Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Анна Ахматова

Имя Анны Ахматовой известно каждому более или менее начитанному жителю России, а ее царственный облик – один из самых узнаваемых. Еще в ранние, десятые годы она, по собственным словам, «лунатически ступая, вступила в жизнь и испугала жизнь».

Эссе Надежды Гикал посвящено образу Ахматовой, тому, какой она запечатлелась в творчестве и воспоминаниях современников.

Для многих, кто знал ее, она была не просто талантливым поэтом и яркой женщиной, но и «олицетворением музы поэзии». Ю. П. Анненков в своих воспоминаниях называет ее «символом поэзии».

Великие поэты восхищались ей и не могли не воплотить в стихотворных строках эту великую женщину. Надежда Гикал признает, что этих стихов было великое множество и они «могут составить солидную антологию», поэтому останавливается на ключевых, на творчестве центральных представителей Серебряного века, передающих таинственное очарование и нездешнюю поэтичность своей современницы.

Надежда Гикал дополняет это впечатление собственным мнением Ахматовой, которая словно взирает на окружающих с легкой иронией. О стихах, в которых Блок воплотил Ахматову испанской красавицей, она вспоминает: «У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в то время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня».

Осознавая некоторую искусственность своего литературного образа, переданного через восприятие другого поэта, Ахматова одновременно признает свою роль музы. Она словно снисходит – но не в бытовом высокомерном смысле, а по-королевски – гордо и с проявлением царственной доброты.

Но царственные и царствующие чаще всего одиноки. Это одиночество гениев подмечает и Надежда Гикал – очень выразительно и коротко: «Не было равновеликих...» Добавим – не было схожих, хотя встречались ловкие подражательницы. Она была неповторима.

И поэтому Надежда Гикал, когда говорит уже не о поэтическом, а о живописном портрете Ахматовой, подробно останавливается на картине Л. Константинова: «Это двойной портрет. Слева воспроизведён ахматовский рисунок-автопортрет, справа – собирательный образ Анны Ахматовой, какой её увидел художник на фотографиях 1920-х гг.». Равновеликих нет – и нет никого, кто мог быть помещен с ней рядом.

Если говоря о стихах, посвященных Ахматовой, Надежда Гикал делает акцент на наиболее известных, то при описании портретов возникает противоположная ситуация. О самых известных шедеврах сказано бегло, в то время как о менее знаменитых – много и подробно, причем не только подробно описана их композиция, но и исследована история.

Исторический контекст работы Надежды Гикал богат и разнообразен. Обширная библиография включает в себя известные имена и работы, которые регулярно и обильно цитируются. При этом хочется заметить, что язык эссе не «теряется» на их фоне и не выглядит неэстетичным. Напротив, стиль Надежды Гикал сдержан, но одновременно своеобразен, умеренно строг, но и метафоричен, а потому прекрасно подходит для научно-популярного эссе, сочетая информативность и выразительность.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика