Виктор Шлапак – поистине литературный человек. Он проявил себя как преподаватель и исследователь литературы, как автор, как издатель. Рассказ такого многогранного человека о себе, о своей личности и о том, что составляет его творчество, бесспорно, будет интересен читателям, и очень приятно, что Виктор Шлапак готов с ними побеседовать.
Вы, если можно так выразиться, дважды связаны с литературой: Вы писатель и у Вас филологическое образование. Что в Вашей жизни было первым – интерес к литературе как объекту изучения или собственное творчество?
Прежде всего собственное творчество.
Расскажите, пожалуйста, подробно о написанных Вами произведениях. Хотя бы о тех, которые считаете для себя важнейшими, так сказать, ключевыми.
Прежде всего это поэзия, сборник «ПОЗНАНИЕ», как бы отражающий мгновения прозрения человеком его жизни на земле, природы, общества. Проза – это непосредственное участие в этих процессах и как результат – поразившая меня история гибели парня из-за любви, но это не просто личное чувство, а сложный процесс созревания человека как личности в данном обществе в данное время. И это роман «НАЙТИ СЕБЯ».
Моя работа педагога – это, конечно, срез состояния культуры, экономики общества, отраженных в столкновениях учителя, с одной стороны, с учениками, с другой, с коллективом, с наукой и ее отражением на практике. и результат – это педагогический роман «ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ». Его боятся издавать – правда о педагогике как бы изнутри…
Изменения в обществе – это отражения прежде всего развития вообще цивилизации. Исторический роман «СВЕТ УПАВШЕЙ ЗВЕЗДЫ» – о развивающемся, возрождающемся национал-фашизме. Это исследование его корней и причин. Не случайно роман напечатали не в странах-победителях, а в стране побежденной, Германии. И тут идет опять-таки история, которая замалчивается, не изучается. Вот причина того, что ошибки и преступления повторяются.
Меня поразила история немцев, борцов с фашизмом, да еще в самом начале его зарождения. То есть нашлись люди, которые поняли, что и почем стоит, и эти люди, давно жившие, современнее современников, терпящих и прославляющих фашизм, крутящих по ТВ его историю. Так появилась историческая драма «МЫ ЕЩЕ ВСТРЕТИМСЯ». Боятся театры, так как мы видим современные коллизии старой фашистской жизни. Не случайно немецкий парламент разрешил печатать книгу фюрера, не случайно идет война… и не знают, как ее остановить, потому что в школах, увы, царит не педагогика, а шоу-новости…Почти страшно упоминать о моем педагогическом романе «МОЙ ВНУК – АМЕРИКАНЕЦ». Это книга для родителей, показывающая на практике, как воспитать из дитяти не политика, бизнесмена, шоумена… а ЧЕЛОВЕКА.
Вы поэт, прозаик, драматург. Что для Вас главное в Вашем творчестве, какая его часть?
Творчество едино, но способы выражения могут быть разные, но воплощающие одну идею.
А Ваш журнал «Ренессанс»? Расскажите, пожалуйста, о нем. С чего он начался, как развивался, как живет сейчас?
Само название «Ренессанс» – это появившаяся возможность в начале развала что-то возродить, и были люди: Евтушенко, Вознесенский, Солженицын... Не смогу перечислить всех, и даже все страны, но это те, которые воспряли духом. Все они стали авторами журнала. Журнал выходит вот уже 27 лет – идея остается, живет, но на фоне коммерциализации процесса публикации, зависимости не от идеи, а от наличия денег, увы, меняется, и, увы, не литература, а тексты. Ведь уже песни поются не на стихи, а на тексты, чего там стесняться в родном отечестве! И это при полном отсутствии критики, ведь не напишешь отрицательную рецензию за деньги на печатаемый текст, тоже проплаченный. «Ренессанс» публикует без денег, старается придерживаться все-таки заповедей тех, кто изображен на его обложке: Данте, Толстой, Пушкин, Ахматова.
Следите ли Вы за новостями и новинками литературы? Какие современные авторы Вам особенно интересны? В целом, что любите читать?
Слежу и за живописью, и за драматургией, поэзией, прозой.
Прозу демонстрируют по ТВ вагонами детективов-реклам, поэзию – шоу- текстами, драматургию – новыми разработками старых текстов. Гамлет уже стал королем, а Чехова уже не говорят, а танцуют…
Каково примерно в Ваших книгах соотношение художественного вымысла и правды? Есть ли у Ваших героев прообразы в реальной жизни? Если такой вопрос не покажется слишком личным, нет ли в каких-либо Ваших книгах автобиографических элементов?
Я думаю, что художественность – это и есть правда, без которой произведение есть просто текст. Факты моей жизни есть, но они факты используются как реалистический материал, который помогает выразить идею, которая и есть суть правды.
В целом как проходит Ваша творческая работа? Как Вы себя настраиваете на работу, где находите вдохновение?
Источники работы, вдохновения на каждом шагу: природа, общество, время…
Кроме литературы, чем занимаетесь? Чем, возможно, еще хотели бы заниматься?
Самое лучшее не отвлечение, а пополнение сил. Это спорт, я играю и продолжаю играть в баскетбол.
Участвовали ли Вы в литературных конкурсах раньше? Чем Вас заинтересовал Лермонтовский конкурс?
Лермонтовский конкурс меня заинтересовал именем Лермонтова —я подумал, что его основатели все-таки будут руководствоваться его принципами.
Насколько активно Вы взаимодействуете с Вашими коллегами? Есть ли у Вас среди собратьев по перу друзья, приятели, возможно, наставники или критики?
Конечно, общаемся. Я был участником международного форума русскоязычных писателей.
Каковы Ваши дальнейшие творческие и жизненные планы?
Стараться все-таки действовать, несмотря на изменяющиеся, притом катастрофически, условия выживания, и способствовать ему в меру своих сил…
Беседовала Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.