Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Тайна Средневековья

ГРАВЮРА

Гравюра ветхая вуалью сумерек касается меня.

Пять взглядов в ряд из-под беретов темных

По-разному глядят средневековьем –

Насмешливо, надменно, строго,

Влюбленно и светло по-детски на фоне осеннего пейзажа.

Век держит крест в руке и крестное знамение творит

В очерченных монахом сводах мира.

И уголья, и солнце витражей растерты пестиком

В фарфоре синем и влиты в краску осени,

Наполненной шипами трав сухих,

Органных вздохов и костров в просторах,

Простертых тонким кружевом кустов

И ив коричневых и дымных в кайме дыханья сумерек.

Терновые готические знаки

Нам каждой осенью природа преподносит

Пространствами с рекой и аграмантом

Серебряно-коричневых деревьев,

Пергаментом листвы, укрывшей путь.

Гравюра пожелтела в старой книге –

Портрет Корнелия ван Амстеля среди изображенных.

Он смотрит сквозь меня. И осень позади.

Гравюры как снега ложатся на листы,

И ноты на бумаге вьются снежной вьюгой,

И сучья с тряпками уже колышет ветер

На полотне голладца у пруда, закованного льдом

И под коньком звучащего сквозь ветви и фигуры.

Поэзия – особое искусство, в первую очередь потому, что любой другой вид искусства может быть воссоздан ее средствами. На язык поэзии можно перевести музыку, архитектуру и, разумеется, живопись и графику. Нам известны прекрасные произведения, посвященные тем или иным шедеврам, и потому со стороны поэта требуется немалая смелость, чтобы встать в один ряд со своими великими предшественниками.

Дарья Солдатенкова обращается не к живописи и скульптуре, а к иному виду искусства, ныне незаслуженно забытому, - гравюре. Она лишена привычных нам ярких красок, оперирует линиями и отчасти светотенями, но никак не может считаться «хуже» традиционной картины, написанной маслом или акварелью. Не только палитра и гамма рождают выразительность запечатленного изображения.

Поэт тоже отказывается от того, что, казалось бы, составляет суть традиционной поэзии, то есть рифмы и строгого размера. Для того, чтобы поведать о гравюре, наиболее удачным, соответствующим предмету оказывается свободный стих без рифм – особая форма поэтического искусства, так же, как гравюра – особая форма искусства изобразительного.

Удивительно хороши кажутся герои этой гравюры, пусть и очерченные поэтом бегло, проворно, но, как ни странно, одновременно и детально:

Пять взглядов в ряд из-под беретов темных

По-разному глядят средневековьем –

Насмешливо, надменно, строго,

Влюбленно и светло по-детски на фоне осеннего пейзажа.

Как чутко поэт ощущает цвета, воплощенные на гравюре: береты темные, но лица светлые. Как странно и восхитительно, что тьма и свет, будучи единственными красками, создают собственную палитру, в которой находится место всем цветам, хотя их еще нужно узнать, понять, отличить!

Этот черно-белый взгляд на мир принято осуждать, приписывать его людям неразумным, недобрым или незрелым, называть юношеским максимализмом. Черно-белое мышление приписывают обыкновенно средневековью, даже – или в особенности – гуманистическому. Но так ли он страшен? Не намекает ли поэт, что нет?

Век держит крест в руке и крестное знамение творит

В очерченных монахом сводах мира.

Это время строгих правил, четких и ясных линий, предопределенных канонов. Время, когда границы очерчены четко и ясно, а за них не то чтобы нельзя, но скорее не нужно выходить. Время, когда человек знал свою судьбу, когда жизнь была трудной, но одновременно простой,

Наполненной шипами трав сухих,

Органных вздохов и костров в просторах,

Простертых тонким кружевом кустов

И ив коричневых и дымных в кайме дыханья сумерек.

Снова удивительное богатство палитры, мастерски воссоздаваемые переплетения линий в переплетениях слов. За ними хочется следить, любоваться, пытаясь представить и своим воображением нарисовать хотя бы тень того, что было перед глазами поэта – автора этих строк.

И хотя гравюра средневековая, костры не пугают – это не те костры, на которых сжигали еретиков и ведьм. И «дымные» - эпитет, который с кострами так точно и удачно сочетается – не города в осаде, а ивы, вероятно, самые мирные деревья, какие можно увидеть.

Впрочем, в стихах поэта и, вероятно, на исходном рисунке, ивы не столько безмятежны и спокойны, сколько таинственны и несколько потусторонни. «Аграмант деревьев», то есть изящное украшение, плетенное из шнура, это не просто красивый образ, это еще и граница. Ивы очерчивают мир, ограничивают и защищают его, как изысканная ограда.

От чего защищают, нельзя сказать в точности, но, видимо, все-таки от чего-то недоброго, таинственного и не совсем человеческого. Ведь не зря

Терновые готические знаки

Нам каждой осенью природа преподносит

И не случайно, надо полагать, в стихотворении так сконцентрированы «осенние мотивы»: «сухие травы», «пергамент листвы, укрывшей путь», наконец, то, что «гравюра пожелтела в старой книге». Пожелтела, как осенняя листва, время которой пришло.

Да ведь это не просто осень, это «осень средневековья», и притом почти миновавшая. На гравюре запечатлен странный миг, когда одно время переходит в другое. Тем, кого гравюра сохранила в своих рамках, предстоит пережить этот миг – и перейти в другое время, осознав, что «осень позади». И дороги назад не будет: ее занесет опавшей листвой.

Но и в этом времени, новом, неведомом и потому как будто страшном, есть своя красота. К тому же у этого времени есть свой голос. Не одни только «гравюры, как снега, ложатся на листы», но и «ноты на бумаге вьются снежной вьюгой», кружа, маня, призывая за собой. В новое время, в которому будут свои тревоги, но и своя прелесть.

Конечно же, «сучья с тряпками уже колышет ветер», и неизвестно, какие перемены он принесет и какие бури пожнет тот, кто его посеял. Конечно, скоро пруд будет «закован льдом», ненадежным и одновременно жестоким. Но этот лед будет петь и звучать под коньками «сквозь ветви и фигуры».

Всему наперекор, преодолевая все, в новом времени и новой жизни останется светлая радость. Значит, не нужно бояться. Но можно шагнуть вперед – новому навстречу, из рамок, из границ, по листве, по снегу, по жизни. В мир красок и музыки, нового и изменчивого.

А гравюра пусть хранит, как прежде, память о старых временах, не сказать чтобы добрых, но все же счастливых – только иначе, чем нынешние.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика