Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Иван Кургалин

Финалист проектов «Голос. Дети» и «Голос. Уже не дети», автор-исполнитель, артист лейбла «Крыша» и бывший резидент Gazgolder, судья вокальных конкурсов — по этому списку можно представить себе гламурного юношу с глянцевых обложек. Но Ваня Кургалин в разговоре оказывается совсем другим: вдумчивым, честным, скромным, с неожиданно взрослым взглядом на музыку, театр, поэзию и то, каково это — быть артистом.

Несколько лет назад в небольшом интервью ты сказал, что в будущем хотел бы делать собственные аранжировки и писать песни. И вот сегодня ты автор целого альбома и пары десятков синглов. Когда ты почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству?

Я хорошо помню тот момент. Это был 2022 год. Мы тогда жили в одном доме с Акмалем. Однажды вечером он позвал меня к себе и предложил попробовать что-нибудь вместе записать. В то время у него как раз выходили первые популярные треки: «Из-за тебя», «Вдоль дорог». До этого я, конечно, ничего подобного не делал — разве что в детстве какие-то стихи сочинял, которые, конечно же, так и остались неопубликованными.

Мы сели, начали работать… Через какое-то время Акмаль посмотрел на меня и спросил: «Ваня, почему ты не пишешь? Всё же так круто получается! Приходят интересные мысли, которые у тебя получается перенести в текст.» Я тогда задумался: и правда, почему я не делаю этого? С того момента я начал писать свои песни и музыку.

Многие артисты избегают ответа на вопрос, о чём их произведения, адресуя его зрителю. Ты тоже считаешь, что красота в глазах смотрящего?

Я пишу о любви — о том, как вижу её и чувствую.

В то же время, когда я создаю песню, рождаются мелодия и текст, я не наблюдаю за собой. Внутри меня в этот момент вспыхивают эмоции, которые просятся наружу, и я их выпускаю в виде музыки и слов. Конечно, я осознаю, что написал те или иные строчки, но о чём они — на этом, мне кажется, фокусироваться не стоит, хотелось бы, чтобы каждый связал их с каким-то событием из своей жизни.

Несколько дней назад вышел твой новый трек «Прощай». Звучит как очень личная история…

Она и правда глубоко личная, это очень чувственная музыка. Если человек действительно любит, он может и в некоторой ситуации должен отпустить. Должен как минимум именно потому, что любит.

Эту работу мы сделали вместе с автором Артёмом Чернышёвым, который написал демо-версию песни. Я пропустил её через себя, дописал куплет, поправил некоторые моменты — и она случилась! Мы неоднократно собирались на студии, дописывали гитарную партию, придумывали музыкальные ходы, то как должен звучать голос, какие-то новые элементы. И вышла потрясающая командная работа! Хотя раньше я всегда писал сам и очень ревностно к этому относился.

img_16551

До того, как начать исполнять свою музыку, ты записывал много каверов. Запомнилась композиция на стихи Цветаевой «Луна лунатику». Не было опасений, что современная аудитория не воспримет столь многослойную поэзию?

Не раз слышал точку зрения, что наше поколение потерянное. Но я так не думаю. Среди моих ровестников много глубоко чувствующих, способных проживать такую поэзию ребят. Да и в те времена находились люди, которые не понимали и — что самое главное — не хотели понимать поэзию Цветаевой. Разница лишь в том, что сейчас искусство стало более доступным. Тогда оно являлось чем-то элитарным, частичкой лучшей жизни. И потому люди больше тянулись, стремились к нему.

Насколько для тебя важно быть понятым? Что если ты выпустишь сингл, а его не примут или даже отвергнут?

Искусство в принципе такое… Картины Ван Гога стали выставляться в лучших галереях мира только после его смерти. Конечно, быть услышанным важно. Тем не менее, никогда не угадаешь, какой ассоциативный ряд выстроит слушатель. Ты можешь поделиться тем, что тревожит, а дальше остаётся только надеяться, что оно в человеке отзовётся.

