрепила. Затем её нашла девушка и отдала работу мне. Я даже повезла «Бабку» в Питер, мы её наклеили уже там на стену, и она снова отпала. И вот сейчас уже повесила в новом месте. Надеюсь долго провисит, такая она прям долговечная получилась (смеётся — прим. ред.)
Изображение: личный архив художницы Алины Nehudok
— А как происходит выбор места, куда ты вешаешь свои объекты?
— Бывает такое, что я вижу место и думаю: «Хочу, чтобы там была моя скульптура!» Есть пончиковая одна в Питере, я её очень сильно люблю. Как-то раз подумала, что там моя работа впишется уж больно хорошо. Я специально слепила для них скульптуру. Пока ещё не ходила туда, но вот нужно будет пойти, договориться и приклеить там.
А бывает такое, что я просто понимаю, где хочу какую-то странную скульптуру повесить. Понятное дело, что работа должна как-то смотреться, подходить к месту подходило. Условно говоря, на новый дом я не хочу прикреплять современную работу. Я лучше какой-нибудь старый дом найду, чтобы всё как-то контрастно смотрелось (улыбается — прим. ред.)
— То есть, чтобы форма с работала содержанием?
— Да-да, именно так.
— Как бы ты могла описать стиль, в котором работаешь? Есть какие-то характерные черты для Алины Нехудок?
— Опять-таки — это всё про контраст, в первую очередь. Мне нравится, когда какой-то чёрный мазок сталкивается с белым. Нравится, что могу просто брать кисть, а у меня они все вот прям такие лохматые, как я люблю, и дальше просто наносить краску так, будто бы долбить молотком. Чтобы нарисовать, к примеру, яблоко, могу просто кисть макать во все краски, чтобы на моём фрукте были все цвета, а в общей сумме получился один — тот же зелёный. Вот, наверное, это стиль. Я просто сама не знаю, как он называется. Какой-нибудь там постимпрессионизм, может, импрессионизм, что-то такое (смеётся — прим. ред.)
Изображение: личный архив художницы Алины Nehudok
— А влияет ли как-то сам город на твою скульптуру? Например, тебя больше вдохновляет Калининград или Санкт -Петербург?
— Как будто бы в Питере мне хочется добавлять больше какой-то яркости, потому что город бывает иногда такой тусклый и мрачный. Прям вот идешь и думаешь — вот сюда может быть что-нибудь зелёненькое, яркое такое. В Калининграде замечаю то, что были какие-то более тусклые скульптуры. То есть, потому что город, в принципе, сам яркий, хочется какого-то немножко депресничка, что-то такое на подумать, скажем так.
— Уличное искусство в тридцать девятом регионе. Есть ли какие-то андеграунд-сообщества, течения? Есть ли что-то такое в Калининграде, что нужно прям увидеть и посмотреть?
— Знаю, есть ragdoll. Они сейчас только развиваются, и там будет что-то очень крутое, связанное со стрит-артом. А так, из популярных художников есть «Негодяй» — это тот, кто делает песчаные лица на стенах. Есть творческая пара «Грачик» и «Марго», они сделали большой мурал с врачом на одном из домов. Ещё есть «Накури», он делает мордашки всякие.
— Я ещё знаю Fox, он делает таких лисиц.
— Да, точно! Кстати, как-то поменьше он стал делать их, но раньше прям всё было в этих лисах, тоже так здорово было.
— Творческая атмосфера Калининграда отличается ли как-то от других городов?
— Я лично вижу в чём отличие. Опять-таки, по-разному, но это какая-то общая тенденция. Будто бы творческие люди в Калининграде более открытые, хотят как-то расширяться. Для них, творчество — это то, чем хочется постоянно делиться. Даже поэтому, мне кажется, что у нас, как будто бы больше доступен стрит-арт, его просто больше везде. Но, возможно, это потому, что в Питере больше исторических зданий и сложнее работать на улицах.
— Есть какое-то отличие в форме работ, в их содержании?
— Я заметила, что в Калининграде объемные работы есть. В Питере, например, меньше подобного искусство или же я просто ни разу не замечала его. Ещё в Петербурге творческие работы будто бы находятся в более видных местах, более заметных, а в Калининграде наоборот. У нас такие есть работы, которые, чтобы посмотреть, нужно прям нагнуться, долго разглядывать. Скажем так, это больше про что-то камерное. Ещё могу отметить морские мотивы, которые пробиваются у художников из Калининграда. Как будто бы смотришь на художника, и видно, что он живёт около моря, что он видел море, что он там часто бывал. А в Питере у меня как-то работы ассоциируется с подъездами, башнями, дымом...
Изображение: личный архив художницы Алины Nehudok
— У тебя есть какие-то любимые работы в Калининграде?
— Первое, что могу назвать — это место, где висела моя «Бабка Грэнни». Мне так понравилась история с её передвижением. Сначала, я повесила эту работу на стену здания на Проспекте мира. Она там так хорошо смотрелась. И потом Fox нарисовал там лисичку, как будто бы моя «Бабка» как колобок была на носу рыжего зверя. Эта наша совместная работа мне очень нравилась, хотя мы не договаривались, так просто получилось. Потом нравится улица Гаражная, где была классная коллаборация «Накури» и «Арт-по». Ещё одна из моих любимых работ — это Бродский, который с очками из окон. Круто когда, скажем так, играют с городом. Работа прям вписалась в пространство.
— Как вообще сейчас стрит-арт развивается? Больше переходит куда-то в студийные истории, договорные дела, или всё-таки хочет оставаться таким вот андеграундным, уличным, хулиганским?
— Это от ребят зависит. Я знаю тех, которым прям предлагают сотрудничество, но они всё равно хотят хулиганить. Просто это как бы в их стиле жизни. Сейчас, на самом деле, даже в Калининграде всё это будет переходить на уровень государства. Ну, опять же, нужно так, чтобы не государство диктовало, что нужно рисовать, а чтобы художники говорили, что они хотят создавать, а государство это поддерживало. Мне кажется, надо уметь находить компромиссы.
— Какие слова ты бы могла сказать начинающим авторам и художникам?
— Не бойтесь творить. Обязательно показывайте себя и своё искусство. Это точно не то, чего нужно бояться. И если даже думаете, начинать или не начинать, вспоминайте фильм «Всегда говори “Да”» и обязательно делайте!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи