Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru

30 сентября в петербургском музее «Эрарта» прошел не просто концерт, а настоящий день рождения – 51 год исполнился поэтессе, певице и бессменному лидеру группы «Ковчег» Ольга Арефьевой. Даже клоуны были!

О новых старых песнях, безумном карнавале и исполнении желаний – подробнее в нашем репортаже.

Свой День рождения концертом отметила Ольга Арефьева

Если на рок-концертах пахнет алкоголем, то это, как правило, пиво или разной степени дешевизны вино. Но факт того, что мероприятие несколько элитнее обычного рок-концерта, понятен еще на входе – в зале стоит плотный запах шампанского.

Публика тоже как будто не в курсе про «чад кутежа» – тут почти не встретишь подростков-неформалов или хиппи-школьниц с громадными сережками. Точнее, они тут есть – просто выросли, облагородились жизнью и превратились в женщин лет тридцати, которые пьют из красивых бокалов на концерте в «Эрарте», но при этом носят длинные вязаные кардиганы в пол и интеллигентно-этнические платья. Слушатели Арефьевой и «Ковчега» – это элегантная смесь из хипповой странности и светской утонченности.

На сцене – акустический состав группы: виолончелист и клавишник Петр Акимов, басист Петр Суворов, перкуссионист Тимур Ибатуллин и гитарист Сергей Индюков. И, конечно, Ольга Арефьева.

Праздник Ольги Арефьевой (СПб, «Эрарта», 30.09.17)

Она выплывает на сцену – тонкая фигура в черном: длинная юбка с глубоким разрезом, на руках – браслеты, на голове – черный платок и черный цилиндр. При взгляде на нее вспоминаешь одновременно и о кабаре, и о салонах Серебряного века, и непонятно, чего тут больше.

– Я очень рада видеть здесь ваши интеллигентные питерские лица! – говорит Арефьева, и это редкий случай, когда такая фраза не звучит издевкой – публика действительно интеллигентная и взрослая. – Ну что, начнем?

И мы начинаем – музыканты играть, а зрители удовлетворенно покачиваться. Начинаем с песни «Борода» из альбома «Театр» 2013 года, а затем переходим на концерт «по заявкам».

– Он как бы по заявкам, но не совсем. Точнее, только по тем, которые нам понравились, – смеется певица. – И тем, которые были присланы заранее в Интернете. Арефьева убирает цилиндр, стягивает с волос черный платок, хватает красный маленький шейкер – теперь она похожа скорее на ведьму, чем на блоковскую незнакомку – и под сильные удары кахона начинается новая радостная песня, совсем не похожая на мрачновато-шаманскую «Бороду».

«Заявки» затрагивают творчество разных лет: это и альбом «Анатомия», и «Каллиграфия», и «Сторона От»… Концерт проходит при поддержке театра «Калимба», и периодически на сцене появляются девушки в балахонах и с дредами или обнаженный по пояс мужчина. На одной из композиций очередная гостья, улыбчивая и лысая, даже начинает подыгрывать на шейкере, а иногда и петь вторым голосом.

Артисты извиваются, делают ломаные движения и танцуют, почему-то напоминая стрекоз. Похоже танцует и сама Арефьева – вытянутые руки, одновременно плавные и ломаные изгибы тела.

Праздник Ольги Арефьевой (СПб, «Эрарта», 30.09.17)

Завершает первую половину концерта – да-да, здесь, совсем как в театре, есть антракт – песня «Глюкоза», при упоминании которой добрая треть зала завороженно вздыхает. И есть от чего: как сказала сама певица, она требует много здоровья и сил, и исполняется не так уж и часто.

– Спасибо за ваши внимательные глаза! – улыбается Арефьева, когда действительно долгая и серьезная композиция заканчивается. И просит всех ни в коем случае не уходить домой.

– Для меня это лучший концерт, – серьезно сообщает своей спутнице какой-то мужчина, когда зрители начинают подтягиваться в сторону бара.

– А мне больше понравилось, как девушки танцевали…

После антракта Арефьева выходит, переодевшись: теперь она в черной майке с надписью «rock» и по-прежнему длинной и черной, но уже кожаной юбке.

– Тут надо сказать какие-то слова… Я забыла, – признается она под одобрительный шум зрителей. – Э-э-э… ну, постоим так.

Публика смеется, а музыканты привычно и быстро берутся за инструменты.

Бессменный лидер "Ковчега" Ольга Арефьева

– Сейчас прозвучит совсем новая песня, – в какой-то момент сообщает именинница, и зал оживляется. – Мы ее играли всего один раз в питерском клубе «Ящик». Это песня «Волк» на мои юношеские стихи – на одно из первых моих полноценных, осмысленных стихотворений. Все эти годы оно лежало, а теперь время пришло, и появилась песня…

Позже прозвучит еще одна песня на юношеское стихотворение, написанное еще в «80-каком-то году». Но Арефьева и «Ковчег» вовсе не застряли в ностальгическом прошлом, наоборот: певица рассказывает о творческих планах на будущее так подробно, как может.

– Сейчас пишем аж два альбома. И будем продолжать в том же духе, пока будет хватать сил, денег и людей, готовых этим заниматься. В одном из них будут духовные гимны и народные песни, которые меня глубоко трогают и выворачивают изнутри – я очень давно мечтала его записать. А про новый рассказывать нельзя, но он будет очень крутой, - Ольга Арефьева улыбается, как будто ей самой жаль сохранять интригу.

– А сейчас будут песни на стихи из моей детской книги «Иноходец». Признавайтесь, кто купил?

И, когда в зале поднимается несколько рук, она со смехом добавляет:

– После концерта подходите, я там опечатку исправлю.

Песни из «Иноходца» – как сказки Андерсена: вроде бы детские, но по-взрослому ясные и печальные. После них Арефьева и «Ковчег» успевают сделать доброе дело – «дело жизни и смерти»: один из интернет-поклонников просил музыкантов сыграть песню «Хина», которую очень любит его жена, потому что тогда у них все будет хорошо. Они сыграли.

Завершают концерт неожиданные каверы на старый добрый рок 60-х. Звучат до боли знакомые аккорды песни «Venus» (в СССР, как и в современной России, больше известной как «Шизгара») группы Shocking Blue. У Арефьевой она называется «Квартет» и представляет собой детскую частушку, которая потом превращается в какую-то дикую фантасмагорию – на сцену выбегает все тот же театр «Калимба», но теперь уже в виде клоунов. Кто-то дует в маленькую трубу, кто-то примеряет на голову пакет, кто-то гоняется друг за другом, а Арефьева радостно скачет рядом. И это все вроде бы весело, но в то же время вселяет какой-то инфернальный ужас – как в детстве, когда родители пригласили на твой День рождения клоунов с жуткими конкурсами.

Песня "Квартет"

Когда песня заканчивается, свет гаснет, и тем сильнее становится контраст прошедшего веселого Апокалипсиса с наступившей тишиной. Петр Акимов заносит руки над клавишами, и появляется стойкое ощущение, что сейчас он заиграет что-то вроде «Imagine». И оно не подводит: под битловскую «Let It Be» на сцене появляется Арефьева с охапкой цветов и белыми лохматыми ангельскими крыльями за спиной.

На обычных рок-концертах в зал кидают медиаторы или барабанные палочки. Но у Арефьевой, помимо футболки «rock», есть ангельские крылья. Поэтому она кидает в толпу цветы.

Ольге Арефьевой не жаль расставаться с букетом

Все начинают осторожно подтягиваться к сцене, как подружки невесты, надеющиеся ухватить букет. Даже у корреспондента «Субкультуры» мелькает шальная мысль попытать счастья, но этот план накрывается не медным тазом, но спинами двух более ретивых зрителей, и корреспондент решает, что, видимо, не судьба.

Когда положенное количество цветов роздано, музыканты объявлены, а аплодисменты отхлопаны, по законам кино и театра появляются титры. Так называется последняя песня.

И это очень логичное завершение для концерта, который правильнее было бы назвать театральным представлением.

Образ печального клоуна, лицедея на подмостках, для Арефьевой, видимо, очень важен – и, может быть, именно он объединяет и кабаре, и поэтессу Серебряного века, и рыжую ведьму, и рок-н-ролльного ангела со спадающими крыльями за спиной в одном флаконе.

Фото: Наталия Птушкина

View this gallery on Flickr

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика