Для ученого-лингвиста или представителя иной гуманитарной дисциплины, который обращается к литературному творчеству, естественно избрать жанр фэнтези или исторической литературы. Естественно и в определенном смысле стереотипно. Владимир Петроченко нарушает эти стереотипы, когда в своем писательском труде отдает предпочтение научной фантастике. Почему писатель идет именно этим путем, как связаны его научная и литературная работа, каково его мнение о современных книгах, читатели узнают из интервью Владимира Петроченко.
- Вы лингвист и много работаете в соответствующей области, пожалуйста, расскажите о Ваших научных трудах подробнее. Почему Вы выбрали именно эту специальность и сферу знаний? Чем Вас привлекают древние языки и письменности?
- В лингвистике в основном работа связана с древними письменностями, которые у лингвистов получили название – «недешифрованные письменности». К ним относятся такие письменности, как этрусская (линейные и спиральные тексты, Этрусский диск), древнекритская (тексты Фестского диска), древнескандинавская руническая письменность (рунические линейные и спиральные тексты, в том числе и на рунических камнях), древнеиндийская письменность Брахми и многие другие.
Занимаюсь дешифровкой данных видов письменностей. Как известно не только ученым-лингвистам, но и просто любителям этой науки, многие виды письменностей внешне очень похожи друг на друга – например, этрусская и древнескандинавская письменности имеют похожие алфавиты и похожие тексты (лингвистами даже выдвигались гипотезы о том, что древнескандинавская письменность произошла от этрусской).
От внешнего сходства древних письменностей можно было пойти дальше, например, к тому, что внешнее сходство должно говорить и о внутреннем сходстве текстов этих письменностей – о единстве текстового содержания, которое в них представлено.
Но лингвисты, которые занимались дешифровкой данных письменностей, или не заметили сходства, или не захотели сделать этот очевидный вывод.
Я решил попробовать пройти по данному направлению и в итоге нашел полное подтверждение этой идеи.
Как оказалось, в дальнейшем, действительно многие тексты различных древних письменностей оказались идентичны друг другу по содержанию и представляли собой копии храмовых текстов Древнего Египта и древних шумеров. У лингвистов они получили название «Гимны Атона», в честь древнеегипетского бога восходящего солнца.
Это говорило о том, что языческая религия бога Атона имела место не только в Древнем Египте, но была распространена очень широко в Древнем Мире и во многих цивилизациях, скорее всего, и в Древнем Египте точно так же эта религия, скорее всего, была главной.
Таким образом, копии египетских «Гимнов Атона» присутствовали во многих древних письменностях, которые лингвисты назвали недешифрованными письменностями.
Отсюда применение египетских «Гимнов Атона» и древнеегипетской иероглифики в качестве билингвы (или второго языка) позволило дешифровать многие недешифрованные письменности.
Одними из первых были таким путем дешифрованы многие древнескандинавские рунические тексты, что и позволило в итоге даже написать первый учебник древнескандинавского рунического языка.
Материалы по дешифровке древнескандинавской рунической письменности и учебник древнескандинавского рунического языка вошли в книгу «Египетские «Гимны Атона» – билингва храмовой письменности древних цивилизаций. Учебник древнескандинавского рунического языка», которая была издана в 2017 году.
Именно эту книгу я и представил на Московской международной книжной выставке-ярмарке 2019 года.
Древние цивилизации таят в себе еще очень много нераскрытых тайн, и ключом к ним как раз и является лингвистика древних письменностей, именно поэтому интерес к ней со стороны ученых не ослабевает.
- Когда, как и почему Вы обратились к художественной литературе? Было ли это как-то связано с Вашей научной работой?
- К художественной литературе обратился для того, чтобы познакомить читателей с миром древних цивилизаций, их историей, культурой, письменностью, языком.
К сожалению, у нас в России знания о цивилизациях Древнего Мира: о Древнем Египте, Древних шумерах, о Крито-Микенской цивилизации, финикийской цивилизации, цивилизации этрусков или цивилизации древних скандинавов –носят фрагментарный, несистематизированный характер.
Поэтому хотелось представить именно систематизированную информацию о Древнем Мире, в первую очередь о древних письменностях и древних текстах, которые отражают мировоззрение народов Древнего мира, их духовные ценности, их знания, народов, живших 3–4 тысячелетия назад.
Первоначально я хотел обратиться к жанру фэнтези, чтобы через него выразить мир древних цивилизаций и их культуру, религию.
