«Весть» — слово древнее, но часто употребляемое нами в речевых оборотах даже сейчас. Что же мы подразумеваем, когда используем его? Оповещение, месседж, способ передать родным какую-то новость. Весть — это то, что человек изо дня в день пытается донести этому миру. И не важно хорошее ли это послание или нет.
С прошествием времени «весть», как способ передачи информации, множество раз видоизменилась. Сначала это были гонцы, посланники срочных новостей. Потом стали популярны письма, отсюда и появились почтальоны. Затем начали выпускаться газеты, а с развитием как общества, так и технологий в наш мир пришли такие инновации как радио, телефоны и интернет. Так или иначе, все эти способы передачи информации, объединяет одно слово, и вы уже даже догадываетесь какое.
Многие художники, дизайнеры и скульптуры вдохновлялись «вестью» как явлением, как неким шансом разгадать загадки прошлого или заглянуть в будущее. Репин, Лактионова, Хлебников, Чернышев, Тулина и многие другие в своих работах создавали новые направления искусства для более глубокого понимания феномена «информации».
Так, в Русском музее, а именно в Корпусе Бенуа, сейчас проходит выставка «Весть», которая позволяет окунуться в прошлое и узнать истоки зарождения способов коммуникации на дальнем расстоянии. Экспозиция состоит из двенадцати секций, в каждой из которых представлены уникальные интерпретации коммуникативного процесса. Она фокусируется на процессах передачи и восприятия информации, её правдивости или иллюзорности. Так зритель попадает в залы, где каждая картина передаёт особенности своего времени. Посетители могут увидеть шедевры великих мастеров, таких как И. Айвазовский, И. Репин и О. Кипренский, а также произведения современных художников — П. Белого, А. Урбана, А. Бартенева, Т. Парфенова, О. Мичи, Т. Ахметгалиева и П. Лампаса.
Посещая этот выставочный проект, можно узнать как связана картина Айвазовского «Девятый вал» с первыми попытками известить о чём-то плохом. Помимо живописи, в залах представлены работы скульпторов и дизайнеров. Посетитель может детально рассмотреть произведения Алла Урбана «Мельница времени», Татьяны Парфёновой «Платье журналиста», дизайнерское платье стало фаворитом автора, и многие другие.
Читайте также
Некоторые арт-объекты художников новейшего времени заставляют аудиторию зависнуть на несколько минут, чтобы понять не только свои чувства и эмоции к произведению, но и что хотел показать своим искусством автор. Есть и работы, которые даже несут в себе саркастические помыслы. В частности те, что находятся в секции, посвящённой слухам. Ярким примером является работа И. Симонова «Злые языки». Здесь на балке закреплены прочным узлом пять верёвок, а под ними вёдра. Это прямая отсылка к тому, что людям легко можно внушить заведомо ложную информацию.
Второй зал экспозиции переносит в век технологий, когда человек от радио и телевидения переходит на более современные устройства. Так, гости могут погрузиться в различные инсталляции, направленные на понимание мира интернета и положения человека в нём.
Нельзя выделить наиболее яркую работу этого выставочного зала. Каждый из представленных объектов будто заставляет заново узнавать мир. Например, медиаинсталляция Леонида Тяптина «Архив 01. Архив 02. Исходный код-41 09» помогает задуматься над быстротечностью информации и её переизбытка в нашей жизни. Объект представляет собой некий дисбаланс между потоком и ценностью этих новостей. Тяптин заостряет внимание смотрящего на ненужной информации, которая зачастую поглощает важные мысли.
Также достаточно сложной для понимания картиной можно назвать «Изгнание из рая» в исполнении арт-группы «ГрОМ». Пигментная печать приостановливает время и отправляет посетителя в вихрь различных мыслей. Каждая деталь несёт в себе свой смысл: начиная от полного отсутствия зелени и солнца, заканчивая интересной деталью на ультрасовременном телефоне Робота. На устройстве изображён банан. И вот тут домыслы об его наличии могут разниться. Например, это может показаться некой отсылкой на мир, в котором природа, человек и технологии ещё могут сосуществовать вместе. Или же это можно считать попыткой сделать предложение. Поскольку Робот-человек, представленный на работе автора, пытается встать на колено перед своей половинкой. Банан же в этом случае является объектом социализации, как намёк на что-то большее чем совместная чашка машинного масла по утрам. И таких достаточно сложных для восприятия зрителя работ очень много.
Выставка «Весть» не только завораживает, учит, наставляет, но и помогает через арт-произведения понять прошлое, настоящее и будущее. Экспозиция объединяет около трехсот экспонатов из фондов музеев и частных собраний, демонстрируя разнообразие от древнерусского искусства и икон до актуальных направлений стрит-арта и сайнс-арта.
Фоторепортаж: Екатерина Столярова
https://sub-cult.ru/chtivo/statji/14930-yazyk-vesti-cherez-iskusstvo-proshlogo-nastoyashchego-i-budushchego#sigProId5182ed8a0c
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!