Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о себе нашим читателям? Пишите на почту: main@sub-cult.ru
Вера Ступина

В творчестве Веры Ступиной важное место занимают поэтические импровизации, как их определяет автор. Заимствуя поэтическую строку из классической поэзии – Золотого, Серебряного века, также советского времени, - Вера Ступина создает свое стихотворение, развивая высказанную мысль, исследуя ее, углубляя, а иногда даже полемизируя с автором.

Однако наряду с импровизациями Вера Ступина обращается и ко многим другим жанрам. О том, в каких областях литературы работает, как пришла к своей поэтической манере, как смотрит на литературу и литературный процесс, автор рассказывает сама.

Вы любите и уважаете поэтов Золотого и Серебряного века. Кого из поэтов Вы назвали бы своими любимыми?

К творчеству наших великих поэтов обращаюсь часто. И перечитываю, и анализирую, и восхищаюсь. Среди любимых поэтов назову Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина, Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака.

Аналогичный вопрос о прозаической литературе. Какие книги Вы любите читать? Следите ли за творчеством современных авторов?

Среди любимых прозаиков и драматургов назову Федора Достоевского, Антона Чехова, Льва Толстого, Александра Островского. С удовольствием в последние годы читаю автобиографические заметки, размышления о творческом процессе. Пребывание в ИСП дает возможность знакомства с произведениями современных писателей и с ними самими. Открываю для себя новые имена и произведения. С интересом знакомлюсь с произведениями Михаэля Юриса, Наталии Романовской-Степановой, Олега Штельмана, Виктора Санжа. Не так давно прочла роман Татьяны Трубниковой об истории любви С.Есенина и Айседоры Дункан. До сих пор нахожусь под впечатлением.

Многие Ваши стихи написаны по особому принципу – опираясь на цитату из классики, Вы создаете свое стихотворение. Как Вы пришли к такому способу творчества?

Эту манеру написания стихов не считаю особенной и неожиданной. Жанр литературной импровизации существует давно. В переводе с латинского слово improvise означает «без подготовки», «неожиданно». Для импровизации необходимо, чтобы была задана тема со стороны (это, конечно, может быть и цитата) или возникла внезапно. И тут же она должна быть облечена в литературную форму. К блестящим импровизаторам в мировой литературе относят Мицкевича, Брюсова, князя Вяземского, Пушкина.

К такой манере написания стихов я пришла сравнительно недавно, 4-5 лет назад. Для того, чтобы работать в этом жанре достаточно свободно, нужно, безусловно, владеть языком; иметь приличную общую культуру, сформированный эстетический вкус и знание фактического материала, о котором рассуждаешь. Немалый жизненный опыт и полученная база знаний дают возможность работать в жанре поэтической импровизации.

Что в таком способе написания первично – цитата или Ваше высказывание? Что Вы чаще делаете – ищете строку под определенную мысль или развиваете мысль, высказанную в известной строке?

При выборе темы меня могут привлечь три фактора:

1.Созвучие какого-либо высказывания уже давно сформированному мною отношению к той или иной проблеме.

2.Меня в целом покоряет музыкальность стиха, и я могу взять любую строку и начать работать.

3.И наконец, мне может понравиться просто одно какое-то одно слово в чужом предложении, и мне захочется с ним поиграть.

Таким образом, понятно, что я развиваю порой чужую мысль, но чаще произведение оригинально во всем, поскольку я во многих случаях просто практикую вариацию на слово или предложение. Ни о каких заранее проработанных заготовках не может быть и речи, поскольку речь идет о поэтической импровизации.

Известно, что вы также обращаетесь к прозе. Расскажите, пожалуйста, в каких жанрах и формах вы работаете, какие темы затрагиваете.

Да, я обращаюсь к прозе. В прошлом году в рамках проекта «Современники и классики» издательства ИСП опубликованы мои рассказы и автобиографическая повесть «История моей защиты». В прозе я предпочитаю малые формы. Мне нравится работать в жанре очеркового и новеллистического рассказа. Основная тема рассказов – современная жизнь во всех ее проявлениях. Героями рассказов могут быть как мудрецы от жизни, так и подлецы.

Насколько вы разделяете для себя стихи и прозу? Есть ли у вас какие-то критерии, что об этом следует писать в прозе, об этом только в стихах и т.д.?

Жанры поэзии и прозы различны, каждый из них имеет свою специфику. Поэзия монологична, эмоциональна, интонационно богата. Именно лирическое стихотворение способно передать душевное состояние автора ярче, нежели проза. Слово в прозе имеет изобразительный характер, и именно оно разворачивает сюжет. Проза преимущественно диалогична, она вбирает в себя многообразие голосов. Проза, как и поэзия, преображает реальные объекты и создает свой художественный мир. Все, что связано с развитием сюжета, конечно, предпочитаю изображать в прозе.

Какие темы Вы бы назвали основными для своего творчества?

Нет тем больших и малых!

Все важно в мире этом.

Дни рожденья, праздники,

Закаты и рассветы…

Чувства и дела людские,

Их надежды и печали…

Я хочу, чтобы поэты

Обо всем этом писали!

В вашем творческом активе есть тексты песен, вы получили музыкальное образование. Нет ли у вас желания обратиться также к написанию музыки?

Любое дело требует профессионализма. Я заканчивала исполнительское отделение в музыкальном училище. Написание музыки требует все же серьезной теоретической подготовки. Наши прекрасные композиторы-песенники, как правило, имели серьезное консерваторское образование. Возьмем, к примеру, творчество Александры Пахмутовой, Евгения Крылатова и т.д. Моя музыка в слове! В стихах. Читайте их вслух – и услышите!

Какое место в целом занимает музыка в вашей жизни? Какие жанры и стили, каких авторов вы предпочитаете?

Музыка в моей жизни занимает огромное место. Более пятидесяти лет я с ней тесно связана. Позади годы учебы в ДМШ при Курганском музыкальном училище, учеба в нем, работа в течение четырнадцати лет, а после работа в высшей школе, тоже связанная с музыкой как видом искусства. С трех лет занималась с сыном музыкой, который позднее закончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П.Мусоргского как звукорежиссер.

Среди любимых композиторов назову: Иоганна Себастьяна Баха, Фридерика Шопена, Эдварда Грига, Клода Дебюсси, Джорджа Гершвина, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Микаэла Таривердиева, Алексея Рыбникова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Евгения Крылатова. Очень люблю джазовых исполнителей.

Вы педагог. Среди ваших учеников есть поэты, музыканты, другие творческие люди? Обращаются ли к вам за той или иной помощью, за творческими советами?

Среди моих бывших учеников, конечно, много музыкантов; поскольку перед выходом на заслуженный отдых я непосредственно в вузе занималась подготовкой будущих учителей музыки, преподавая более десятка музыкальных дисциплин. Среди выпускников есть творческие натуры, которые ищут себя. Если кто-то обращается за советом, то не отказываю.

В 2019 году Вы участвовали в ММКВЯ. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями? Какой опыт Вы для себя получили, понравилось ли Вам это событие?

Книжная ярмарка – одно из ярчайших и запоминающихся событий в моей творческой жизни. Была поражена количеством участвующих в ярмарке издательств и качеством представленной печатной продукции. Ярмарка дала возможность не только представить свое творчество, но и лично познакомиться с замечательными авторами, которые входили в делегацию от Интернационального Союза писателей. В перспективе хотелось бы еще принять участие в подобном мероприятии и более активно посещать презентации, проводимые другими издательствами. Привезла домой немало интересных книг как для себя, так и для внуков.

Насколько Вы активно взаимодействуете с другими писателями? Как Вы пришли в ИСП?

Общение с другими писателями существует в различных формах. Это и общение в социальных сетях, и непосредственно на писательских встречах в Москве и в регионе проживания, и камерно. Об ИСП я узнала впервые через рекламу в интернете, более подробно на тот момент от кандидата в члены ИСП Натальи Хегай. За что ей благодарна.

Вы – лауреат, номинант и финалист многих литературных премий. Какие из них Вы бы выделили как наиболее значимые?

Награды – это неплохо, но я не хочу зацикливаться на них. И рассматриваю их как аванс, который обязывает работать дальше. Очень благодарна тем людям, которые меня заметили, поддержали, напечатали и отметили. Большое им спасибо! Из всего заработанного наградного материала особенно дороги:

звание Лауреата Российской литературной премии – 2018 в номинации «Дебют года», медаль «За заслуги в области культуры и искусства»; рецензия на стихи и диплом, полученные на пушкинском фестивале, и, конечно, медаль «Пушкин – 220 лет».

Над чем Вы работаете сейчас?

Я в настоящее время занята трудным и интересным делом. Занимаюсь осмыслением фактического материала к историко-драматической поэме, события которой будут связаны с XVII веком, временем правления Алексея Михайловича Романова. Создаются поэтические наброски. Слушается опера «Хованщина» Мусоргского. Читается исторический роман М.Филиппова «Патриарх Никон», пересматривается телесериал «Раскол». Даже если произведение получится неудачным, все равно это хорошее движение вперед.

Беседу вела Вероника Лапина

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика