Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru

Будь проклят Вавилон…
Будь проклята Вавилонская башня и гордыня, что разобщила человечество и расставила между людьми заборы – разные языки…

Ася Казанцева - Как изучение иностранных языков влияет на мозг?


Впрочем, быть может, не стоит драматизировать эту сказку, а взглянуть на это с другой стороны. Язык – это если не вся культура народа, то во всяком разе – огромный пласт и по меньшей мере фундамент, на котором вся она и стоит.
Язык – это особая картина мира и её видение, это философия и мироощущение. И кстати – не стоит думать только язык с богатой литературной традицией и большим количеством носителей вправе называться Языком с большой буквы. Ничего похожего…

Впрочем, это другая история…А приехавшая в родной Петербург из Москвы Ася Казанцева, привезла новости.
Новости из области генетики и нейробиологии – как водится, и хорошие, и плохие. Ну, вы понимаете: традиция такая…

Научный журналист, биолог по образованию, Ася, кажется, не нуждается в представлении. О чудеса интернет-эпохи! Девушка, которой в любую другую эпоху грозила судьба синего чулка, стала востребованной медийной персоной и поп-звездой. Пардон, научпоп-, конечно же…

В этот раз Ася привезла землякам лекцию «Как изучение иностранных языков влияет на мозг».
Так вот: как и на многие вопросы, связанные с деятельностью высшей нервной системы человека, у науки нет однозначного ответа на этот вопрос.
«Правду не знают даже настоящие учёные». Так самоиронично начала мадам Казанцева. И пустилась в рассказ о многочисленных исследованиях и экспериментах.

Коротко (и не очень научно) говоря, изучение – или лучше сказать познание родного языка – это настоящее чудо. Ни в каком другом возрасте человек не совершает такого качественного и количественного скачка в постижении чего-то прежде незнакомого. В считанные годы человек – больше сказать – младенец! Накапливает невероятное количество слов и усваивает сложные законы, по которым существует и строится человеческая речь. Однако ключевой фактор в этом процессе – полное погружение в язык.
Маленький человек, окружённый речью, впитывает её подобно губке. И впитать он способен совершенно любой язык. Ребёнок – tabula rasa, чистый лист.
И по наиболее распространённому сценарию, чистое сознание ребёнка проходит процесс так называемого статистического обучения, statistical learning. Это подразумевает огромный массив языкового материала, поступающий и перерабатываемый мозгом ребёнка в возрасте до семи лет.

Если мозг ребёнка лишить этой пищи – в этом вакууме не развивается никаких речевых навыков. А чем позднее начнётся процесс изучения родного языка – тем менее эффективным он будет. Это подтверждают примеры так называемых «детей-маугли», которые, в силу разных причин провели первые годы (а кто и пятнадцать) жизни в языковой изоляции, впоследствии никогда не навёрстывали упущенное. Более того – оставались на самом примитивном уровне владения языком. Который так и не стал им родным.

Так происходит овладение первым, основным языком в жизни человека – как родным. Языком, на котором человек будет говорить, думать и через призму которого будет воспринимать мир всю жизнь.

Хорошие новости в том, что если говорить об изучении всех последующих языков – этот волшебный механизм «впитывания» не работает.
При изучении языка вне среды мозгу просто недостаточно материала для того самого статистического обучения. И здесь включаются и главную роль начинают играть совсем другие способности. Важными становятся усидчивость, способность выстраивать логические схемы, мотивированность. В целом, не важно, в каком возрасте вы начали учить второй (третий, восьмой) язык. Темп освоения примерно одинаков у представителей всех поколений, а нередко более взрослые люди, обладая навыками, которых нет у ребёнка, справляются лучше. Некоторые исследования показывают несколько лучшие способности к аудиальному восприятию речи у более молодых людей, и как следствие, несколько более точную фонетику второго языка. В остальном, взрослые люди показывают большую «эффективность».

Ася Казанцева - Как изучение иностранных языков влияет на мозг?

Главный вопрос лекции – а как же изучение языков меняет мозг? – правильно – остаётся без однозначного ответа.
Однако разные исследователи сходятся во мнении, что решение любых задач (в широком смысле слова) на иностранном языке – э о отличная гимнастика для мозга. МРТ мозга показывает, что при этом активизируются участки головного мозга, которые обычно «дремлют».

Интересно, что ранние билингвы – то есть те, кто освоил второй язык в раннем возрасте вместе с первым – не показывают таких очагов активности. Мозг использует второй язык без напряжения, не образуя новых нейронных связей.
А вот изучавшие второй язык в более зрелом возрасте, вынуждены мобилизовать свои ресурсы в большем объёме и прикладывать большие усилия. А это – как тренажёрный зал и фитнес для мозга…

Существуют даже занятные исследования, которые показали увеличение серого вещества в мозге студентов-военных переводчиков, которые на протяжении нескольких месяцев занимались языком буквально с утра до ночи. Причём уплотнение наблюдалось, например, в гиппокампе, который отвечает среди прочего за механизмы запоминания.

Резюмируя, можно сказать: учить языки никогда не поздно и всегда полезно. Занятия способны даже отсрочить – а то и вовсе предотвратить – развитие болезни Альцгеймера, сенильной деменции и прочих нейродегенеративных заболеваний. Кроме того, изучение неродного языка делает наше мышление более рациональным. Дело в том, что задействуя незнакомые прежде средства передачи и получения информации, мозг «отключает» все дополнительные, «опциональные», не необходимые функции. И фокусируется только на причинно-следственных связях и прочих более и ли менее однозначных вещах, оставляя за скобками всякую лирику типа морально-этических дилемм.

И если вы уже решили наконец взяться за итальянский, который забросили семь лет назад, вам стоит знать, что физическая активность улучшает результаты занятий.

Так вот: садитесь на велотренажёр, и вперёд, к новым вершинам!
И никогда не говорите – мне уже поздно!

View this gallery on Flickr

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика