Идея проекта пришла спонтанно, всего из одной строчки стихотворения Быкова «Собачники утром выводят собак». Путь от замысла к воплощению занял целый год. Двенадцать месяцев поисков фактов и кропотливого труда, и вот, на свет появился альбом авторских литографий Анны Переходько, посвященный русским литераторам и их домашним питомцам. Работы Анны не остались незамеченными. Сайт
Художницей заинтересовалось телевидение: НТВ Петербург и 78 канал почти одновременно сняли о ней сюжеты. Семёновская библиотека МЦБС им. Ю.М. Лермонтова, в стенах которой незадолго до этого состоялась первая выставка работ Анны, пригласила её провести лекцию. На лекции девушка рассказала о почти немыслимом, случайном изобретении литографского станка, о развитии литографии в России, наглядно с помощью фото и видео посвятила в тонкости своего рабочего процесса, а также охотно согласилась ответить на вопросы специально для Портала Субкультура.
Собачники утром выводят собак
При всякой погоде и власти,
В уме компенсируя холод и мрак
Своей принадлежностью к касте.
Соседский татарин, и старый еврей,
И толстая школьница Оля
В сообществе тайном детей и зверей
Своих узнают без пароля.
Мне долг ненавистен. Но это инстинкт,
Подобный потребности псиной
Прислушаться, если хозяин свистит,
И ногу задрать под осиной.
Вот так и скользишь по своей колее,
Примазавшись к живности всякой:
Шарманщик с макакой, факир при змее,
А русский писатель - с собакой.
И связаны мы на родных мостовых,
При бледном с утра небосводе,
Заменою счастья - стремленьем живых
К взаимной своей несвободе.
Дмитрий Быков, 1999
— Для вас это хобби или постоянная работа?
— Это моя работа по специальности, я закончила ИДПИ ( Институт декоративно-прикладного творчества), кафедру станковой графики в Петербурге. Любой путь, отличный от общепринятых, требует некоторой смелости и упорства от человека, который его избрал. Это не всегда легко, но я сказала себе: «Хочу зарабатывать этим на жизнь». Это было моё волевое решение, поэтому я работаю почти ежедневно. Была бы возможность — работала бы и в воскресенье, но помещение закрывают.
— В чём состоит сложность производства литографий?
— Труднодоступность материала. Нужна особая порода известняка с минимальным количеством примесей, который добывают только в двух местах на планете. Физическая недоступность. Определенную часть работы я не могу сделать сама: я не могу поднять даже камень, на котором рисую, не говоря уже о том, чтобы опустить рычаг пресса на станке XIX века. Литография — это почти всегда тандем, совместная работа художника и печатника. Один знает тонкости печати, другой — тонкости рисования. Кстати, есть ещё одна небольшая сложность: рисунок почти невозможно исправить, нужно сразу рисовать хорошо, но к этому привыкаешь, просто заранее в голове продумываешь, что хочешь изобразить.
— Спрос на литографию в дореволюционное время понятен: не было массовой печати изображений. Во времена СССР её часто использовали в качестве книжной иллюстрации. А чем вы объясните спрос на этот вид изобразительного искусства в наши дни, когда существуют принтеры? Есть ли он вообще?
— Можно сказать, что литография возрождается, и я тоже прилагаю к этому руку. Сейчас она пользуются спросом в узких кругах, например, у деятелей искусства или коллекционеров, потому что это уникальный товар: печатная форма уничтожается после выпуска тиража, и другого такого не будет. Да и собственно мастера-литографы, владеющие этой старинной техникой, уникальны, нас не так много. Вдобавок к этому ни один другой способ печати не позволяет делать настолько цветные изображения.
— На вашем сайте вы писали что проект состоит из двух частей: художественной и литературно-просветительской. Вторая часть — небольшие сопроводительные рассказы к иллюстрациям. Какими источниками вы пользовались при их создании?
— На сбор информации я потратила много времени, у меня даже был помощник. В основном пользовалась интернетом, но всегда старалась подкреплять информацию из других ресурсов.
— Также вы писали, что ваша цель — привлечение внимания молодой аудитории к русской классической литературе через рассказ о домашних питомцах писателей и необычную подачу их образа. Кого ещё вы хотите заинтересовать вашим проектом?
— Я думаю, что он может заинтересовать не только молодёжь и не только любителей литературы, но и тех, кто просто любит собак. Может, им бы захотелось больше узнать о литераторе, который любил ту же породу, что и они.
— История какого писателя вас тронула большего всего?
— Вообще мой любимый писатель — Владимир Набоков, но меня очень тронула история Толстого о его собаке Бульке из одноименного рассказа. Лев Николаевич взял его ещё щенком и сам выкормил, и когда ему нужно было уезжать на Кавказ, велел запереть его, а сам поехал на станцию. Булька же проломил оконную раму и долго бежал за ним по жаре, пока не догнал.
— По-вашему, собака — это ключ к пониманию личности писателя или поэта?
— Писатель — прежде всего человек. Для меня сам факт того, что человек общается и заботится о животном, говорит о некоторых чертах его личности. Это интересная тема, что толкает людей заводить себе домашних животных? Лично для себя я давно решила этот вопрос. Много лет человек жил в гармонии с природой, но с развитием городов все больше и больше от неё отстранялся, и я думаю, что люди ощущают нехватку этого общения, поэтому заводят кошек и собак у себя в квартире. Животные — это наша тяга к утраченному.
i Литография — это старинный способ ручной печати, который заключается в получении оттиска с плоской отшлифованной поверхности камня. Изображение, нарисованное художником на камне специальным литографским карандашом или тушью, переводится на бумагу на станке под давлением.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!