2 февраля случилось то, чего Петербург не видел уже шесть лет – в «Aurora Concert Hall» выступила шведская метал-группа Katatonia. О том, как это было – в нашем репортаже.
Весна в Санкт-Петербурге началась в духе типично питерском – как гласила одна из афиш, с визита «самой депрессивной группы планеты». Музыка шведских металистов Katatonia, которые не заглядывали в город на Неве вот уже шесть лет – действительно неплохой саундтрек для того особого времени года, которое зовется настоящей питерской весной.
Но тех, кто зовется настоящими фанатами (и собирается в зале задолго до начала концерта), никакая погода остановить не может. Тот факт, что ты на концерте тяжелой музыки, становится очевиден сразу при входе в зал – путь маячками освещают белые надписи с традиционных рок-футболок. Написано на них, как правило, вовсе не «Katatonia», но это не так важно: черно-белая униформа нужна в основном для красноречивого заявления, что ты свой среди своих.
Открывает сегодняшний вечер выступление итальянской группы Egosystema, которая привезла вышедший в прошлом году альбом «Change Reality». Название ассоциируется скорее с какой-нибудь поп-пластинкой – что вполне соответствует музыке, значительно уклоняющейся от тяжелого звучания куда-то в альтернативу. Подача материала заставляет вспомнить уже о русской эстраде: трогательное объявление названия и предыстории каждой песни, «ну где же ваши ручки!» (только на английском, а местами и на итальянском) и хоровод из зажигалок. Точнее, из нескольких одиноких огоньков – зрители на разогрев реагируют благосклонно, но без особого энтузиазма.
– Местами неплохо, – лаконично описывает выступление итальянцев один из критиков, которых всегда так много в зрительской толпе.
Напоследок Egosystema по традиции кидают в зал медиаторы и барабанную палочку. Палочка взвивается в воздух, рикошетит от машущих руками людей, которые не успели определиться, закрывают они от опасного трофея лицо или пытаются его схватить, и падает на пол в толпу. За право первым ухватить ее с пола, как водится, завязывается нешуточная битва. Наконец противники поднимаются на ноги, держась каждый за свою сторону палочки, и получают возможность увидеть врага в лицо. Один из них оказывается высок, бородат и слегка растерян.
– Девушка? – удивленно произносит он, глядя на своего оппонента – вернее, оппонентку. Кажется, ему слегка неловко, потому что исход поединка решается вполне мирной схваткой орла и решки. Побеждает решка, то есть девушка, и добычу приходится со вздохом отдать.
Воцаряется ожидание. Слушатели времени даром не теряют – кто-то болтает о постороннем, а кто-то ведет дискуссии о творчестве любимой группы.
– А Katatonia скатилась, если говорить о последнем альбоме? – почтительно, как у эксперта, спрашивает женский голос.
– Мне наоборот кажется, что поднялась. Последний альбом очень понравился, – возражает мужской.
Этот спор – локальная миниатюра фанатских прений по поводу последнего адьбома Katatonia 2016 года «The Fall of Hearts», который кто-то вслед за критиками посчитал вторым дыханием группы, а кто-то – поворотом не туда. На новой пластинке Katatonia сравнивали уже не с психоделическими Tool, а с «нежным бренчанием The Cure», и начались вечные как мир баталии о том, хорошо это или плохо, когда тяжелая группа меняет свое звучание.
Наконец на экране кроваво вспыхивает большой красный круг, внутри которого летит ворон, – логотип Katatonia. Музыканты выходят на сцену, и главное событие вечера начинается.
Katatonia сегодня не в полном составе – без гитариста Рогера Ёерсона. Как было сказано еще в пресс-релизе к концерту и как не забывает напомнить вокалист и один из основателей группы Йонас Ренксе, прямо перед туром он заболел.
– Но мы ни в коем случае не сочли возможным отменить концерт, и вот мы наконец-то снова здесь. Спасибо, Санкт-Петербург! – улыбается Ренксе. Зал отвечает бурными овациями, показывая, что и Санкт-Петербург рад состоявшемуся концерту не меньше.
Сегодня группа представляет не только последний альбом, но и песни из самых разных пластинок, накопившихся за 27 лет творчества. А творчество у Katatonia – обширное и разное: дэт-дум-метал и гроул начала девяностых уже к концу десятилетия плавно сменились чистым вокалом и более мягким звучанием. Сейчас Katatonia играет скорее прогрессив – и даже не метал, а рок, если судить все по тому же «The Fall of Hearts». Впрочем, бывших металистов не бывает, да и мрачность посыла никуда не делась, просто стала скорее готической меланхолией, чем суровым унынием дэт-метала. Сегодня музыка Katatonia звучит как по-настоящему красивая северная печаль, которая не боится экспериментировать и не вписывается в шаблонные рамки музыкальных жанров.
Начав концерт композицией «Leaders» с культового для группы альбома 2006 года «The Great Cold Distance», Katatonia вразнобой исполняет и еще более ранние «Ghost of the Sun» и «Teargas», и «July» и «Lethean» с «Dead End Kings» 2012-го, и самые поздние «Old Heart Falls» и «Serein». Но, сколько песен ни сыграй, слушателям всегда будет мало.
– Еще! Еще! – со слабой надеждой кричат зрители даже тогда, когда музыканты уже отыграли несколько треков на «бис». Но, каким бы уникальным не был сегодняшний концерт – впервые за шесть лет! – такого чуда, разумеется, не случается.
Впрочем, зрители особенно не грустят – они довольны и так. Каждый нашел здесь что-то свое: любители тяжелой Katatonia – заслушанные до дыр треки с ранних альбомов, приверженцы нового звука – более поздние мелодии. Главное, что «самая депрессивная группа планеты» через тяжелые песни принесла людям не депрессию, а радость от действительно хорошей музыки.
Весна в Санкт-Петербурге началась в духе типично питерском – несмотря ни на что, довольно оптимистично.
View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto/9467-concert-katatonia-spb-aurora-concert-hall-02-03-2018#sigProId3c297ab71b
https://sub-cult.ru/foto/9467-concert-katatonia-spb-aurora-concert-hall-02-03-2018#sigProId3c297ab71b
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!