Считается, что современных детей трудно заставить читать. Возможно, потому, что заставлять – вообще неблагодарное занятие.
То ли дело – показать, что читать – приятно и весело. С другой стороны, если оставить одно только развлекательное чтение – тоже хорошего мало.
Так что мудрый писатель сумеет юных читателей и развлечь, и увлечь, и поучить. Как Валерий Бутов.
Как и многим детским авторам, Валерию Бутову свойственно использовать в своём творчестве каламбур и развлекательно - познавательную игру словом.
Лисичка встретила в грибных местах лисичку…
Но есть не стала: как-никак сестричка!..
Забавное, простое и интересное стихотворение об окружающем мире. После него, даже если не знал, что есть такой замечательный рыжий грибок, непременно его запомнишь.
Валерий Бутов также следует классическому каламбуру, например, задает читателям шутливый вопрос:
Почему есть буква «Я»?
Почему нет буквы «Ты»?
И дальше обдумывает, как на него ответить. Получается интересно и немного забавно.
Однако такая игра может быть совсем не веселой, а трудной, тревожной, можно сказать, на вырост:
Отбился от рук…
От семьи и родных отбился…
Отбиться не смог в одиночку.
Серьезные мысли о печальной судьбе человека. Ребенок, возможно, поймет это далеко не сразу, но литература и не должна быть всегда на уровне способностей. Скорее ей следует быть чуть труднее, чтобы хотелось идти вперед и находить ответы на вопросы.
Или просто воспринимать, чувствовать и думать, особенно когда автор обращается к красоте мира и окружающей природы.
И зяблик с теплом появился в лесах
И звонкую трель с переливом он выдал.
Послушав его, я лишь выдохнул: – Ах! –
Такого певца я не слышал, не видел.
Стихотворение сочетает лиризм, лаконичность и неподдельную искренность эмоций. Миниатюра в некотором смысле поучительна, но не так, как привычно думать о детской поэзии. Она учит не абстрактному добру и не правилам поведения, а скорее преподает «науку чувств», учит радоваться мелочам и видеть в них важное.
Обычная детская «поучительность» тоже свойственна Валерию Бутову, но опять-таки без уныния, без скучной назойливости, а весело, с игрой, с шуткой.
Жили раки у реки
и от скуки, от тоски
рано утром раки
затеяли драку.
От той драки – раны
и песок в карманах.
Смешные раки и глупые, нашли чем развлекаться – дракой. Самому на таких смешных быть похожим уже не захочется.
Или почти о том же, но другими словами:
Знай: ссора – сорная трава,
Нет ничего сорнее.
Это уже не просто игра слов, а настоящий афоризм.
Но детей надо учить не только моральным нормам, но и, например, правилам безопасности. Этому важному аспекту посвящен целый раздел лирики Валерия Бутова. Стихи в нем особенно звонкие, четкие, хорошо ложащиеся на память:
Если это вредный газ, -
Надевай противогаз.
Столь характерный и удобный для детской поэзии хорей способствует запоминанию важных вещей не хуже, чем игровая форма.
В некоторых стихах Валерия Бутова появляется уже не юмор, а ирония и даже в некотором роде сатира.
Шли концерт мы посмотреть –
Нужно, значит, нужно! –
Хоть хотелось зареветь
Весело и дружно.
Несмотря на веселую интонацию, читать это стихотворение немного грустно. Мероприятия для детей ведь часто организуются из мысли, что это «полезно, поучительно, должно быть интересно». А дети скучают.
Литература для детей иногда тоже делается по такому принципу. К счастью, есть много исключений. Например, Валерий Бутов.
Вероника Лапина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!