Прежде чем выпускать сингл, я всегда показываю его близким, друзьям, своей команде — коллективу музыкального лейбла «Крыша» во главе с Анастасией Галкиной. Мне важно увидеть их реакцию: зацепило, откликнулось ли? Но быть неуслышанным в любом случае страшно. Этого боится каждый артист. Ван Гог тоже хотел признания…

Приходилось ли выпускать что-то наперекор команде?

Пока что нет… Хотелось бы, чтобы и не пришлось. Мне кажется, очень важно иметь одно видение материала с теми, кто тебя окружает. Иначе как работать в команде, если его нет?

У тебя за плечами сотрудничество с лейблом Gazgolder. Смогли расстаться друзьями?

Да, я поддерживаю общение с ребятами, поздравляем друг друга с праздниками. Просто в каких-то профессиональных вопросах не вполне сработались, поэтому я покинул лейбл. Там более закрытая тусовка, мне же хотелось активнее двигаться в сторону большой эстрады.

img_1667

За время активного сотрудничества с Бастой и его командой ты записал свой первый альбом «Сердце пацана». Трудно ли было объединить отдельно взятые композиции в единый сюжет?

Если честно, очень нелегко. Работа над альбомом требует простроить общую историю. В трек ты выжимаешь и выплёскиваешь сразу всё, а вот альбом требует более подробного и постепенного рассказа, в ходе которого как бы рождается маленькая жизнь. Правда, когда ты пишешь о любви, сделать эту общую историю немного легче, чем, например, в альбоме Markul Sense of Human, созданном в концепции семи грехов,— вот это действительно титаническая работа на студии.

Дополнительную сложность в работе над альбомом создавало то, что я в то время ещё не жил в Москве, поэтому большая часть коммуникации между тремя соавторами альбома (Бастой, Вадимом QP и мной) происходила дистанционно. И всё же, как мне кажется, у нас получилось создать большую и красивую историю.

Ты начал активно заниматься музыкой как раз в то время, когда произошёл всплеск популярности баттл-рэпа. Не жалеешь, что не успел вписаться в эту тусовку?

Я большой фанат рэпа в целом. Как бы Oxxxymiron (внесён Минюстом в реестр иноагентов) не отзывался сейчас о происходящем в нашей стране, это не отменяет того, что он выдающийся баттл-рэпер, а мы могли наблюдать его раунды в реальном времени. Я их все и сейчас хорошо помню, хотя прошло столько лет. До сих пор не понимаю, почему в поединке с Гнойным победу отдали не ему.

Если беспристрастно посмотреть на баттл-рэп, то это просто обливание грязью друг друга. Тем не менее, взлёт его популярности был очень важным периодом в массовой культуре. Это было что-то принципиально новое во-первых и очень искреннее во-вторых. Потом, к сожалению, такой вид соперничества превратился в шоу — чуть ли не сыновья с отцами выходили друг против друга — и тем самым изжил себя.

К сожалению, представители старшего поколение рэп-культуры продолжает умирать от наркотиков. Этот образ жизни пытаются оправдывать сложностью жизни в девяностые или перегрузками. Но жизнь сейчас не легче… Что удерживает молодых артистов от скользкой дорожки?

Это вопрос воспитания. К счастью, в моей жизни в нужные моменты находились люди, которые направляли меня в правильную сторону — в первую очередь родители. Некоторые их знакомые, к сожалению, были связаны с употреблением запрещённых веществ, так что маме и папе было что донести до меня по этому поводу.

Да, на творческих людей падает большая нагрузка — не только физически, но в первую очередь эмоционально и морально но бороться с усталостью нужно иначе. Существует много способов расслабиться: на массаж сходить, например, пообщаться с близкими, просто дома посидеть пару дней. Когда люди в медиасфере употребляют наркотики и это становится известно, это очень плохо, так как формируется искажённый образ успеха. Ведь поклонники нередко стремятся быть похожими на них. А что проще всего скопировать? Не упорство и трудолюбие, а вредные привычки.

Я недавно общался с ребятами из новых регионов, которым организовали поездку в Москву. Вот у них действительно трудная судьба… Не дай Бог никому пережить то, что выпало им, тем более в детстве. А артисты, которые не могут победить зависимость, просто оправдывают свои слабости.

И всё же многие артисты изменили своим творчеством мир к лучшему. Несколько лет назад ты сказал, что из всех когда-либо живших музыкантов особенно восхищаешься Владимиром Высоцким и Фредди Меркьюри. Сейчас ты бы ответил так же?

Тогда мне было 11 лет… Я по-прежнему восхищаюсь этими музыкантами, но добавил бы еще Майкла Джексона: всё же так, как чувствовал и делал музыку он, не сделает больше никто и никогда. Ещё, скажу это совершенно искренне, я считаю гением Басту. Мало кто понимает, насколько он многогранный и разноплановый музыкант. А ведь всё, что он пишет, каким-то магическим образом ему подходит.

Если говорить не только о музыкантах, но и о творческих людях в целом, я ещё обязательно упомянул бы Стэна Ли. Он ведь создал целую мультивселенную! Придумать такую историю и таких персонажей мог сделать только человек невероятного таланта.

img_16631

Ты учился в одном из лучших театральных институтов страны, но решил покинуть его. Как же так вышло?

Я изначально пытался поступить в училище имени Гнесиных, но там мне сказали, что я не умею петь. И такое бывает! После этого случая связывать себя с какими-то вокальными отделениями мне не очень хотелось. Более привлекательным казалось получение театрального образования. На самом деле, оно есть у многих наших звёзд эстрады — например, у Пелагеи, её мамы, у Сергея Лазарева. Я подавался только в одно место — театральную школу Олега Табакова — и сразу же поступил.

Проучился там год, в целом успешно, но времени на музыку у меня совершенно не оставалось. По сути меня лишили возможности заниматься тем, что я действительно люблю, быть собой… Поэтому я принял непростое решение отчислиться из института и пойти другим путём.

Говоря об артистах, работающих на стыке эстрады и театра, я в первую очередь вспоминаю Ирину Шведову. Её продюсер Игорь Демарин много лет спустя рассказывал, что актёрское Ирине зачастую больше мешало. Где граница между музыкой и театром для тебя?

Здесь всё зависит от того, что ты в данный момент исполняешь. Если, например, партию в мюзикле, это одна история. Другое дело — когда поёшь свою песню. Как-то её театрально отыгрывать мне кажется не вполне уместным. В таком случае просто перестаёшь быть настоящим. Ты ведь сам написал её, знаешь, какая в неё заложена история. Что тут ещё можно сыграть?..

Но вообще граница очень тонкая, ведь все мы занимаемся проживанием на сцене — как актёры, так и артисты.

Пусть с театром пока не сложилось, но музыкальную школу по классу скрипки ты успешно окончил. Как это помогло твоей творческой карьере?

Обучение определённо повлияло на мой музыкальный вкус и то, как я себе представляю музыку. Это некоторое воспитание. Каждый человек, который создаёт собственные композиции, должен знать, кто такие Бах, Моцарт или Римский-Корсаков. Это люди, которые делали всё то же самое за двести-триста лет до тебя, но смогли создать музыку вне времени. У артиста обязательно должна быть большая наслушанность, чтобы ему было, о чём сказать, и он мог правильным образом это сделать.

img_1668

Давай вернёмся в 2020 год. По Первому каналу выходит выпуск слепых прослушиваний, в котором ты исполняешь песню «Слишком влюблён» и о тебе впервые узнаёт массовый зритель. Что было на следующий день?

