Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Выставка-сенсация: Русский музей в Рязани

Крупнейшее в мире собрание национального искусства из Санкт-Петербурга временно обосновалось в Рязанском регионе. Экспозиция «Шедевры Русского музея XV−XX веков» — беспрецедентная выездная выставка в России. С 28 июня по 15 сентября на одной из площадок Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) можно увидеть 109 подлинных творений кисти Репина, Шишкина, Айвазовского, Крамского, Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина и многих других мастеров.

Русский музей периодически организует выездные экспозиции в российские регионы, но выставку такого масштаба, охватывающую сразу несколько столетий становления отечественной живописи, культурная институция представляет впервые за долгое время.

shedervyrm_foto_1

Изображение: макет Рязанского кремля, расположенный в центральном холле Музейного центра

Новый Музейный центр

Невероятно ценные полотна расположились рядом с историческим районом города в новом Музейном центре РИАМЗ на Соборной улице, который открылся лишь весной этого года. Здесь хранятся древнейшие экспонаты со всей области, регулярно проходят интерактивные выставки, творческие мастер-классы и научные лекции, продаются работы местных художников и ремесленников.

Новость о приезде экспозиции Русского музея вызвала настоящий фурор среди жителей Рязани. За первые дни знаменитые картины успели посмотреть более десятка тысяч посетителей! Спустя месяцы, ажиотаж не спадает: сотрудники организуют дополнительные сеансы экскурсий и проводят акцию «Ночь в музее».

Древнее искусство

Выставка «Шедевры Русского музея» рассказывает о художественном деле, начиная со времён средневековой Руси, когда процветали новгородская, псковская и ярославская школы древнерусской живописи.

Отдельный интерес представляют старейшие иконы. Две створки Царских врат, по обычаю располагающихся в центре нижнего (местного) ряда иконостаса, изображают религиозные мотивы «Благовещения» и «Евхаристии». Характерная экспрессивная манера иконописи позволяет говорить, что это произведение было создано в северной провинции Новгорода примерно в XIV веке. Преобладающие охристые и красные цвета также отличают образы этого периода.

shedervyrm_foto_2

Изображение: экспозиция «Шедевры Русского музея XV−XX веков» в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике

Ещё одна икона новгородской школы, представленная на выставке — «Чудо Георгия о змие» (1390-е года). Великомученик Георгий был одним из самых почитаемых святых воинов в Византии и Древней Руси и считался покровителем князей и воевод. Позднее, в XVII веке, его изображение было включено в герб Московского государства.

Мастера пейзажа

Морской пейзаж, или марина — это особый жанр изобразительного искусства. Несомненно самый известный маринист русской живописи — Иван Константинович Айвазовский. Бессменными героями его картин являются глубокие воды, могучие волны и высокое небо. «Природа — всё для художника, в её глубине — наше наставление», — искренне верил художник. В морском пейзаже Айвазовский видел и божественный промысел. Полотно «Хаос. Сотворение мира» представляет собой авторскую интерпретацию библейского сюжета. Море олицетворяет тёмное начало, а лучи пробивающегося солнца символизируют силы Творца.

shedervyrm_foto_3

Изображение: экспозиция «Шедевры Русского музея XV−XX веков» в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике

Воспеватель русского леса Иван Иванович Шишкин тоже вдохновлялся окружающими его видами. Знаменитый пейзажист почти половину жизни провёл на пленэрах, создавая этюды и зарисовки. Его знаковые работы «Лесная глушь» (1862) и «Тевтобургский лес» (1865) представлены на выставке «Шедевров Русского музея». Как считал Шишкин, подробности и детали — это живая правда природы. Именно поэтому его картины можно рассматривать часами: художник тщательно проработал каждый листик на дереве, каждую травинку в поле.

Жанр натюрморт

Самая спокойная часть выставки — нежные цветочные натюрморты. Александр Герасимов добился широкого признания, создавая портреты представителей советской партийной элиты, однако, несмотря на это, продолжал работать с живой натурой природы. Его картина «Полдень. Тёплый дождь» демонстрирует вид на собственный сад художника: за стекольной рамой тучное небо, тонкие ветви берёзы, выразительные дождевые капли, а на подоконнике — полупрозрачная ваза с букетом свежесрезанной сирень. Живописец объёмно прописал каждое соцветие, за счёт чего полотно смотрится ещё более реалистично.

В одном ряду с работой Герасимова стоят картины Петра Кончаловского («Натюрморт. Сирень в двух корзинах» 1939 года) и Иосифа Крачковского («Фиалки из Ниццы», 1902 год), лаконично продолжающие цветочную тему.

shedervyrm_foto_4

Изображение: картина И. Е. Крачковского «Фиалки из Ниццы», написанная в Париже в 1902 году

Портретная галерея

Портретная галерея занимает сразу несколько залов, охватывая периоды со времён правления Алексея Михайловича до «Кондукторши» Самохвалова и «Работницы» Малевича.

Жанр парадного портрета представляют изображения знатных дворянских и правящих семей. Среди них Екатерина II работы крупнейшего академического портретиста эпохи классицизма Дмитрия Левицкого. Каноничный образ императрицы подкрепляют горностаевая мантия на плечах и голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного. «Портрет Александра III» в 1886 году создал художник Ивана Крамской. Александр Александрович был ценителем, собирателем и покровителем отечественного искусства. Его имя получил Русский музей при основании в апреле 1895 года. Именно подаренные императором коллекции стали основой постоянной экспозиции великого собрания картин.

Среди самых известных портретных изображений начала двадцатого столетия — «Портрет Ф. И. Шаляпина» Бориса Кустодиева. Живописца и певца познакомил Максим Горький, позже они не раз сотрудничали при подготовке театральных постановок: Кустодиев выступал в роли художника-оформителя, Шаляпин — исполнителя главных партий и режиссёра. В 1922 году мастер предлагает знаменитому певцу создать его портрет. Фёдор Шаляпин запечатлён в полный рост на фоне народного празднования Масленицы. Картина наполнена биографическими деталями: у ног Фёдора Ивановича стоит его любимый белый бульдог по кличке Ройка, чуть позади близкие певца — его личный секретарь Исай Дворищин и дочери Марина и Марфа.

Советский период

Зарождение первых коммунистических идей в России пришлось на самое начало XX века. Кому-то пришлось с ними бороться, кому-то — смириться, но так или иначе советская тема образует целый художественный пласт в развитии отечественной культуры.

В 1907 году известный русский художник Илья Репин начинает работу над картиной «17 октября 1905 года». Тогда страна проживала масштабные общественные потрясения. Всероссийская октябрьская политическая стачка собрала на улицах тысячи студентов, курсисток, профессоров и большим образом рабочих. Именно они стали главными героями сюжета Репина. Многолюдная толпа, расплывающаяся и плавно перетекающая в фон, символические красные акценты в виде флагов, цветов и растянутых транспарантов, ставшх отличительным признаком этого времени. Среди демонстрантов также можно заметить изображение историка литературы и библиографа Семёна Венгерова, актрису Лидию Яворскую, художественного и музыкального критика Владимира Стасова. Все они были представителями демократической интеллигенции, которые, как считал сам Илья Ефимович, так или иначе приближали революционные дни.

Знаковые моменты становления и развития Советского Союза уже как самостоятельного государства в своих работах отразили и Александр Дайнека (его «Колхозница на велосипеде» 1935 года стала метафорой широких просторов родной земли, начала новой жизни), и Андрей Яковлев, посвятивший отдельный цикл картин «Ленинградские километры БАМа» строительству крупнейшей железной дороги в Восточной Сибири Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в 1970-х. Художник лично бывал на стройке около десяти раз и даже сам подолгу жил и работал в тайге среди строителей. Поэтому его сюжеты отличаются особой историчностью и истинной правдой жизни. На одном из центральных полотен серии «Сопричастность» он изобразил самого себя, беседующего с одним из участников масштабной стройки фёром Юрием Шариповым. Картина была написана на 682 километре магистрали у Белых озёр недалеко от Гатчины. За свою работу Яковлев был награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», стал «почётным проходчиком» и «ветераном тоннельного отряда N° 11», а также обрёл настоящих друзей-строителей на всю оставшуюся жизнь.

shedervyrm_foto_5

Изображение: В. В. Кандинский «Два овала», 1919 год

Выставку «Шедевры Русского музея XV−XX веков» можно назвать краткой художественной энциклопедией русского изобразительного искусства. Здесь представлены различные жанровые блоки, отдельные исторические и тематические направления, классические идеалистические и провокационные авангардные течения. Уникальный состав экспозиции точечно, но очень ярко повторяет путь развития отечественного искусства, которое за многие века стало неотъемлемой частью мировой культуры.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика