Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Грани иной культуры

Люди разные – это аксиома. Культуры и народы разные – с этим тоже никто не станет спорить. Но рассказать об этом разнообразии – задача нелегкая и нестандартная. Уже взяться за нее – достойный поступок для писателя. Особенно если он выполняет ее так же успешно и талантливо, как Рамиз Аббаслы.

Его рассказ «Девятое место» начинается именно с рассуждений о такой разнице если не культур, то жизненных обстановок.

«У нас в метро тоже шумно, разговор с сидящим рядом человеком не получается. Лучше сидеть и молчать. ...

Я думал, так должно быть. Но, когда ездил в Германию, увидел другую картину: в вагонах шума почти нет».

При этом писатель не говорит, что в Германии непременно все хорошо, а в родном Азербайджане все плохо. Просто он объективен. «Локомотив похож на авиалайнер. Кабина машиниста чистая и аккуратная, как кабинет главврача частной больницы. Когда я впервые увидел это, просто обалдел; стоял как вкопанный и смотрел».

Все же и в немецкой культуре есть свои подводные камни. «Если смуглый человек в Европе ведет себя чуть-чуть не так, это сразу вызывает подозрения: не террорист ли он? А в Германии надо быть очень осторожным: там процветает исламофобия»,

Когда автор так, без гнева и пристрастия рассуждает о чужой культуре, то и к его культуре невольно становишься расположен, принимая различия как данность, с уважением и пониманием.

Герой-рассказчик едет в поезде в купе. Его случайная попутчица пытается найти другое место. «Она не хочет ночевать здесь. С кондуктором ведет переговоры, ищет другое место. За это еще платить надо…» – подумал я. Но этот вопрос с ней не обсуждал. И так все ясно: молодая женщина не хочет ночевать в двухместном купе с чужим мужчиной».

Им все-таки удается найти общий язык, но лишь отчасти. Рассказ кончается пронзительной сценой:

«Такой случайности не бывает. Мне просто повезло. Получилось так, что я ехал ночью в двухместном купе с очень красивой женщиной. Но прежде чем лечь спать, она заколдовала меня и я твердо обещал не беспокоить ее, не приставать к ней. Не надо было… Зачем?

Поезд едет. Колдунья красиво лежит, спокойно спит; ей нет дела до моих сожалений».

Как знать, может быть, если бы не «заколдовала колдунья» и случилось что-то, что для некоторых людей привычно и не стоит внимания, а для других сакрально и истинно интимно, финал не был бы столь поэтичен. Красота неслучившейся любви именно в том, что она не случилась и не превратилась в пустую оболочку себя самой.

Другой рассказ называется «Мальчик без имени» и уже не сравнивает разные культуры, а погружает в одну.

Начинается все с невинного вопроса: «У тебя есть в роду диабетики?» Это студентка медицинского института во время обучения впала в легкую ипохондрию и теперь беспокойно расспрашивает отца, не в группе ли она риска.

Это становится поводом немного изучить историю своей семьи – и узнать печальную, немного страшную тайну.

«У моих теток и дядей с материнской стороны есть диабет в острой форме. Они умирают, не дожив до семидесяти лет. Но их мать – моя бабушка – диабетом не болела; дожив до глубокой старости, она умерла от старческой немощи. И у моей матери диабета не было. Те родственники, которые умирают от сахарного диабета, – они от другой ветви – от второго брака моей бабушки – и эту болезнь унаследовали от своих отцов».

Казалось бы, ничего необычного, все объясняется логикой и наукой. Но стоит задуматься – и становится жутко. Тем более что старший брат умерших жив и бодр до сих пор.

Мать главного героя оказалась сиротой при живой матери: та овдовела, вышла замуж второй раз, но супруг не разрешил ей взять девочку в его дом. Своих детей у него, впрочем, долгое время тоже нет: младенцы умирают вскоре после рождения.

Строгий гадальщик, к которому приходят безутешные родители, обличает их: «Вы говорите, у вас детей нет, а я здесь вижу, что у вас есть ребенок». Он уже не советует – судит: «Девочке очень трудно, она все время плачет, хочет свою маму. Ее плач дошел до самого Бога, Он разозлился и проклял вас».

Спасением становится милосердие к невинной малютке, которую все-таки берет к себе мать, и странный зловещий обряд, который проводят над ее маленьким единоутробным братом. Она сама рассказывает то, что увидела и хранит в памяти: «Резали скотину. Принесли весы. Ребенка – вот этого, моего младшего брата – положили на одну тарелку весов, а на другую тарелку стали класть мясо скотины до тех пор, пока те не уравновесились. Мясо завернули в простыни. Потом несколько человек, плача и рыдая, ходили на кладбище с этим мясом».

Но все-таки, хоть и обманули смерть, она берет свое – забирает других в свой черед, убивая мучительной болезнью. А их старший брат все живет, потому что «по документам» уже умер.

Счастливый, казалось бы, финал, но и очень, очень страшный. Слишком тяжело хоронить близких. К тому же как знать, какие будут последствия у ритуала.

Рассказчик так напуган, что решает: «не буду больше об этом думать». А читатель вряд ли так сможет: рассказ не отпускает и заставляет именно что думать – о человеческих судьбах, о том, как можно сыграть со смертью и о том, не окажется ли позже, что человек просто заигрался.

Вероника Лапина

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика