История радио началась в XIX веке — именно тогда изобретатели из разных стран стали придумывать приборы беспроводной связи. С тех пор этот давний способ передачи информации сильно изменился. Теперь радиостанции не пользуются той былой славой и не кажутся нам нечто удивительным.
Тем не менее не только живы некоторые старые радиостанции, но ещё и появляются новые. Обо одной из них мы и поговорим с Игорем Шабановым, создателем radiozefirot.ru!
— Игорь, как бы вы описали ZEFIROT?
— ZEFIROT — это интернет-радиостанция, бесплатная, независимая и некоммерческая. Была создана именно для любителей рока в чистом виде: у нас круглыми сутками звучат произведения в стиле хард-рок, металл, инструментал, гранж и блюз. Слушателям предлагаются как новые песни групп, так и забытые, о которых когда-то ходили легенды. А ведущие не заполняют время разговорами и ненужными беседами, нет навязчивых роликов о продуктах, крутых машинах и клиниках. Только музыкальные потоки в правильном направлении!
— Кто ваши слушатели?
— Они из разных возрастных групп, поскольку в плейлисте звучат как новинки, так и проверенные временем хиты. Но, скорее, это люди в возрасте от 25 до 60 лет, среднего возраста.
— Тяжёлая музыка давно переживает не лучшие времена. Почему именно она?
— Почему тяжёлый рок? Ну, во-первых, я вырос на подобной музыке: «Арии», «Айрон Мэйден», «Бон Джови» и т. п. Но это не значит, что я зациклен только в этом жанре. Настоящий меломан, ценитель музыки всеяден. Я слушаю всё, что приятно уху и несёт какой-то смысл. А по поводу того, что тяжёлая музыка переживает не лучшие времена, скажу, что это не совсем так. Эта музыка всегда была в стороне от массовой культуры. Но это не значит, что слушателей мало, их миллионы. На примере с классической музыкой: Моцарт в большинстве своём писал лёгкую, не побоюсь сказать, «дискотечную» музыку (менуэт, например, — это танец, хоть и той эпохи), но кто из обывателей вспомнит хоть одну по названию? Правильно: единицы. А вот «Реквием» знает большинство, хотя это «тяжёлая и трагичная» музыка.
Ищете расходомер? Лучшие преобразователи давления
— Как вообще к вам пришла идея о создании собственного онлайн-радио?
— Я, как рок-меломан, в своё время был постоянным слушателем замечательной радиостанции «Радио «Рокс», но она, к сожалению, канула в Лету. И я долгое время был озадачен поисками альтернативы. Но ни существующие радиостанции, ни появившиеся стриминговые сервисы не удовлетворяли моих потребностей: либо узость контента, либо засилье рекламы, либо необходимость платить за прослушивание. Потом я случайно наткнулся на статью об интернет-радио — и в результате решил попробовать сделать свою радиостанцию. Ну, а поскольку FM-вещание — это запредельные бюджеты, я выбрал формат интернет-вещания.
— Почему во времена музыкальных сервисов радио всё ещё пользуется спросом?
— Я думаю, что прослушивание музыки в радио-формате будет ещё в долгой перспективе. Во-первых, это бесплатно, во-вторых, ни один стриминговый сервис не даст того разнообразия в плейлисте, как сетка вещания радиостанции. У меня, например, в течение дня идут различные тематические рубрики: зарубежный рок сменяется российским, а то и блюзом, к вечеру — приятные уху баллады. Этого не сделает никакой алгоритм. Ну, и наивно полагаться музыканту, что, залив свой трек в стрим, будет какое-нибудь продвижение без вмешательства извне. (На радио ZEFIROT можно отправить свой трек. — Прим. ред.) Открою страшную тайну. Недавно в Петербурге проходил музыкальный форум Colisium, радио ZEFIROT было в числе информационных медиа-партнёров. Я участвовал в форуме, где были представители и «Яндекс.Музыки», «СберЗвука» и пр. И вот наглядный пример, с места событий: один из участников, музыкант, задал вопрос редактору «Яндекс.Музыки», почему его новые треки после своих жанровых экспериментов не найти в плейлистах, хотя до этого всё было нормально. И был ответ, что сервис часто сталкивается с проблемой, куда засунуть трек на стыке жанров, и в результате он нигде. А некоторые именитые продюсеры прямо говорили, что стриминговым сервисам вообще нет дела до продвижения музыкантов, главное — собрать деньги с подписчиков. Да и разместить песню во многих сервисах самому невозможно, нужен либо лейбл, либо дистрибьютор. Хотя, как знаю из личных историй музыкантов, есть именитые радиостанции, грешащие таким же отношением. Взяли в ротацию песню, получили деньги, покрутили пару дней — и сняли с эфира. Потом на вопрос музыкантов «Где песня?» ответ: «Плати деньги каждый месяц — и будет счастье». У нас размещение в эфире абсолютно бесплатно.
— А вы не боялись конкуренции с «Нашим радио» и Maximum? Чем ZEFIROT отличается от них?
— Вот как раз в продолжение вышесказанного: я не боюсь конкуренции ни с «Нашим радио», ни с «Максимум», хотя у последнего был долгое время слушателем. Да и с ними нет смысла тягаться. Объясню, почему: у них свой формат, они существуют давно. И смысл делать радио, похожее на них? Вот Семёну Чайке стало тесно в рамках «Нашего радио», он отпочковался и, имея ресурсы, связи, известность, собрал на своё радио деньги на крауд-платформе «Планета». Но что в итоге? Как по мне, так получился клон «Нашего радио». У меня же есть своя концепция, нет засилья рекламы в ущерб музыке, хотя куда без неё. И у меня мультижанровый формат в плане зарубежных исполнителей. Мой слоган: «Найди вдохновение в мире рок-музыки!». Я пытаюсь предложить всю палитру рока. Что касается русского рока, то тут, с моей рубрикой «Русская тяжесть», я пока не вижу таких же радиостанций, транслирующих тяжёлый русский рок. Это в пику «Нашему радио», где всего по чуть-чуть и коммерческое звучание.
— Что делать начинающему артисту, чтобы попасть на ZEFIROT? Каким должен быть этот артист и его музыка?
— Попасть просто: сделать качественный трек и прислать его на почту. Приложить описание, указать название группы, жанр, место локации, состав. С этим (сделать приличное портфолио), признаюсь, у многих начинающих групп проблема. Ну и, соответственно, быть в пределах формата радиостанции. Мне просто часто шлют песни типа шансона или попсы, и я удивляюсь: «Ребята, это рок-радио, куда вы?». Хотя, может, это просто массовая рассылка, лишь бы взяли.
— Как проходит отбор треков?
— О, здесь простой ответ: сердцем. Банально, но да.
— А скажите, вести онлайн-радио легче эфирного? Или всё же и здесь есть свои трудности?
— Не думаю, что вести онлайн-радио легче, хотя эфиры с ведущими — это тяжёлая работа. Но в онлайн-режиме тоже: нужно контролировать процесс, чтобы вовремя запустить плейлист, джингл или отбивку. Хотя для меня это проще (ведь ведущие берут голосом и харизмой, а у меня с этим не очень). Но со временем я пришёл к необходимости вести эфиры, когда начал приглашать группы, которые участвовали в фестивале «Саботаж». Я понял, что голосовое общение нужно, но в некой дозировке.
— Фестиваль «Саботаж». Расскажете про него?
— Со временем радио стало не просто увлечением: появились идеи и планы, связанные с продвижением групп. Фестиваль «Саботаж» задуман как возможность группам донести своё творчество, были группы, которые выступали впервые. С группами-участниками фестиваля проходили эфиры на радио ZEFIROT.
Фестиваль «Саботаж» не является проектом радио Zefirot. Группа MR ICE не имеет отношения к фестивалю. Организатор и директор фестиваля Барбашин Виктор Федорович (лидер группы MR ICE). Фестиваль оказывает помощь радио, размещая рекламу радио на порталах и концертах.
Ещё я сделал полноценную студию с одноименным названием, где есть два репетиционных зала, звукозапись, место проведения эфиров и видеотрансляция радиостанции. Это полугодовой результат вложений собственных сил и средств. Место силы, как я называю студию, и сделано оно специально для музыкантов. Надеюсь, со временем это оценят и будут часто обращаться. А если найдутся спонсоры, то для некоторых начинающих групп будет возможность использовать всё это бесплатно.
— Чем ZEFIROT планирует удивить нас в дальнейшем?
— Конечно, куча планов и идей, связанных с программами на радио, всевозможные тематические подкасты, новые рубрики. И ещё созрел сделать отдельную рубрику «Русская Тяжесть», но тут уже, наверно, придётся привлечь ещё людей. Уже назрело собрать небольшую команду. Просто мне, как отцу четверых детей, уже становится нелегко. А деятельность, связанная с радиостанцией, это работа вдолгую.
— Представьте, что у вас появилась возможность выйти в прямой эфир и выступить на всю страну. Что бы вы сказали?
— Я бы, пожалуй, призвал людей слушать радио ZEFIROT, чтобы найти вдохновение в мире рок-музыки, которое дало бы возможность хранить мир, делать добро и созидать.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!