Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Диалог о любви и боли

Не вернусь

Ты исчерпал всю без остатка,

А что взамен могу я ждать?

Дизайны нового порядка?

Учил ты только побеждать.

Но проиграла я безвольно:

Вся моя жизнь к твоим ногам.

Надень же путы. Добровольно

Источник творчества отдам.

Я чувствую – ты ранишь метко.

В словах незыблемая грусть.

Звучанье скрипки слышу редко.

Так будет лучше. Ну и пусть!

Изрешетило как по нотам

Недаром музыкальный слух.

Мое дыхание под гнетом.

Есть! Точный выстрел в сердце: «Пух»!

Звучанье скрипки слышу редко...

А что взамен могу я ждать?..

Стрелять... Стреляешь все же метко

И надо было проиграть...

Вот так бездарно и нелепо,

Не выждав даже поцелуй.

Теперь движенье к царству Света,

А ты... Свободен. Возликуй!..

Так что ж глаза на мокром месте?

В словах незыблемая грусть?

Исход один. Давно известен:

К тебе я больше не вернусь!

К.О.

(Выдержка из цикла «История любви XXI века в формате лирического ответа. Стихотворение дано для полноценной рецензии)

Прости

Что ж. Виноват я. И недаром

Ты проклинаешь, уходя.

Наделена ты Божьим даром.

И? мне теперь его даря,

Бросаешь с камнем в темный омут,

Напутствуя не вспоминать.

Но кто из нас сильнее тронут?

И кто из нас решил солгать?

«Пух». От дуэли расстоянья

Не сберегли на этот раз.

Но я Дантес. А ты – ...

И потому мне жалко нас.

И скрипка нервно завизжала,

И разревелся ворох нот:

Судьбы с красивейшим началом

Такой несчастный поворот.

Ты говоришь: «Прощай». Но ликом

Кричишь: «Свободен ты. Катись!»

Я по природе просто льдинка.

Мне чужды чувства, как ни рвись...

Но потому в глазах сверкает

Слеза, омоющая грусть:

Из моей жизни исчезает

Вся жизнь с твоими: «Не вернусь...»

И.К.

Бывает, что поэты и писатели подолгу скрывают свои творения, как принято говорить, пишут «в стол». Это происходит по разным причинам: у кого-то не хватает возможностей, у кого-то решимости, а бывают обстоятельства, когда высказать себя в принципе не представляется возможным.

В любом случае, если поэт скрывает свои стихи от посторонних, если поэзия остается известной только ее автору, это, как принято говорить, «не есть хорошо». С одной стороны, стихи должны жить в общем литературном потоке, а не лежать камнями на дне. Если слишком многие поэты будут молчать, литературный процесс просто остановится.

С другой стороны, и поэту «нехорошо быть одному». Чтобы развиваться как творческая личность, нужно общение с другими – человеческое и творческое. Поэты отзываются на чужие стихи, спорят с ними, учатся у мастеров и сами учат молодых. Тогда их дарование растет, если же такого общения не будет, оно рискует завянуть.

Самое же удивительное – это поэтические диалоги, когда один поэт создает настоящий ответ на стихи другого. Соглашается ли один поэт с другим, спорит ли – это производит особенное впечатление. Словно читатель случайно услышал чужой разговор – живой, правдивый и сокровенный.

Стихотворение Киры Оболенской начинается особенной, ироничной и одновременно печальной интонацией.

Ты исчерпал всю без остатка,

А что взамен могу я ждать?

Дизайны нового порядка?

«Непоэтичное», как будто слишком современное слово, еще и в необычной грамматической форме, обретает новое значение. Что такое «дизайны» в применении к состоянию души и поведению? Вымученная манерность? Притворная симпатия? Что-то еще, что «положено», но за чем нет души? Как и свойственно хорошей поэзии, каждое слово оставляет возможность для многих толкований.

В любом случае, то, о чем говорит лирическая героиня, сковывает ее, мешает ей жить и быть собой, потому она и говорит:

Надень же путы. Добровольно

Источник творчества отдам.

Отдать «источник творчества» - великий подвиг для поэта. И не каждый достоин подобной жертвы. Может быть, лирическая героиня потому и прощается, что осознала – недостоин. Но ее голос уже приглушен, и трудно ей возвращаться к себе.

По той же причине, вероятно, она «звучанье скрипки слышит редко». Скрипка, музыка, муза, поэзия – ассоциативный ряд выстроить просто. Лирической героине грозит лишиться ее чудесного поэтического дара.

Но тот, к кому она обращается, говорит также:

И скрипка нервно завизжала,

И разревелся ворох нот.

Жутковатая, явственно диссонирующая метафора, да и фонетика странно неприятная, тревожная. В этом и страх, и враждебность, и странная, ничем не объяснимая жестокость.

Не случайно в обоих стихотворениях появляется образ дуэли:

Моё дыхание под гнетом

Есть! Точный выстрел в сердце: "Пух"!

Так описывает ее героиня с той же горькой иронией, в какой выражено все стихотворение. Она явственно чувствует свою несвободу и добавляет уже своему адресату:

Стреляешь все же метко,

И надо было проиграть.

Надо было ей проиграть, расстаться со своей поэтической волей и поэтическим даром, принести ту самую, невозможную жертву. Снова та же мучительная уступчивость, которая может быть полезна человеку, но губительна для поэта.

Это сознает и, видимо, совестится из-за этого адресат лирической героини:

Но я Дантес. А ты –...

Он не договаривает, кто она, но читателям и так слишком хорошо понятно: талант, гений, «невольник», вероятно, не столько «чести», сколько любви, погубающий не телом, а душой – как творческая личность.

И потому мне жалко нас.

Действительно, стоит пожалеть, о том, что кончилось или не началось, что случилось или не могло случиться. Лирическая героиня констатирует:

Теперь движенье к царству Света,

А ты... Свободен. Возликуй!..

Удивительно, как искусно поэт выражает всю ту боль, которую нужно скрыть. Одновременно. Не заостряя чрезмерного внимания и при этом не делая текст слишком сухим, не теряя главную мысль и основное настроение.

Вопреки всему, тот, к кому обращены эти слова, «ликовать» не способен:

В глазах сверкает

Слеза, омоющая грусть.

Своей честностью и решимостью лирическая героиня причиняет герою мучительную боль.

Исход один. Давно известен:

К тебе я больше не вернусь!

Так завершается стихотворение. И примечательно, что последнее четверостишие отклика написано на те же рифмы, и оттого два поэтических голоса точно сливаются в один, полный печали по несбывшемуся.

Из моей жизни исчезает

Вся жизнь с твоими: «Не вернусь» ...

Блестящая парадоксальная метафора – жизнь исчезает из жизни, словно рушится основа основ. И становится еще больше жаль лирических героев, того, что могло, но не случилось. Или, скорее, вовсе не могло случиться.

Но поэзия рождается не только «из сора, не ведая стыда», но и в том числе из боли и тоски – из них, может быть, чаще всего.

И если уж вспоминать великую Ахматову, то стоит припомнить и еще две строки:
Одной надеждой меньше стало –

Одною песней больше будет.

Извечное утешение многих поэтов. Извечное и лживое – потому что на самом деле надежда никогда не исчезает совсем и живет в душах, в сердцах и в песнях.

 
16+