«Мои друзья приходят сюда, иногда мы играем с баскетбол, пьём вино, просто рисуем или что-то раскрашиваем. Мы нёрды, но это круто» — сказала Кендалл Дженнер в интервью журналу Architectural Digest, стоя посреди домашней арт-студии в окружении сплошной череды чистых кисточек, ровных рядов белых холстов и пары новеньких мольбертов. Нёрдозащитники всея интернета, яростно разрывая винтажные рубахи на груди, возмутились: ну какой из нее нёрд? где постеры на стенах, где хаос в квартире, где клетчатая рубашка, где худак, отжатый у друга-айтишника, где друг-айтишник, с которым ты днями-ночами ломаешь голову над тем, как же все-таки взломать Пентагон? Никакой ты не нёрд, Кендал, извинись перед культурой.
А упомянутые нёрды… вообще вряд ли знают, кто такая Кендалл Дженнер. Им не до трендовых штучек — у них идеи, мысли, теории и собственный мир размером с черепную коробку, вмещающий гораздо больше, чем мольберты, холсты и вино; гораздо больше, чем уже существующее и вдоль и поперёк изученное. Им нравится DnD, Одри Хепберн, FANGORIA, Гарри Гудини и крокет. Они не умеют плавать, не умеют танцевать и не знают карате*. Они умные, креативные и увлечённые, но зачастую не вписываются в окружающую действительность, поэтому создают свою — даже если ей не суждено выйти за рамки их уютной сычевальни. Давайте разберёмся, кто такие нёрды, пока зумеры не успели записать их в дединсайды, куда-нибудь рядом с несчастным Канеки Кеном. Или успели?
Несмотря на то, что этот текст публикуется в рубрике «Субкультуры», назвать таковой нёрдов можно с большой натяжкой: ни общей организованности, ни характерных атрибутов, ни объединяющих идей у них нет. Более того, представитель практически любой другой субкультуры может быть нёрдом без единого противоречия, ведь nerd culture — это образ мышления и стиль жизни.
Авторство слова nerd приписывают американскому детскому писателю Доктору Сьюзу. В далеком 1950 году он написал книжку «Если бы я руководил зоопарком», в которой назвал нёрдом одно из вымышленных существ. С английского языка слово nerd переводится как «ботаник» — человек, глубоко увлеченный наукой, ночующий в библиотеке и не видящий белого света за стопками умных книжек. Коннотация, конечно, негативная, но всё-таки не совсем — ровно до тех пор, пока образ нёрда не интегрировался в массовую культуру и не нашёл своего многочисленного фаната. С этого момента кошмарить нёрда как минимум невыгодно: почки, конечно, не опустят, но вот той самой стопкой умных книжек прилетит. А может, и не одной.
В настоящий момент гордое звание нёрда закреплено за людьми, увлечёнными, в общем-то, чем угодно, кроме социальных взаимодействий — наука, книги, фильмы, комиксы, аниме, видео- и настольные игры могут стать предметом их сосредоточенности, граничащей с обсессией. Нерда мало волнует, что происходит в мире и чем в текущий отрезок времени занят коллективный разум человечества, потому что его собственный индивидуальный разум вообще не коррелируется с этой мышиной возьнёй. Он с головой погружён в свое увлечение и, как правило, запойно занимается только этим.
Читайте также
«Субкультура» против стереотипов, и мы точно не собираемся писать чек-лист истинного нёрда в духе «проверь себя на трушность», но в большинстве своём образ нёрда не предполагает чувства стиля. Типичный нёрд масскульта облечён в нелепую рубашечку с подтяжками или фанатский мерч, причём в обоих случаях ему абсолютно всё равно, как он выглядит — не голышом и хорошо. Выделить общие тенденции в предпочтениях музыки и кинематографа тоже сложно, потому что на вкус и цвет все фломастеры разные, а на каждый фандом найдется свой фанат. Однако можем предположить, что панк-рок, аниме-опенинги и Lo-Fi встречаются в их плей-листах чаще условной Мадонны, а «Скотт Пилигрим против всех» смотрится интереснее «Форсажа».
В список «нёрдов, которые смогли» принято записывать, например, Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Стива Джобса. Ориентируемся на них. А если образ миллиардера-интеллектуала не вдохновляет, смотрим «Теорию большого взрыва», «Дарью» и «Тетрадь смерти» — для нёрдов самое то.
* «You like D&D, Audrey Hepburn, Fangoria, Harry Houdini and croquet. You can't swim, you can't dance, and you don't know karate» — «I’m Not Okay», My Chemical Romance, 2004.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!