Но потом решил временно отказаться от этого направления и перейти к жанру научной фантастики на базе космологии и космонавтики.
В жанре фэнтези работает очень много авторов и в России, и за рубежом, и пополнять их многочисленные ряды не хотелось, чтобы не потеряться там.
В жанре научной фантастики традиционно работает гораздо меньше писателей, поэтому работать там намного свободней и комфортней, да и это более высокий уровень по сравнению с фэнтези, он требует современных научных знаний, научного склада ума (чтобы оперировать научными знаниями), научного анализа и научного подхода к незнакомым научным темам. Со всем этим я хорошо знаком по научной работе, поэтому переход от жанра фэнтези к научной фантастике прошел безболезненно.
Первые рассказы в жанре научной фантастики, которые я написал, естественно, были довольно сырые, но и они все же показали, что я, возможно, сделал правильный выбор, с самой последней научной информацией по астрофизике и физике космоса я смог разобраться и даже синтезировать ее в форму художественных произведений в жанре научной фантастики.
Так появились первые рассказы в этом жанре – «Звездный час астрофизика» и «Луч жизни Вселенной».
- Расскажите подробнее, на какие темы, в каких жанрах Вы пишете? Какой частью творчества наиболее дорожите?
- В настоящее время в художественной литературе работаю в синтезе нескольких жанров – это и научная фантастика, и интеллектуальная проза, и мейнстрим, которые пока ограничены рамками рассказа. В дальнейшем, возможно, рамки художественных произведений будут расширены до границ повести или романа.
В художественных произведениях предпочитаю онтологические темы – космос, хаос и порядок, свет и тьма.
Как правило, все творчество автору дорого, поскольку приобретает единую форму, первые рассказы – это как первые шаги, они, может быть, несовершенны, наивны, неустойчивы, но без них не было бы более поздних произведений, которые уже выглядят серьезно и устойчиво.
Это как детство, молодость и зрелость человека. Никто не может разделить их и сказать, что одни периоды лучше, другие хуже, все эти периоды для любого человека представляют счастливые периоды его жизни.
- Человек пишущий – это во многом и человек читающий. Его формируют прочитанные им книги. Какие книги сформировали Вас? Что из прочитанного Вы бы назвали любимым или особенно важным?
- Это русская и советская классика, европейская и мировая классика, литература по древнему Востоку – по истории, культуре и философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Японии (такие книги как – Дао дэ цзин, Чжуан цзы, И цзин, У цзы, Нэй цзин и многие другие), литература по древним цивилизациям, по лингвистике древних цивилизаций (в первую очередь книги Баджа Уоллеса).
Сложно выделить какие-то книги, они все, как элементы конструкции, необходимы и занимают свое постоянное место в сознании (как блоки высотного здания, которое соединяет землю с Небом или элементы моста (духовного), который перекинулся из одного мира – современного в мир будущего или прошлого, все блоки и элементы таких сооружений важны и необходимы, без них они просто разрушатся).
- Следите ли Вы за современной литературой? Каких бы авторов выделили для себя в положительном смысле?
- В основном, конечно я стараюсь следить за современной научно-фантастической литературой, российской и зарубежной. По-моему, очень много интересных авторов и у нас, и за рубежом.
Не хочется кого-то выделять особо, чтобы не обидеть других.
Хочется только пожелать авторам, чтобы искали свои пути в фантастике или фэнтези, чтобы не занимались копированием чужих произведений.
На первый взгляд это может показаться довольно сложным, но это все реально, многие могут найти свои, неповторимые пути.
Практика показывает, что довольно часто в нашей жизни самыми простыми оказываются именно самые сложные и сверхсложные направления нашей жизни, и наоборот, те пути, которые нам казались пустяковыми, оказались самыми непроходимыми.
- Ваша деятельность в области лингвистики находит отражение в Вашем литературном творчестве?
- Иногда они могут пересекаться – лингвистика древних цивилизаций и космология, даже иногда пытаешься их увязать, получаешь какие-то проекты фантастических рассказов, но затем их приходится откладывать на время, чтобы в дальнейшем, может быть, дополнить и тогда опубликовать.
- А Ваша повседневная жизнь, быт, окружающие Вас люди? Есть ли прообразы у Ваших персонажей или основа у каких-либо сюжетов?
- Понемногу все это входит в художественные произведения. Правда, пока написано не так много научно-фантастических рассказов, поэтому вошло не так уж много из всего того, что мы называем окружающим миром и нашей жизнью, в будущем, наверное, войдет гораздо больше, ведь наше прошлое и настоящее живет в нас и, естественно, хочет выйти наружу в той или иной форме, в том числе и в форме персонажей или сюжетов научно-фантастических рассказов.
- Вы в своем творчестве обращаетесь к теме «первого контакта». Верите ли Вы, что подобное возможно? Если это случится, по-вашему, как могли бы развиваться дальнейшие события?
- В «первый контакт» верит мировая наука, мировая космонавтика и верит наша цивилизация, в ХХ веке были созданы грандиозные космические проекты по поиску внеземных цивилизаций в ближнем и дальнем космосе – мощнейшими радиотелескопами, установленными во всех частях земного шара, излучались радиосигналы в направлении ближайших к нам, звезд и звездных систем. И временами астрофизикам казалось, что они получили ответные сигналы из космоса, например как это было в семидесятые годы прошлого века, правда потом это оказывалось все-таки ошибкой.
Писатель-фантаст не имеет права отставать в таких вопросах от мировой науки, он должен идти с нею в ногу, иначе его произведения потеряют всю актуальность.
Именно об этом мой фантастический рассказ «Луч жизни Вселенной» – о получении и потере космического сигнала от внеземной цивилизации, почти как это было в реальной жизни.
Каким может быть «первый контакт» и каковы могут быть его последствия? Многих этот вопрос пугает, как все таинственное и неизвестное.
Но, по-моему, пугаться здесь не стоит.
Как известно, наша Вселенная однородна, базовыми элементами в ней являются водород и гелий, базовым процессом является синтез гелия из водорода, базовым компонентом для образования космической жизни, космической природы, космического Разума и космической цивилизации (в любом участке Вселенной) является вода.
Отсюда можно сделать простой вывод: если Вселенная однородна и в ней протекают однородные процессы и в основе возникновения космической жизни лежат однородные компоненты – это значит, формы космической жизни, космической природы, космического Разума и космических цивилизаций тогда тоже должны быть – ТОЛЬКО ОДНОРОДНЫ.
То есть любые инопланетные цивилизации в различных частях Космоса должны быть однородны и похожи друг на друга, и на нашу цивилизацию в том числе.
То есть если будет «первый контакт», то он будет с цивилизацией, которая будет похожа на нашу цивилизацию, и с инопланетянами, которые будут очень похожи на нас. То есть «первый контакт» будет действительно контактом братьев по разуму.
И если в основе нашей цивилизации лежит гуманизм, значит, он будет лежать точно так же и в основе инопланетной цивилизации.
Поэтому последствия от такого «первого контакта» между разными космическими цивилизациями должны быть только позитивные – обмен научно-технической информацией и взаимопомощь.
КОНЕЧНО, ЭТО ЧИСТО НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА, К НАУКЕ НЕ ИМЕЮЩАЯ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ, ПРАВДА, ВСЯ ЭТА ГИПОТЕЗА ПОСТРОЕНА НА РЕАЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ АСТРОФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ О ВСЕЛЕННОЙ.
- Каковы Ваши собственные планы на будущее, в особенности творческие? Над чем Вы работаете сейчас, что бы Вы хотели написать?
- Планы написать ряд книг по лингвистике, поскольку работа проделана наполовину, и написать цикл фантастических рассказов, чтобы издать один или несколько сборников научно-фантастических рассказов.
- Участвовали Вы раньше в литературных конкурсах? Почему решили участвовать теперь?
- В 2019 году я принимал участие в Международной конференции по вопросам фантастики «Роскон-2019». В рамках этой конференции проводилось довольно много различных конкурсов, в некоторых я принимал активное участие. Почему я решил участвовать в конкурсе – ответ довольно простой: «Все познается в сравнении», а литературный конкурс для этого подходит просто идеально.
На конкурсе ты узнаешь другие произведения, узнаешь других авторов, происходит сравнение своих произведений с теми, которые представлены на конкурсе. Ты видишь недостатки или достоинства своего произведения и произведений других авторов. Принимаешь всю информацию к сведению, чтобы в дальнейшем усилить положительные стороны своих произведений и постараться не повторять ранее допущенных ошибок.
А какое место занимают твои произведения в ряду других произведений других авторов, решает квалифицированное жюри, здесь ты себе помочь ничем не можешь, поскольку твое персональное мнение – субъективное, а значит, может быть ошибочным, а мнение жюри – объективное, а значит, и верное.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!