Культура хип-хопа, выйдя из гетто Бронкса в штате Нью-Йорк в 1970-х годах, спустя десятилетия превратилась в глобальное явление. Остановимся подробнее на таком элементе этой культуры, как дрейк-данс.
Брейк-данс или альтернативная идентичность
Американский исследователь Джон Паркер подчёркивает сложную и противоречивую природу брейк-данса в том виде, в каком его воспринимают молодые люди. Благодаря преднамеренному управлению впечатлением брейк-дансеры создают альтернативную идентичность, отделённую от других социальных категорий. В результате брейк-данс противостоит социальному угнетению и обладает потенциалом расширения прав и возможностей и освобождения от стереотипных предрассудков в отношении пола и этнической принадлежности, с которыми сталкивались многие. Как глобальное явление брейкинг предлагает идентичность молодёжи во всем мире.
Изначально хип-хоп состоял из четырёх элементов: рэп, диджеинг, граффити и брейкинг. Эти четыре элемента возникли как источник формирования идентичности и социального статуса латиноамериканцев и афроамериканцев. Из этих гетто вышла культурная сила творчества, единства и социального протеста. Подростки Бронкса использовали своё тело, чтобы развить чувство собственной значимости в районе, который вызывал чувство незначительности и безнадёжности. Команды брейкинга (небольшие подразделения, организующие социальные отношения в рамках субкультуры брейкинга) были созданы на основе межкультурных связей и сражались на улицах, чтобы добиться уважения. Альтернативные местные идентичности были заложены в моде, языке, названиях улиц и местных командах. Брейкинг возник как источник сопротивления и подготовки к враждебному миру, который очернял цветную молодежь.
Taisuke со своей командой Flooriorz на Battle of the Year
© Little Shao/Red Bull Content Pool
Брейк-данс и брейкинг: в чем различие?
По мере того, как хип-хоп-музыка в Соединённых Штатах превратилась из маргинальной в мейнстрим, культурные практики хип-хопа стали международным явлением. Активное упоминание «уличных танцоров» в СМИ изменило «форму и значение» брейкинга и создало различие между терминами «брейк-данс: присвоенный культурными аутсайдерами» и «брейкинг: показатель аутентичности инсайдеров». В одном из самых ранних антропологических описаний брейкинга в Новой Зеландии подчеркивается, что инсайдеры и аутсайдеры культуры брейкинга по-разному воспринимают танец. В качестве маркера идентичности аутсайдеры рассматривали брейкеров как проблемных «беспризорников», в то время как инсайдеры объединили глобальную культуру брейкинга с местным опытом и создали позитивную идентичность, повысив свою самооценку.
Брейкинг является глобальным гибридным танцем, выражением переговоров о личной и коллективной идентичности. Важность коллективных действий в формировании индивидуальной идентичности подчёркивается в ходе развития данного вида танца. То, что молодые люди формируют новые ассоциации и коллективные элементы стиля, основанные на общем опыте социализации, подтверждается исследователями, которые определяют breaking crews как расширенные семьи, состоящие из нескольких поколений, мультикультурных и интернациональных по составу.
Идейный вдохновитель
Считается, что брейк-данс был вдохновлён выступлением Джеймса Брауна. Диджеи брали брейки танцевальных пластинок и соединяли их вместе, чтобы дать танцорам шанс продемонстрировать свои движения. Брейкеры выбирали элементы из спортивных и других видов танцев, включая гимнастику, линди-хоп, капоэйру и диско.
Вообще брейк-данс — это нечто большее, чем просто танец. Это своеобразный мирный способ для конкурирующих уличных банд улаживать споры. Танцоры из каждой банды демонстрировали свои движения, и победителем становился тот, у кого были самые инновационные и сложные движения.
Kate и Ami на Red Bull BC One 2018 г.
© Dean Treml/Red Bull Content Pool
Музыка для брейк-данса
Музыка — важнейший ингредиент для этого вида танца. Чтобы создавать музыку для b-boys и b-girls, ди-джеи заимствовали из других жанров, включая фанк, джаз, соул, диско, электро и R&B. Наиболее распространенной характеристикой является наличие разрывов. Эта музыка также составлена из сэмплов, взятых из разных песен, а затем зацикленных или нанизанных вместе ди-джеем.
Основные элементы танца
Взмах
Свайп без сомнения является одним из самых узнаваемых движений в брейк-дансе. Чтобы выполнить это движение, брейкдансер откидывается назад, быстро отводит руки и ноги в стороны, чтобы коснуться земли, и поворачивается, чтобы снова приземлиться на землю.
«Самоубийства»
Чтобы совершить самоубийство, танцор внезапно падает на спину в движении, которое зрителям кажется почти болезненным. Движение заканчивается тем, что нарушитель остается крайне неподвижным, что увеличивает вероятность того, что он поранил себя.
Работа ног
Работа ногами — это когда брейк-дансер использует свои руки для поддержки тела и двигает ногами, выполняя различные движения.
Хотя брейк-данс явно эволюционировал с годами, он по-прежнему остается невероятной формой танца, требующей как танцевальных навыков, так и спортивных способностей. С момента своего создания он предлагал молодежной культуре альтернативу жестоким уличным дракам. Поскольку культура ориентирована на принятие, она, как правило, свободна от общих гендерных, расовых и возрастных границ, что делает её особенно популярной во всём мире.
Обложка: Nuri Yilmazer/Red Bull
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!