Историю как одной страны, так и всего человечества можно изучать разными методами и в разных аспектах. Евгений Небольсин в своей монографии «Русская философия. Анализ истории» избирает свой способ, причем основанный не только на философии, но и на богословии. Это позволяет ему проводить сложное исследование, завершая его необычными и смелыми выводами.
Например, читатель привык к представлению, что дьявол – это исключительно вредоносная и опасная сущность, способная нести лишь зло и разрушение. Между тем Евгений Небольсин утверждает: «Дьявол только тогда несет пользу миру, как миротворец, когда обуздан для исполнения воли Божьей». Это утверждение, по-видимому, берет корни в книге Иова, где дьявол – в прямом смысле орудие и средство Божьего испытания, а также, возможно, в гетевском Мефистофиле, который «без числа творит добро, всему желая зла». При этом «работа дьявола» нельзя сказать чтобы успешна и результативна. Евгений Небольсин приводит в пример видение старца, где бесы тащили на канате, с большим трудом маленький кленовый листок. «Много ненужных движений и усилий уходит в никуда ради малого», - подводит итог автор.
Евгений Небольсин в целом часто прибегает к простым сравнениям и метафорам, чтобы лучше донести до читателя свою точку зрения. Рассуждая о свободе человека, он может привести в пример течение реки, в котором может быть комфортно, но опасно находиться, ведь тот, кто находится в реке, отказался от борьбы против течения, испытывает «удовольствие, которое взамен требует смерти души». Понятие удовольствия как чего-то вредоносного, некоей опасной слабости, часто рассматривается у Евгения Небольсина , и это также согласуется с некоторыми аспектами богословия.
Исследуя историю России, писатель останавливается на важнейших ее этапах, делая своеобразные выводы, в частности упоминает об Иоанне Грозном, который пострадал от отсутствия любви. Неоднократно рассматривает процессы расширения русских земель, противопоставляя их колониальной политике европейских государств, отмечая, например, важный аспект: «Русский шел и утверждал именно такой порядок вещей, при котором каждый инородец чувствовал себя личностью свободной в реализации своего любящего сердца и ограниченной в низменной природе». На Западе ничего подобного не было.
Евгений Небольсин , для которого очень важно исследование противоречий Запада и Востока, точнее Запада и России, разумеется, подробно исследует роль Петра Первого, который своими реформами «заложил первые начатки грядущей катастрофы 1917 года». Перенимая от Европы все без раздумий, не различая добра и зла, Петр Первый не только настроил против себя бояр и дворян, но и закрепил новый опасный порядок, в котором решился «противопоставлять закон Божий государственному закону». Автор неоднократно подчеркивает опасную слабость Петра.
Однако слабость сама по себе не осуждается Евгением Небольсиным. В его системе позволительна та слабость, которая в будущем обретет силу, которая обретает силу уже сейчас. Это слабость младенца, который нуждается в постоянной заботе и любви, но растет, чтобы стать сильным человеком. Для этого она нуждается в силе, которая будет ее оберегать. «В противном случае как сила она теряет свой смысл для жизни и, так же, как слабость, в каком-то ином направлении становится извращением, то есть уходит в небытие». Для жизни требуется равновесие того и другого.
Если равновесие для Евгения Небольсина – основа бытия, то равноправие «есть попытка уравнять в правах Бога и дьявола, человека и скотину в доме человека». Корни опасного равноправия, берущие начало в петровской эпохе, обернулись 1917 годом.
Относительно общественного порядка точка зрения Евгения Небольсина необычная, но твердая. Он утверждает, в частности, ведущую роль мужчины, для которого женщина является «производной», а также рассматривает феномен крепостного права в новом свете. Это, по его мнению, «естественный образ жизни человека, общества, страны и человечества». Смело, странно, несколько дискуссионно, однако в дальнейшем эта точка зрения раскрывается подробнее. Нельзя быть свободным от общества, нужно подчиняться его законам, а значит, «любой человек обязан быть закрепощенным, то есть привязанным в долге служения мирному существованию каждого члена в соответствии со своими способностями и возможностями». Вредоносность отечественного крепостного права не в том, что оно существовало, а в том, что оно утратило свои изначальные функции.
Поскольку каждый может и должен служить по-своему, но не все имеют равные для этого возможности, Евгений Небольсин обращается в том числе к роли монаха в обществе. Казалось бы, они не играют важной роли, будучи заняты молитвами и иными религиозными обрядами, не создают семей. Тем не менее «настоящий монах – это муж и отец», настоящий воин, а его труд – это «максимальное проявление человечности». И в связи с этим Евгений Небольсин размышляет о еще одной важной части общественного сознания – идее жертвенной любви, присущей как рядовому человек, так и власти.
Мысли Евгения Небольсина весьма необычны и подкреплены нестандартными аргументами, но имеют под собой важные основания. Поэтому труды автора располагают к основательному и подробному изучению, а в дальнейшем – к развитию идей или полемике.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!