Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Хип-хоп

Представьте — 1970-е годы. Вы плетётесь по улицам Нью-Йорка. Издалека доносятся какие-то звуки. Подойдя поближе, вы видите толпу весёлых ребят, которые поют странные, но завораживающие песни, причудливо танцуют, а на стене дома нарисовано нечто совсем непонятное, но красивое. Хотите присоединиться? Эх, нельзя. Стать частью хип-хоп субкультуры можно было только определённой группе людей. Как хорошо, что сейчас 2021 год и можно слушать рэп сколько душе угодно. Не запрещается даже самому записать альбом.

Вернёмся к истокам

Хип-хоп — больше, чем музыка. Это движение, включающее в себя такие элементы искусства, как диджеинг, рэп, брейк-данс и граффити.

Исторически афроамериканцы постоянно сталкивались с трудностями и дискриминацией. Да, их жизнь лёгкой не назовёшь: расизм был сплошь да рядом. Расовая сегрегация проявлялась различными ухищрениями — раздельное обучение, раздельные посадочные места в транспорте, раздельные туалеты, изолированные залы ожидания, клиники для цветных и белых, запреты на смешанные браки и прочее. Такова была суровая реальность 1960-х годов.

Следующее десятилетие также не было простым: глубокий экономический кризис, изменения политической жизни, обострение конфликта поколений, рост преступности и насилия. Но были и хорошие изменения — расцвет движения за права афроамериканцев. Их голоса были услышаны, и жизнь улучшилась, поскольку к ним уже не относились с пренебрежением.

Хип-хоп — это культура афроамериканцев, зародившаяся на улицах Нью-Йорка в 1970-е годы. Молодым людям нужно было найти новые способы общения и самовыражения, поэтому они вышли на улицы и начали объединяться. Движение говорило о негативных последствиях постиндустриального общества. Считается, что у хоп-хопа есть даже точные координаты рождения: 1520 Седжвик-авеню, Бронкс, Нью-Йорк.

Фото: Mike Von

Артисту нужно было изучить историю общества, школы, города — то, о чём он собирался рассказать в своих треках. Представить всё это нужно без занудства, а с помощью креатива и рифмы. Поведать миру, кто вы и откуда вы.

Заброшенные здания и автостоянки были прекрасным местом для массовых мероприятий. Бумбоксы служили динамиками для музыки, листы картона представлялись танцполами, а кирпичные стены — холстом для граффити. Прогулки с кричащими магнитолами были ритуалом и вызовом обществу. Хип-хоп превратил отчаяние в творчество и стал средством борьбы с насилием, неравенством и несправедливостью. Сначала люди просто включали какой-нибудь бит и начинали импровизировать (читать рэп). Вы не могли купить альбомы, и нельзя было услышать хип-хоп по радио. Единственный способ стать частью движения — обзавестись кассетой, которую передавали из рук в руки по всему городу.

Пионеры хоп-хопа

Клайв Кэмпбэлл — отец хип-хопа. В 16 лет иммигрант из Ямайки самостоятельно научился миксовать фанк пластинки сразу с двух проигрывателей и микшера. В 1973 году дебютировал с тем, что стало в последствии одной из основ хип-хопа. Его сестра устраивала концерт на юге Бронкса для того, чтобы собрать деньги на школьную одежду. Он решил выступить там и попробовать кое-что новое: вместо того, чтобы опять миксовать треки, он делал звуковые петли (loops) из брейков снова и снова. Толпа была просто в восторге. Его трюк считается одним из лучших музыкальных приёмов XX века.

Это изменило отношение к технологиям, и продюсеры вдохновились делать новые песни с помощью семплов. Он также помог в создании рэпа: вдохновлённый ямайскими традициями, он говорил рифмованные фразы поверх бита, чтобы зажечь толпу. Его называли Геркулесом (возможно, из-за того, что он таскал кучу пластинок). Так, ему пришла идея взять сценический псевдоним — DJ Kool Herc.

Еще одна влиятельная фигура хип-хопа — Afrika Bambaataa, также известный как «Крёстный отец». Он был ди-джеем, музыкальным продюсером и занимался организацией вечеринок в Бронксе в конце 1970-х годов. Кроме того, он помогал молодёжи исправиться и покончить с бандитской жизнью, наркотиками и насилием. В 1982 году Africa совместно с Soul Sonic Force выпустил одну из самых влиятельных песен хип-хопа — «Planet rock». Инновация состояла в том, что вместо фанк битов он создал электронный звук.

