4 апреля группа «ОдноНо» презентовала в петербургском клубе «Opera» свой EP-альбом «DVIJA». О том, как это было – в нашем репортаже.
Существует стереотип, что «ОдноНо» слушают только йоги и вегетарианцы. Это, разумеется, не так, но перед их концертом уже на входе в клуб «Opera» веет чем-то эзотерическим.
Вместо обычного бодрого рока из динамиков доносится распевная мантра, а кучкующаяся в зале публика несколько отличается от завсегдатаев рок-клубов.
На многих девушках длинные свободные платья в стиле бохо, у кого-то дреды, а кто-то пришел в футболке со знаком «ом». Немало тут и людей, одетых вполне обычно, но всех зрителей объединяет одна общая черта. «Я смотрю, тут собрались сугубо интеллигентные люди», – доносится из глубины зала, и это замечание очень точно описывает контингент присутствующих.
На сцене стоит стол с ноутбуком и диджейским пультом. Сзади висит экран с логотипом группы – судя по всему, сегодняшний концерт будет сопровождаться видеорядом.
Скоро на фоне светящегося экрана вырисовывается человеческий силуэт, и по залу прокатываются аплодисменты – группа поднимается на сцену. Выступающих трое – вокалист, флейтист и звукорежиссер.
Читайте также
Фронтмен Алексей Мышкин мягко улыбается, обводя взглядом толпу, и складывает ладони лодочкой в знаке «намасте» – приветствует собравшихся по-индийски. Объясняет, что сегодня группа презентует мини-альбом ремиксов на давно знакомые слушателям песни – «DVIJA», а также исполнит треки с пятого студийного альбома «Betalab».
– Сейчас начнется даже не концерт, а путешествие, которое мы приглашаем вас пройти вместе с нами, – объявляет вокалист, и зал погружается в тишину. На экране загорается гипнотизирующе переливающаяся мандала, и представление начинается.
Треки строятся на зачитывании текста под бит, но на классический рэп это совсем не похоже. Мягкий речитатив и бархатные звуки духовых – флейтист попеременно использует армянский дудук, индийскую бансури и поперечную флейту – создают медитативную атмосферу, вводя зрителей в первобытный транс. Звукорежиссер генерирует живой, аналоговый электронный звук, в такт которому на экране сменяются видеоинсталляции. Один из треков положен на стихотворение Велимира Хлебникова «Неголи легких дум…», и во время его исполнения за спинами музыкантов проплывают строки:
«В умирайнах тихих тайн
Слышен голос новых майн.
Я звучу, я звучу…»
Выступление напоминает алхимический процесс, основными элементами которого являются песок, некая космическая энергия и вода. Песок постоянно присутствует в видеоряде: в него рассыпаются города и различные предметы, он крутится и превращается в новые фигуры. О космосе не говорится напрямую, но он ощущается в атмосфере – в электронном звуке битов, в флюоресцентном свете прожекторов, в абстрактных угловатых фигурах на экране. Вода же часто упоминается в текстах – например, в песнях «К океану» и «Вода»:
«Обними меня,
Вода, вода, вода,
Ты внутри меня,
Вода, вода, вода,
С неба падала
Вода, вода, вода,
В землю жизнью уходя и воскресая».
«Двиджа на санскрите – дваждырожденный. Так в древние ведические времена звали брахманов (жрецов), которые получили посвящение от духовного учителя. Считалось, что тем самым они родились второй раз, получив новое имя и новую цель в жизни. Также двиджами звали птиц, потому что они тоже рождаются два раза: первый – когда появляется яйцо, а второй – когда из него вылупляется птенец. Песни нового ЕР – это тоже двиджи: они родились второй раз, став совершенно иными», - значится в описании альбома «DVIJA», который группа сегодня презентует. То, что в него вошли ремиксы на старые песни, заметно: при их объявлении в зале раздаются аплодисменты и радостные крики.
Сеанс медитации длится около двух часов – и затем Мышкин, дождавшись, пока возгласы слушателей утихнут, объявляет:
– К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Последним аккордом – или крайним, как мне сказали в Ростове-на-Дону, – будет песня «Вода».
Отыграв композицию, музыканты раскланиваются и для приличия скрываются за кулисами, чтобы буквально через пять минут вернуться на «бис» под скандирование «Од-но-Но! Од-но-Но!»
– Что вам сыграть? – спрашивает Мышкин, и, видимо, совершает ошибку: кто-то требует «Силу», кто-то – «Дом», и эти заказы тонут в других выкриках. Группа приходит в замешательство и несколько минут совещается в углу сцены, собравшись в кружок.
– Честно говоря, мы сами не знаем, что вам сыграть, – улыбаясь, признается Мышкин после обсуждения.
– «Решай сам»! – кричит кто-то из толпы, и его поддерживает еще несколько голосов. Вокалист смеется, но, видимо, решает трактовать название песни как совет и объявляет:
– Тогда сыграем вам «Вечность» в акустике.
Отдав дань требовательной публике, музыканты складывают инструменты. Прощаясь уже окончательно своим традиционным «намасте», Мышкин уплывает за кулисы под гул аплодисментов.
«Мы хотим вечность здесь и сейчас, не через день, не через час», – напевают себе под нос люди, выходя из зала и строясь в линию на пути в гардероб. Девушка, огибая очередь, разглядывает столы с мерчем. Берет в руки книжечку со стихами Мышкина, листает ее и толкает в бок спутника, высокого брюнета:
– Покупай, дома на всех распечатаем!
– Но качество же испортится, – возражает продавец, – да и бумага не та…
– Какая разница? – удивляется девушка. – Это неважно, главное – в словах!
И продолжает читать книжку, на обложке которой рассыпанные вразброс буквы складываются в название – «Музыка в словах».
Фото: Светлана Хомич
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!