Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Аудиосериалы — новое явление в российском книжном сообществе. Что это такое и чем аудиосериал отличается от аудиокниги, разобрались в материале.

Аудиосериалы: зарубежный тренд

До России аудиосериалы добрались недавно. За рубежом же форматы сюжетных подкастов («The program», «The Magnus Archives») или аудиодрам («Moriarty: The Devil’s game») стали популярны около десяти лет назад. Большинство из них можно найти на американской платформе Audible (ближайший российский аналог — Bookmate) или стриминговых сервисах. Независимыми командами подкасты часто бесплатно распространяются на YouTube.

Формат завоевал любовь англоязычной молодёжи. У первой серии хоррор подкаста «The Magnus Archives», вышедшего в 2017 году, более 1 млн просмотров, а фанатское творчество по нему появляется до сих пор. Чаще всего сюжет таких историй оригинален и не основан на уже существующем произведении. А вот аудиодрамы — это полностью адаптированные под аудио формат спектакли по книгам, фильмам или играм со своим сценарием.

mohammad-metri-1okxsksoowe-unsplash

Источник фото: Mohammad Metri on Unsplash

Случается и такое, что аудиодраму создают с нуля, но сюжетно привязывают к известному произведению. Например, «Moriarty: The Devil’s game» от Audible это другой взгляд на историю Мориарти — антипода Шерлока Холмса — с голосами известных актёров, музыкой и спецэффектами. Когда слушаешь такой спектакль, кажется, будто смотришь сериал с закрытыми глазами. Вспоминаются советские кассеты с детскими сказками. В них, помимо рассказчика, каждый персонаж «говорил» своим голосом, и даже скрип половиц в напряженном моменте был озвучен.

Аудиосериалы VS Аудиокниги

Ключевая особенность аудиосериалов скрывается в названии. Они выходят сериями, иногда даже сезонами. Ещё одно отличие от аудиокниг — собственный адаптированный сценарий, как если бы по книге снимали экранизацию. Эффект полного погружения в аудиосериале даже важнее, чем игра актёров: музыка и звукорежиссура в них не уступают музыке и звукорежиссуре в фильмах. И, конечно же, серии заканчиваются на интригующем моменте. Лучше всего в таком жанре работают триллеры, детективы и другие остросюжетные истории.

Аудиокниги, напротив, отличаются некой монотонностью. В них может быть даже один чтец. Актёрская игра, как правило, не дотягивает до уровня аудиосериала, но она в аудиокнигах и не сильно нужна. Хотя есть и случаи, когда артист отыгрывает на все сто! Фоновая музыка может отсутствовать или прозвучать на несколько секунд вначале, а шумовых эффектов, как и продвинутой звукорежиссуры нет вовсе. В отличие от аудиосериала, аудиокнига доступна полностью сразу и часто для многих платформ. Аудиосериалы в большинстве своем в России выходят эксклюзивно для «VK Музыки».

convertkit-soon-to-be-kit-e_ou_j0qz2i-unsplash

Источник фото: ConvertKit (Soon to be KIt) on Unsplash

Современные аудиосериалы на российском рынке, скорее, находятся между аудиокнигой и аудиодрамой. Дело в том, что наш продукт уже нечто большее, чем простая аудиокнига: в российских аудиосериалах играют знаменитые актёры дубляжа, для них пишутся саундтреки и создаются уникальные шумовые эффекты. Но этого пока недостаточно, чтобы сравняться с американскими аудиодрамами, ведь сценарий в российском продукте адаптирован не полностью; слишком большая роль отдаётся рассказчику, который зачитывает текст оригинального произведения, как чтец аудиокниги.

Что послушать из российских аудиосериалов?

От издательства «Кислород» (импринт «Росмэн») совместно с «VK Музыкой» вышли три нашумевших аудиосериала: «Четвёртое крыло» (аудиокнига года по версии этой платформы в 2023-м), «Канашибари» и «Железное пламя». Каждый сериал издательство начинало выкладывать до предзаказа книг, что неизбежно повышало к ним интерес. Многие люди признавались, что заинтересовались книгой исключительно из-за аудиосериала, некоторым он понравился даже больше печатной версии, а иные — и вовсе совмещали два формата.

«Четвёртое крыло» — young adult фэнтези с драконами, концепцией сюжета «сдохни или умри» и 18+ сценами. Технически, «Четвёртое крыло» можно назвать первым сезоном, а «Железное пламя» — вторым, так как это продолжение. Интересно, что книга, как и аудиосериал, преимущественно были рассчитаны на женскую аудиторию до 25 лет. Но по статистике, которой поделились «VK Музыка», аудиосериал был крайне популярен не только у женской, но и у мужской части читательского сообщества. Возможно, такой захватывающий формат стирает границы «женской» и «мужской» литературы вместе с предубеждениями.

018eec94-5071-7cae-acf9-a2d93d605fd8

© «Кислород»

Книга «Канашибари» стала вторым медиа проектом «Кислорода» после «Четвёртого крыла». Азиатское фэнтези в духе «Алисы в пограничье» и других игр на выживание. С этой российской новинкой во многом повторили ту же схему, что была с первым аудиосериалом издательства: позвали актёров озвучки «Гарри Поттера», создали уникальное музыкальное сопровождение и песню-саундтрек (в случае с «Четвёртым крылом» приглашённым артистом была polnalyubvi, а у «Канашибари» — Сюзанна). Успех удалось повторить, количество слушателей осталось почти прежним.

Источник фото обложки: Juja Han on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика