Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

Театр «Лицедеи» выпустил в первую неделю декабря спектакль «Нетленка» — премьера прошла 7 и 8 декабря. Мы поговорили с автором идеи и исполнителем главной роли Леонидом Лейкиным о постановке и искусстве драматической клоунады.

— Леонид, расскажите об основной идее спектакля.

— Сперва спектакль не назывался «Нетленка», это придумалось недели три назад. А сама идея мне пришла ещё в 2007 году, чтобы в центре сцены были вешалки с человеком, который шьёт и живёт в театре, которого уже нет. Его окружает паутина, все уже померли, кто когда-то играл. И герой играет в клоуна, постепенно костюмы начинают оживать, проявляются прошлые роли. Это наша традиция драматической клоунады, которой нигде в мире больше нет. Помню, давно делал бяки — наброски для спектакля ещё в Америке. Мы поехали с ребятами из Лас-Вегаса в Рино. Прорепетировали пару номеров с «вешалками», купили перед тем барахла на блошином рынке. Ну а спустя столько лет заразил ребят, это как в «Начале» Нолана: надо идею заложить в мозг. Перед нами происходит фантасмагория, а это основная идея клоунады.

img_6267

— Чем отличается цирк от драматической клоунады?

— Клоунада может ничего не объяснять. Должен быть образ клоуна и немножко канва. Хорошую клоунаду люди воспринимают с детства, и люди старенькие всё равно становятся детьми в зале. Важнее всего во время создания спектакля нарастить железный костяк номеров, реприз, объединенных единой драматургией.

— Как создать связь между драмой и клоунадой?

— Главная здесь связь в нашем герое и его сознании. Без него мы бы просто выходили, отыгрывали и уходили. Сегодня в таком аврале мы и успевали репетировать, и проделывали «бяки». В одном направлении все вместе придумываем по 20-25 номеров, показываем. Пусть они могут не подходить — останутся для другого спектакля. Слава Полунин учил меня тому, чтобы были номера, образ и идея. Бывает, придумаешь идею — она кажется тебе смешной, а никому не смешно. В «бяках» можно хоть пукнуть, и, если это смешно, будут аплодировать. Если плохо — сам поймёшь, потому что не хлопают, значит не чувствуют радость. А все начинается с папочки, идей всё больше, получается снежный ком, из которого мы все вместе делаем снежную бабу. Драматическая клоунада — смесь поэзии, философии и цирка.

— Ценность профессии клоуна как будто снизилась в понимании современного человека. Для чего она нужна и в чем мастерство клоуна?

— Смех и радость мы приносим людям, как говорится. Есть вещи, которые можно показать только одними пальцами. Я, например, на сорок тысяч человек создал номер «Дождь», работая с Олегом Митяевым, и дирижировал только пальцами. Мы не умеем делать сальто-мортале, поэтому обостряются другие чувства. Великий Грок (швейцарский клоун — прим. «Субкультура») создал коротенький номер, который длился 10 минут, а в конце его жизни всё превратилось в час. На него ходили и богатые, и бедные. Имя клоуна нужно заслужить, это великая профессия.

Почему на нас идут? Потому что каждый берет своё, и и радость здесь есть, и грусть какая-то, и за сердце берёт. Человек не забывает на следующий день после наших спектаклей, над чем он смеялся. Мы вообще, помню, выступали для слепоглухонемых, а переводчик объяснял зрителям, что происходит, и сам смеялся.

— Правда, что некоторые номера воруют?

— Клоуны могут двинуть идею, ведь это самое дорогое. Я всегда расстраиваюсь, когда у меня крадут. Но я сам на подсознательном уровне беру что-то от Ллойда, Чаплина, Китона. Ловишь себя на том, что походка Чаплина.

img_6265

— Со скольки лет можно идти в ваш театр и как клоуны относятся к детям?

— Я всегда говорю, что с 3 килограмм 750 грамм уже можно. У нас есть специальные спектакли для детей, но мы раньше не очень любили играть для детей — это сложнее. Не сюсюкать, а относиться как к взрослому. Ребёнок очень тонко чувствует, что искренне, а что обман. Не получится состроить рожу, чтобы он засмеялся.

— Как учатся современные клоуны?

— Часто актеру, закончившему институт, сложно найти образ. Галя Васиховская пришла после театрального, и ей было трудно найти образ какой-нибудь дуры. У неё был любимый мной номер — «Свеча», но клоунада почему-то не получалась. Сейчас мы набрали курс при театре «Лицедеи», режиссеров и актёров, и в общем талантливые ребята. И девчонок среди клоунов сейчас больше. Сложно было представить, что кто-то, условно говоря, захочет этому научиться, как Раневская — королева эпизода. Я работал только с одной актрисой, у которой есть дар клоунады — это Татьяна Васильева. Девочкам сложнее, ведь они хотят быть красивыми. Даже сегодня была история до скандала. Говорю актрисе нашей, надень нос. Тебе сразу станет легче. И красиво, и по-другому.

— Вам не кажется, что вы создали «Нетленку» по образу и подобию театра «Лицедеи», хранящего культуру клоунады?

— Так и есть. Ещё при Славе Полунине, Коле Терентьеве, Саше Скворцове — в древние времена — у нас пошло слово «нетленка» — то есть, вечный номер. Хотели назвать «Тронутые» — а вышла «Нетленка». В том-то всё и дело, что театр не может истлеть. Останется молодёжь, и клоунада пойдёт в века, не застынет, продолжится.


Фотографии предоставлены театром «Лицедеи»

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика