Привычная невнятная питерская погода в среду. Не то дождь, не то снег — 27 апреля. Я иду в MOD — небольшой клуб, спрятавшийся во дворе у канала Грибоедова. Здесь и будет фестиваль медленной грустной музыки.
Slowcore fest проводится четвёртый раз. Это однодневный фестиваль музыки, которую не услышишь на обычных летних фестах, а её авторы не будут числиться в первых строках лайнапов. Здесь нет места танцам или слэмам — только тягучие пятиминутные композиции, которые вводят в состояние лёгкой меланхолии, заставляя тело непроизвольно покачиваться. Фестиваль слоукора — уникальное явление для российской культуры. Нишевый жанр с Запада нашёл свой отклик и в России, а его местом силы стал Петербург — город, который ещё классики литературы стали ассоциировать с тоской.
Организацией фестиваля занимается Никита Моисеенко — лидер группы «Голландский штурвал» и админ паблика E:\music\slowcore & sadcore, занимающийся публикацией главных новинок жанра. Также Моисеенко под псевдонимом «Тиссеран» пишет и сводит музыку для рэперов — альбом «Утопия» группы «Макулатура» его самая показательная работа. Мы говорим о фестивале уже после концертов, когда мысли от усталости и алкоголя путаются, через десять минут закрытие клуба, но силы на интервью ещё остались. Говоря о слоукоре, Никита открыто заявляет, что любит его всей душой и делает фестиваль из потребности заниматься общественной работой.
«В России слоукора мало, и хочется, чтобы такие группы выступали чаще. Услышал ты что-то в детстве и хочешь быть подобным тому, что любишь, и делаешь для этого все усилия. Мне кажется, это все, что нам остаётся делать сегодня»
После 24 февраля лайнап фестиваля сократился на одного участника. 3 марта исполнительница a tiny leaf, играющая мягкую акустическую музыку на английском, выложила пост, в котором сообщила, что берёт паузу в музыке и не сможет выступить на фестивале из-за событий, которые упоминать преступнее, чем имя Волан-де-Морта. Сам Моисеенко признаётся, что проводить мероприятие после всего и вовсе не хотелось.
«Не хотелось ничего делать, но подумал, что сделаю это, ведь сейчас надо что-то делать. Надо хотя бы немножко своего проявлять в мире, где твоё потенциально подавляется».
Но Slowcore fest всё-таки состоялся. На сцене клуба MOD в этот вечер выступили четыре группы. Может показаться, что слоукор — жанр однородный и вызывает только грусть, но на деле каждая выступившая группа подарила уникальный опыт.
накиньте плед — уют и экзистенциализм
Открыла мини-фестиваль группа из Владимира «накиньте плед». Это первое выступление коллектива в полном составе, из-за чего старые песни зазвучали по-новому — место синтезаторов заняли гитары, а драм-машину сменила барабанная установка. Неторопливая музыка создаёт ощущение уюта, словно плед, а речитатив Никиты Дмитриева, полный красивых стихов о невыносимой лёгкости бытия, расслабляет. Между песнями солист общался с залом на отвлечённые бытовые вопросы, а в один момент, подобно Флоренс Уэлш, попросил всех обняться, и люди действительно обнялись. Группе «накиньте плед», несмотря на не самую жизнерадостную лирику, удаётся делиться теплом. Самое приятное впечатление вечера.
Голландский штурвал — тоска и бытовуха
Следующими на сцену вышел «Голландский штурвал» — проект Никиты Моисеенко. Пока музыканты готовились, Никита играл на гитаре Джона Фрушианте, а в одном из перерывов сыграл рифф из «исхода» «Макулатуры». «Голландский штурвал» играет слоукор в его традиционном понимании — замедленные гитарные риффы, сбивчивые ударные ритмы и тихий голос, рассказывающий истории из жизни, пропитанные глубоким унынием. Весь уют от предыдущей группы пропадает, напоминая о жестокой реальности. Тем не менее, в эту невероятно красивую, но тоскливую музыку окунаешься с головой. В перерывах Никита потягивает пиво и рассказывает о своей жизни.
Снель — мечтательные зарисовки
Третьей выступила «Снель», о которой Моисеенко отзывается особо тепло.
«Ради неё всё и делалось. Люблю эту группу и хочу, чтобы ребята занимались музыкой и у них была возможность выступить. Мне сложно представить на фестивале группу с такой медленной музыкой и с таким подходом».
Подход коллектива действительно может не прижиться среди массового слушателя. В песнях «Снель» не чувствуется чёткой структуры, а нежный голос Полины Шумковой изредка появляется в пространстве музыки с едва различимым текстом. Музыкальный поток органично перетекает от песни к песне и вызывает чувство транса — это уже не та тоска, что вызывал «накиньте плед» и «голландский штурвал», а тоска ностальгическая, мечтательная: то ли по временам ушедшим, то ли по временам, так и не наступившим. Люди начинают медленно танцевать.
фрэнк? — крики души
Закрывала Slowcore fest самая популярная группа из всех и при этом меньше всего подходящая под описание слоукора. «фрэнк?» это надрыв. Акустические песни, длящиеся в среднем не дольше трёх минут, в которых много криков, шёпотов и отчаянной лирики. После трёх слоукор-групп ощущение от «фрэнка?», будто смотришь видео на скорости x2. Тут даже находится место слэму, но не сильному. К сожалению, за два часа темпоритм настолько замедлился, что концерт пролетел незаметно, и уже после было ощущение незавершённости, но «фрэнк?» всё-таки сыграл во второй раз свою самую знаменитую песню «Однажды я проснусь от того, что мне никуда не надо идти», и катарсис был обеспечен.
Впервые я услышал вживую «фрэнка?» в 2019 году на разогреве группы «Увула». Тогда у них были какие-то технические проблемы, играла группа немного неуверенно, но даже тогда сумела зацепить своей экспрессией. За три года проект успел обрести нишевую популярность, выпустить ещё пачку душераздирающих песен, а солист Федя Смурь отслужить в армии. И на фестивале, на котором, к слову, группа тоже сыграла впервые в полном составе, «фрэнк?» раскрылся как сильный лайв-бэнд, выдирающий из акустики всю душу.
Этот вечер подарил много разных эмоций, и не только грустных. Никита Моисеенко говорит, что Slowcore fest — это та общественная работа, которой он хочет продолжать заниматься. 11 часов, нас уже выгоняют из клуба, и напоследок Никита советует несколько альбомов, которые стоит послушать для ознакомления со слоукором. Это первый альбом Low I Could Live in Hope, первый альбом Codeine Frigid Stars, который сложно найти на стримингах, Philophobia группы Arab Strap и альбом Transaction de Nova группы Bedhead.
Источник фото: Ника Капралова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!