Постепенно из андеграунда хип-хоп переходил в массы. Расцвет жанра произошёл в середине 80-х годов, когда началась так называемая «Золотая эра хип-хопа». Появились такие записи, как «It Takes A Nation of Millions To Hold Us Back» группы Public Enemy и «Paid In Full» дуэта Erik B & Rakim's, которые и по сей день остаются талисманами рэп-культуры.

Это был взрыв разнообразия, влияния, стилистических новшеств и массового успеха. Звукозаписывающие компании признали этот жанр новым трендом и стали инвестировать в него. Следующее поколение хип-хоп продюсеров имело доступ к более усовершенствованному оборудованию, что позволило вывести хип-хоп на новый уровень.

Основная черта «золотого века» — использование семплов. В то время законы об авторском праве не защищали музыку от семплирования, поэтому артисты могли использовать семплы из различных источников без проблем. Рэп также эволюционировал: исполнители затрагивали всё больше проблем. А тексты наполнились метафорами и сравнениями. Музыкальная составляющая тоже изменилась — стала более сложной и многослойной.

В 1986 году трио RUN DMC соединило рэп и рок. Вместе со Стивеном Тайлером они записали кавер на песню Aerosmith «Walk this way». Этот хит покорил радио и ещё больше популяризовал хип-хоп.

Герои современных треков в основном уже не говорят о проблемах, а скорее хвастаются своими достижениями (играют роль гангстеров и плохих парней), богатством. Они дерзкие и стильные, а блестяще читать рэп уже тоже необязательно: в моде выкрикивать странные звуки, типа «бррра». Да и музыка стала более простой в создании, поэтому каждый, у кого есть хороший компьютер и микрофон, может записать песню.

Сейчас хип-хоп субкультура ещё в самом расцвете сил. В 2017 году этот жанр стал доминирующим в США, превзойдя рок.

А что у нас?

В Россию хоп-хоп пришёл в 1980-е годы. Впервые это произошло в городе Куйбышеве. Ди-джей Александр Астров совместно с группой «Час пик» записали альбом «Рэп», который распространился по всей стране. Потом рэп начал появляться в творчестве рокеров, например, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев написал и исполнил несколько песен в подобной манере.

В 1990-е годы рэп сформировался как отдельный жанр. Начали появляться первые сообщества, которые брали за основу западную культуру хип-хопа, занимались танцами, рисовали граффити и читали рэп. Темы текстов поначалу также были заимствованы — конфликты, непонимание со стороны окружающих и прочее. Но в конце 90-х возникла необходимость говорить о своих проблемах, связанных с экономическим и политическим кризисом в стране. Увеличилось количество артистов — «Чёрное и белое», «DMJ», группа «Мальчишник», Децл и другие. Кроме того, появились первые рэп-баттлы, на которых исполнители показывали своё мастерство. В основе — противостояние двух рэперов. А цель — выиграть словесный бой. В 2017 произошёл бум, и о баттлах стали все говорить.

Фото: Aleksandr Neplokhov

Такие видеоролики на Youtube набирают миллионы просмотров. В них участвуют не только популярные, но и ещё не известные музыканты. В 1994 появился фестиваль Rap Music. После одного концерта случился конфликт рэперов Sir-J и MC Hassan, что и считается началом баттлов. С развитием технологий именно Интернет стал площадкой словесных поединков в России (в США это были улицы), например, форум Hip-Hop.ru.

Граффити

Фото: @hiphopdx

Изначально изобразительное искусство не было связано с хип-хопом. Подобные рисунки появились в США ещё в 1920-е годы и выполняли разные функции (например, так помечали товарные вагоны). Пока в 1980 году журналист Ричард Гольдштейн не связал граффити с рэпом. Такие действия художников были незаконными — молодые люди рисовали в вагонах метро, на стенах зданий, заборах, машинах и прочее. Артисты придумывали себе псевдонимы и писали их необычными буквами на улицах. Чем больше людей увидят, тем лучше. Это был своего рода самопиар. Народ узнавал о новых рэперах, тусовках и танцевальных баттлах. С тех пор появилось множество направлений и стилей, которые можно рассмотреть не только на различных объектах, но и в музыкальных клипах. Однако сейчас всё ещё ведутся споры: это искусство или вандализм?

Мода

Фото: Gordon Cowie

Не только музыка и граффити продвигали хип-хоп. Одежда, обувь, аксессуары, прически — всё стало формой самовыражения.

Run-DMC были одними из первых, кто познакомил мир с уличным стилем. Они носили спортивную одежду и кроссовки Adidas, шляпы, часы и огромные золотые цепи. Это был фирменный стиль рэп-трио, который вдохновил тысячи людей на смелые, сумасшедшие луки. В конце 80-х направление хип-хопа отражало культуру афроамериканцев, поэтому в моду вошли дреды. KRS-One, например, практически всегда носил такую причёску. Также были популярны яркие цвета в одежде, а именно — красный, жёлтый, чёрный и зелёный. Именно они символизировали националистические движения афроамериканцев.

У молодёжи была своя манера общения. В моде был уличный слэнг «Ebonics». Это своего рода африканский английский: словам давали новое значение, также изменили грамматику и произношение, что было своеобразным шифром. Богачи и другие люди понятия не имели, о чём идёт речь. Например, «What’s up» — «waddup».

В наши дни понты важнее денег. Современный стиль обязывает носить только дорогие бренды, типа Off-White, Gucci, Vetements, Balenciaga и другие. К тому же ограничений по стилю нет: если раньше рэперы ассоциировались с широкими штанами, толстовками и кроссовками, то теперь их можно увидеть в Total black, косухе, в футболках с рок-группами или даже в костюмах. Без стеснений носятся кольца, цепи, часы и другие украшения — чем больше, тем лучше. Ну и вишенка на торте — татуировки и пирсинг, что тоже пришло из африканских традиций, но теперь этим никого особо и не удивишь.

Поскольку афроамериканцы до сих пор борются с несправедливостью, иногда они негативно воспринимают любые заимствования. Так, например, известно множество скандалов, когда зарубежные артисты выступали в стиле хоп-хоп и для образа делали дреды или носили дюряг (бандана, которую носят афроамериканцы) — их обвиняли в культурной апроприации.

Танцы

Фото: Wallace Chuck

Брейк-данс — самый популярный вид уличных танцев, который передаёт суровый мир городских улиц. Он включает в себя разнообразные движения, в том числе из боевых искусств и гимнастики. В основном это импровизация, здесь нет общепринятых жестов. Акцент делается на энергии и элементе опасности. Этот вид танца также связан с определённой формой одежды: мешковатые брюки, спортивные толстовки или футболки, бейсболки, надетые набок или задом наперёд, и удобные кроссовки. Самих танцоров называют B-girl и B-boy. Вы, возможно, удивитесь, но Майкл Джексон и его «Лунная походка» родом из хип-хопа. Майкл помог объединить брейкинг Восточного побережья и уличные танцы Западного, что являлось частью субкультуры афроамериканцев. Благодаря ему это направление дошло до широкой аудитории. Видеоклипы и живые выступления не обходились без зажигательного брейка. Танец оказал огромное влияние на современные стили. А Международный Олимпийский комитет даже одобрил брейк в качестве вида спорта на Олимпийских играх 2024 года в Париже.

Мероприятия

Главное событие в мире хоп-хопа — Red Bull BC One. Ежегодный международный фестиваль, который проводится среди шестнадцати лучших танцоров. Как вы догадались, соревнование проводит компания энергетических напитков Red Bull. Судьи путешествуют в разные точки мира, смотрят соревнования в каждой стране, чтобы выбрать самых талантливых участников.

Rap Music — ежегодный фестиваль рэпа. Проходит в Москве с 1994 года. Эта площадка поддерживает отечественный хип-хоп и даёт отличный старт многим молодым рэперам. Вас ждёт фристайл, рэп-баттлы, знакомство со звёздами и многое другое.

STENOGRAFFIA — это международный фестиваль уличного искусства, который проходит в Екатеринбурге. Художники могут создавать свои творения в течение десяти дней. Благодаря этому событию, десятки серых, скучных построек превращаются в достопримечательности.

Превью: Joel Muniz

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика