Роман Евгении Палетте «Алиби» - сложная история, в которой можно выделить несколько основных сюжетных пластов, разделенных во времени. Самый ранний хронологически относится к Первой Мировой войне. Это история прапорщика Андрея Горошева, который сражался на германском фронте, был тяжело ранен, и выходила его немецкая семья. Две другие линии – судьба его сына.
Михаил живет в эпоху массовых переименований и пресловутого «накопления капитала». Он часто возвращается в мыслях к Великой Отечественной войне, которая составляет третий сюжетный пласт романа.
В то время его представили к ордену, но не наградили – затерялись документы. «Он по-настоящему радовался, потому что считал это правильным. И не позволял себе вспоминать о нем никогда». Ему мучительно помнится, как он убивал на войне, ведь «даже одного зла, сделанного человеком, на весь век его хватит». Хотя страшнее, наверное, когда злом оборачивается добро, когда встает моральный выбор, от которого зависит много жизней. Теперь ему снова приходится выбирать, дать ли волю вспыхнувшим чувствам или нет. «При чем здесь этика, здравый смысл? Есть два человека, и они любят друг друга», - спорит с ним Маша, студентка-филолог двадцати двух лет от роду, внучка друга и поздняя любовь Михаила. Андрею Горошину тоже когда-то пришлось выбирать. Между любовью и родной страной.
Чуть заметным фоном событий становится мистическое явление Перпендикуляра, одного из Координаторов, наблюдающих за Вселенной. Он рассуждает о конце света, о возможном потопе, о том, что где-то строят ковчег, но сам активных действий не предпринимает. Его истинная природа так и не становится ясна читателям и героям.
Тем более что конца света все-таки не было. Море не затопило землю, но забрало Машу – она погибла, слишком далеко заплыв и попав в шторм. «Не жди ее», - сокрушается пожилая соседка. А Андрея не дождалась его Амели. Жизнь отца отражается в жизни сына как в кривом зеркале.
Роман пронзительно лиричен, полон точных, значимых деталей, но самое главное – ставит сложные нравственные вопросы. Ведь дело «не столько в том, чтобы преодолеть и отвергнуть этику общую, сколько в том, чтобы подчиниться и следовать этике своей».
О ее поиске роман и написан.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.