Аудиосериалы — новое явление в российском книжном сообществе. Что это такое и чем аудиосериал отличается от аудиокниги, разобрались в материале.
Аудиосериалы: зарубежный тренд
До России аудиосериалы добрались недавно. За рубежом же форматы сюжетных подкастов («The program», «The Magnus Archives») или аудиодрам («Moriarty: The Devil’s game») стали популярны около десяти лет назад. Большинство из них можно найти на американской платформе Audible (ближайший российский аналог — Bookmate) или стриминговых сервисах. Независимыми командами подкасты часто бесплатно распространяются на YouTube.
Формат завоевал любовь англоязычной молодёжи. У первой серии хоррор подкаста «The Magnus Archives», вышедшего в 2017 году, более 1 млн просмотров, а фанатское творчество по нему появляется до сих пор. Чаще всего сюжет таких историй оригинален и не основан на уже существующем произведении. А вот аудиодрамы — это полностью адаптированные под аудио формат спектакли по книгам, фильмам или играм со своим сценарием.
Источник фото: Mohammad Metri on Unsplash
Случается и такое, что аудиодраму создают с нуля, но сюжетно привязывают к известному произведению. Например, «Moriarty: The Devil’s game» от Audible это другой взгляд на историю Мориарти — антипода Шерлока Холмса — с голосами известных актёров, музыкой и спецэффектами. Когда слушаешь такой спектакль, кажется, будто смотришь сериал с закрытыми глазами. Вспоминаются советские кассеты с детскими сказками. В них, помимо рассказчика, каждый персонаж «говорил» своим голосом, и даже скрип половиц в напряженном моменте был озвучен.
Читайте также
Аудиосериалы VS Аудиокниги
Ключевая особенность аудиосериалов скрывается в названии. Они выходят сериями, иногда даже сезонами. Ещё одно отличие от аудиокниг — собственный адаптированный сценарий, как если бы по книге снимали экранизацию. Эффект полного погружения в аудиосериале даже важнее, чем игра актёров: музыка и звукорежиссура в них не уступают музыке и звукорежиссуре в фильмах. И, конечно же, серии заканчиваются на интригующем моменте. Лучше всего в таком жанре работают триллеры, детективы и другие остросюжетные истории.
Аудиокниги, напротив, отличаются некой монотонностью. В них может быть даже один чтец. Актёрская игра, как правило, не дотягивает до уровня аудиосериала, но она в аудиокнигах и не сильно нужна. Хотя есть и случаи, когда артист отыгрывает на все сто! Фоновая музыка может отсутствовать или прозвучать на несколько секунд вначале, а шумовых эффектов, как и продвинутой звукорежиссуры нет вовсе. В отличие от аудиосериала, аудиокнига доступна полностью сразу и часто для многих платформ. Аудиосериалы в большинстве своем в России выходят эксклюзивно для «VK Музыки».
Источник фото: ConvertKit (Soon to be KIt) on Unsplash
Современные аудиосериалы на российском рынке, скорее, находятся между аудиокнигой и аудиодрамой. Дело в том, что наш продукт уже нечто большее, чем простая аудиокнига: в российских аудиосериалах играют знаменитые актёры дубляжа, для них пишутся саундтреки и создаются уникальные шумовые эффекты. Но этого пока недостаточно, чтобы сравняться с американскими аудиодрамами, ведь сценарий в российском продукте адаптирован не полностью; слишком большая роль отдаётся рассказчику, который зачитывает текст оригинального произведения, как чтец аудиокниги.
Что послушать из российских аудиосериалов?
От издательства «Кислород» (импринт «Росмэн») совместно с «VK Музыкой» вышли три нашумевших аудиосериала: «Четвёртое крыло» (аудиокнига года по версии этой платформы в 2023-м), «Канашибари» и «Железное пламя». Каждый сериал издательство начинало выкладывать до предзаказа книг, что неизбежно повышало к ним интерес. Многие люди признавались, что заинтересовались книгой исключительно из-за аудиосериала, некоторым он понравился даже больше печатной версии, а иные — и вовсе совмещали два формата.
«Четвёртое крыло» — young adult фэнтези с драконами, концепцией сюжета «сдохни или умри» и 18+ сценами. Технически, «Четвёртое крыло» можно назвать первым сезоном, а «Железное пламя» — вторым, так как это продолжение. Интересно, что книга, как и аудиосериал, преимущественно были рассчитаны на женскую аудиторию до 25 лет. Но по статистике, которой поделились «VK Музыка», аудиосериал был крайне популярен не только у женской, но и у мужской части читательского сообщества. Возможно, такой захватывающий формат стирает границы «женской» и «мужской» литературы вместе с предубеждениями.
© «Кислород»
Книга «Канашибари» стала вторым медиа проектом «Кислорода» после «Четвёртого крыла». Азиатское фэнтези в духе «Алисы в пограничье» и других игр на выживание. С этой российской новинкой во многом повторили ту же схему, что была с первым аудиосериалом издательства: позвали актёров озвучки «Гарри Поттера», создали уникальное музыкальное сопровождение и песню-саундтрек (в случае с «Четвёртым крылом» приглашённым артистом была polnalyubvi, а у «Канашибари» — Сюзанна). Успех удалось повторить, количество слушателей осталось почти прежним.
Источник фото обложки: Juja Han on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!