Название рассказа «Луч жизни Вселенной» кажется очень романтичным. Но это романтика особого рода, связанная не с чувствами кого-то конкретного, а с вечными мечтами, которые всегда были частью нашей истории и культуры.
«Самой главной мечтой человека и человечества, была мечта о космосе, о покорении космического пространства, о покорении Вселенной, о контакте с внеземными цивилизациями», - рассказывает Владимир Петроченко. В этом афоризме странно сочетаются поэтичный смысл и немного сухая лаконичность формы.
Некоторая сухость, строгость, подлинная научность – отнюдь не нарочитая наукообразность – в целом свойственна стилю рассказа. «Теория получила название космической теории Кемпа – Фина. Именно эта теория показывала первичное место образования космической жизни во Вселенной, а также направление развития и распространения космической жизни в космосе».
Язык и строй предложений таков, что кажется – читаешь выдержку из учебника или энциклопедии. И это не недостаток, а наоборот, большое достоинство. С помощью характерного стиля создается яркий эффект правдоподобия, когда можно поверить, что читаешь выдержки из реальной статьи о действительно существующей теории.
Однако Владимир Петроченко искусно соблюдает баланс между строгой научностью и легкой занимательностью. «Луч жизни Вселенной» читается легко, потому что стиль не перегружается терминологией или сложными оборотами. Следить за ходом научной мысли не менее интересно, чем за неожиданными сюжетными поворотами.
Постепенно слово переходит к рассказчику, тому самому Кемпу, создателю теории. С одной стороны, сохраняется тот же строгий научный стиль, с другой – за ним явно прочитывается характер ученого.
В нем чувствуется увлеченность собственным делом, доходящая до некоторой нервности:
«А ЧТО ЕСЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ – ЭТО НЕ КОСМИЧЕСКАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ, А ЭТО ВСЕ ЖЕ КОСМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
Сказано – сделано, я взял карандаш, открыл Атлас Вселенной и провел через космос линию».
Есть в Кемпе и некоторое тщеславие:
«Естественно теория была опубликована в ведущих мировых научных журналах. И естественно, была встречена в штыки мировой наукой, точно так же, как воспринимается часто все новое, из ряда вон выходящее, то, что не укладывается в общеизвестные рамки».
Кажется, ему немного лестно оказаться в одном ряду с теми, кто испытал гонение за истину. Эта не очень положительная черточка идет Кемпу и делает его в полном смысле живым и естественным.
Постепенно в текст наряду с «научным сюжетом» входит традиционная фабула. Этот поворот оказывается довольно неожиданным для читателя, так же, как и ход сюжета – для его героев.
«Контакт с внеземной цивилизацией, землянами, наконец – то был установлен. Это была еще одна победа науки землян над космосом, еще одна победа земной цивилизации на пути ее развития.
Теперь нам оставалось только расшифровать полученное инопланетное сообщение».
Казалось бы, вот он – триумф, сбылись мечты и чаяния человечества, но...
«Экран гигантского монитора актового зала остается пустым, никакого инопланетного текста на нем по-прежнему нет».
И далее следует: «Уважаемые господа, оригинальный текст сообщения инопланетной цивилизации исчез, приносим всем наши извинения».
Эти извинения отдают легкой иронией, но рассказчик не может скрыть грусти. «Долгожданный контакт с внеземной цивилизацией у землян так и не состоялся. Надежды ученых всего мира, да и всех землян то же, на ознакомление с первым сообщением от братьев по разуму из далекого космоса, в один момент все рухнули».
Но все же людям стоит считать себя счастливыми. Они прикоснулись к мечте.
Вероника Лапина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!