30 сентября в петербургском музее «Эрарта» прошел не просто концерт, а настоящий день рождения – 51 год исполнился поэтессе, певице и бессменному лидеру группы «Ковчег» Ольга Арефьевой. Даже клоуны были!
О новых старых песнях, безумном карнавале и исполнении желаний – подробнее в нашем репортаже.
Если на рок-концертах пахнет алкоголем, то это, как правило, пиво или разной степени дешевизны вино. Но факт того, что мероприятие несколько элитнее обычного рок-концерта, понятен еще на входе – в зале стоит плотный запах шампанского.
Публика тоже как будто не в курсе про «чад кутежа» – тут почти не встретишь подростков-неформалов или хиппи-школьниц с громадными сережками. Точнее, они тут есть – просто выросли, облагородились жизнью и превратились в женщин лет тридцати, которые пьют из красивых бокалов на концерте в «Эрарте», но при этом носят длинные вязаные кардиганы в пол и интеллигентно-этнические платья. Слушатели Арефьевой и «Ковчега» – это элегантная смесь из хипповой странности и светской утонченности.
На сцене – акустический состав группы: виолончелист и клавишник Петр Акимов, басист Петр Суворов, перкуссионист Тимур Ибатуллин и гитарист Сергей Индюков. И, конечно, Ольга Арефьева.
Она выплывает на сцену – тонкая фигура в черном: длинная юбка с глубоким разрезом, на руках – браслеты, на голове – черный платок и черный цилиндр. При взгляде на нее вспоминаешь одновременно и о кабаре, и о салонах Серебряного века, и непонятно, чего тут больше.
Читайте также
– Я очень рада видеть здесь ваши интеллигентные питерские лица! – говорит Арефьева, и это редкий случай, когда такая фраза не звучит издевкой – публика действительно интеллигентная и взрослая. – Ну что, начнем?
И мы начинаем – музыканты играть, а зрители удовлетворенно покачиваться. Начинаем с песни «Борода» из альбома «Театр» 2013 года, а затем переходим на концерт «по заявкам».
– Он как бы по заявкам, но не совсем. Точнее, только по тем, которые нам понравились, – смеется певица. – И тем, которые были присланы заранее в Интернете. Арефьева убирает цилиндр, стягивает с волос черный платок, хватает красный маленький шейкер – теперь она похожа скорее на ведьму, чем на блоковскую незнакомку – и под сильные удары кахона начинается новая радостная песня, совсем не похожая на мрачновато-шаманскую «Бороду».
«Заявки» затрагивают творчество разных лет: это и альбом «Анатомия», и «Каллиграфия», и «Сторона От»… Концерт проходит при поддержке театра «Калимба», и периодически на сцене появляются девушки в балахонах и с дредами или обнаженный по пояс мужчина. На одной из композиций очередная гостья, улыбчивая и лысая, даже начинает подыгрывать на шейкере, а иногда и петь вторым голосом.
Артисты извиваются, делают ломаные движения и танцуют, почему-то напоминая стрекоз. Похоже танцует и сама Арефьева – вытянутые руки, одновременно плавные и ломаные изгибы тела.
Завершает первую половину концерта – да-да, здесь, совсем как в театре, есть антракт – песня «Глюкоза», при упоминании которой добрая треть зала завороженно вздыхает. И есть от чего: как сказала сама певица, она требует много здоровья и сил, и исполняется не так уж и часто.
– Спасибо за ваши внимательные глаза! – улыбается Арефьева, когда действительно долгая и серьезная композиция заканчивается. И просит всех ни в коем случае не уходить домой.
– Для меня это лучший концерт, – серьезно сообщает своей спутнице какой-то мужчина, когда зрители начинают подтягиваться в сторону бара.
– А мне больше понравилось, как девушки танцевали…
После антракта Арефьева выходит, переодевшись: теперь она в черной майке с надписью «rock» и по-прежнему длинной и черной, но уже кожаной юбке.
– Тут надо сказать какие-то слова… Я забыла, – признается она под одобрительный шум зрителей. – Э-э-э… ну, постоим так.
Публика смеется, а музыканты привычно и быстро берутся за инструменты.
– Сейчас прозвучит совсем новая песня, – в какой-то момент сообщает именинница, и зал оживляется. – Мы ее играли всего один раз в питерском клубе «Ящик». Это песня «Волк» на мои юношеские стихи – на одно из первых моих полноценных, осмысленных стихотворений. Все эти годы оно лежало, а теперь время пришло, и появилась песня…
Позже прозвучит еще одна песня на юношеское стихотворение, написанное еще в «80-каком-то году». Но Арефьева и «Ковчег» вовсе не застряли в ностальгическом прошлом, наоборот: певица рассказывает о творческих планах на будущее так подробно, как может.
– Сейчас пишем аж два альбома. И будем продолжать в том же духе, пока будет хватать сил, денег и людей, готовых этим заниматься. В одном из них будут духовные гимны и народные песни, которые меня глубоко трогают и выворачивают изнутри – я очень давно мечтала его записать. А про новый рассказывать нельзя, но он будет очень крутой, - Ольга Арефьева улыбается, как будто ей самой жаль сохранять интригу.
– А сейчас будут песни на стихи из моей детской книги «Иноходец». Признавайтесь, кто купил?
И, когда в зале поднимается несколько рук, она со смехом добавляет:
– После концерта подходите, я там опечатку исправлю.
Песни из «Иноходца» – как сказки Андерсена: вроде бы детские, но по-взрослому ясные и печальные. После них Арефьева и «Ковчег» успевают сделать доброе дело – «дело жизни и смерти»: один из интернет-поклонников просил музыкантов сыграть песню «Хина», которую очень любит его жена, потому что тогда у них все будет хорошо. Они сыграли.
Завершают концерт неожиданные каверы на старый добрый рок 60-х. Звучат до боли знакомые аккорды песни «Venus» (в СССР, как и в современной России, больше известной как «Шизгара») группы Shocking Blue. У Арефьевой она называется «Квартет» и представляет собой детскую частушку, которая потом превращается в какую-то дикую фантасмагорию – на сцену выбегает все тот же театр «Калимба», но теперь уже в виде клоунов. Кто-то дует в маленькую трубу, кто-то примеряет на голову пакет, кто-то гоняется друг за другом, а Арефьева радостно скачет рядом. И это все вроде бы весело, но в то же время вселяет какой-то инфернальный ужас – как в детстве, когда родители пригласили на твой День рождения клоунов с жуткими конкурсами.
Когда песня заканчивается, свет гаснет, и тем сильнее становится контраст прошедшего веселого Апокалипсиса с наступившей тишиной. Петр Акимов заносит руки над клавишами, и появляется стойкое ощущение, что сейчас он заиграет что-то вроде «Imagine». И оно не подводит: под битловскую «Let It Be» на сцене появляется Арефьева с охапкой цветов и белыми лохматыми ангельскими крыльями за спиной.
На обычных рок-концертах в зал кидают медиаторы или барабанные палочки. Но у Арефьевой, помимо футболки «rock», есть ангельские крылья. Поэтому она кидает в толпу цветы.
Все начинают осторожно подтягиваться к сцене, как подружки невесты, надеющиеся ухватить букет. Даже у корреспондента «Субкультуры» мелькает шальная мысль попытать счастья, но этот план накрывается не медным тазом, но спинами двух более ретивых зрителей, и корреспондент решает, что, видимо, не судьба.
Когда положенное количество цветов роздано, музыканты объявлены, а аплодисменты отхлопаны, по законам кино и театра появляются титры. Так называется последняя песня.
И это очень логичное завершение для концерта, который правильнее было бы назвать театральным представлением.
Образ печального клоуна, лицедея на подмостках, для Арефьевой, видимо, очень важен – и, может быть, именно он объединяет и кабаре, и поэтессу Серебряного века, и рыжую ведьму, и рок-н-ролльного ангела со спадающими крыльями за спиной в одном флаконе.
Фото: Наталия Птушкина
https://sub-cult.ru/foto/8924-prazdnil-olgi-arefievoy-spb-erarta-30-09-17#sigProId8ecef6b838
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!