А ничего особенного не было! Я не ощутил на себе какой-то популярности. Да, появились отметки с историях. Стало расти число просмотров на моём YouTube-канале, прибавилось число подписчиков в Instagram (социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией, запрещенной на территории РФ). Правда, всё происходило постепенно: после слепых прослушиваний — на 10 тысяч (до этого было около пяти), после троек ещё 20 тысяч прибавилось. Наконец, после финала — ещё 25. На пике у меня было около 75 тысяч подписчиков… После блокировки сети, эти показатели, конечно, упали.

Я и сегодня не ощущаю какой-то особой популярности или известности. Вот Дима Билан или Егор Крид — они, наверное, да. К ним девять человек из десяти на улице сфотографироваться подойдёт. Ко мне нет.

То есть толпы четырнадцатилетних девочек не нарушают твой душевный покой?

Странные истории почему-то больше генерируют взрослые люди. Например, недавно моему продюсеру позвонила одна женщина и сказала, что не понимает, встречается она со мной или нет. Это по итогам какой-то однократной переписки в соцсетях… А по голосу слышно, что она, скажем так, не подросток, чтобы такую глупость говорить. Ещё очень многословный дедушка как-то Анастасии позвонил… А четырнадцатилетние что-то не очень активны, мы уже иногда думаем: набрали бы для разнообразия, что ли?

А если говорить серьёзно, моя аудитория — это в основном зрители в возрасте от 18 до 25 лет.

— Тебе доводилось сотрудничать сразу с несколькими артистами первой величины. Что выделяет их относительно всех остальных? Почему именно они достигли такого успеха?

— Здесь всё предельно просто: эти люди живут музыкой. Сцена для них место, где они могут по-настоящему высказаться — отдать энергию зрителю и получить её в ответ. Для них это больше чем работа.

Ну и, конечно, им это дано от рождения. Они пришли в этот мир для того, чтобы выйти на сцену. Будем честны: далеко не всех людей природа наделяет столь сильными музыкальными способностями.

— В этом году ты сам побывал в жюри одного из вокальных конкурсов. Каково было оказаться по другую сторону барьера?

— Честно говоря, этот опыт я бы пока не хотел повторять. Стоило, наверное, пойти судить детский состав участников, но я оказался во взрослом. И был слегка удивлён некоторым людям, решившим пойти на конкурс. Приходилось доносить до людей, к которым я обращался «на вы», что оценивать их с профессиональной точки зрения очень тяжело. К сожалению, в музыку часто идут не те, кто стремится сделать что-то великое, а просто искатели популярности.

img_1550

— Теперь давай попробуем переместиться в будущее. Кто-то из артистов десятки лет гримируется под подростка или изображает молодого ловеласа, другие же совершают довольно радикальные повороты в своём творчестве: вспомним, например, раннее и позднее у Децла или то, как многое изменилось у Face (признан Минюстом иностранным агентом). У тебя сейчас есть какое-то видение будущих поворотов?

— К счастью, мои песни о любви, а о ней можно говорить в любом возрасте. Самое главное — видеть рост и развитие своих треков по мере накопления жизненного и профессионального опыта. В остальном сложно заглядывать в будущее: может быть, завтра я захочу быть рэпером или работать в стиле кантри, а может, всю жизнь буду писать о любви, делая это всё лучше и лучше.

Сейчас для меня «следующий шаг», о котором я думаю,— это выпуск громкого хита. А потом хотелось бы поехать в гастрольный тур, обязательно открыв его концертом в моём родном городе — Великом Новгороде.

— А давай под конец про Великий Новгород поговорим! Удивительно, но многие москвичи и петербуржцы ни разу там не бывали, чего уж говорить про жителей более далёких городов. Объясни им, почему это большая ошибка с их стороны.

— Великий Новгород — не просто город, связанный с великими историческими событиями. Это то самое место, где зародилась Россия в нашем её сегодняшнем понимании. Именно у нас находится Рюриково городище.

Мне кажется, нужно рано или поздно возвращаться к истокам. Иначе частичка чего-то прекрасного, заложенного в каждом из нас, пропадает.

Фотографии из личного архива Ивана Кургалина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика