Бюхнер, Мария. Весны моей позолота: поэтический сборник. – Москва: Интернациональный Союз писателей, 2020. – 150 с. (серия «Современники и классики»).
Сборник Марии Бюхнер «Весны моей позолота» – иллюстрация личного творческого пути человека, глубоко влюбленного в русскую поэзию, за длительный отрезок времени. В ее творчестве тонко прослеживается мысль: «Обо всем уже все сказано. И если хочешь что-то сказать, то говори, но обо всем – по-своему». И это «по-своему» у Марии во всем, чего касается ее тонкая душа.
Чувствуется и работа над формой, и поэтическая преемственность: есенинская напевность, лермонтовское «созвучье слов живых».
Мария Бюхнер глубоко уважает творчество Марины Цветаевой и признается ей в любви своими стихами:
Молодой ушла ты, молодой,
лиры Бог, моя звезда – Марина.
Ранние стихи Марии Бюхнер связаны с поэзией Цветаевой стилистически и тематически:
Ты – не о том – говоришь,
я – не о том – молчу.
Тихо шуршит камыш,
жалуясь на судьбу.
Разобщенность близости, прерывистые интонации, передаваемые необычной пунктуацией, звучат как отклик на стихи классика. Вновь и вновь возвращается Мария Бюхнер к этой манере.
Быт малосовместим с бытием и обычно его вытесняет. И об этом она говорит впрямую:
Мне стихи бы писать да романы,
да заботы роятся незваны.
Лирическая героиня Марии Бюхнер возвращается и в другом смысле – не к сказанному и передуманному, а к пережитому, прошлому, корням.
Милый мой дом, очаг мой,
детства тепло и свет.
К тебе возвратился след мой,
чтобы шепнуть «привет».
Это возвращение – особая человеческая потребность. Нужно иногда себя «по меркам детства сверить, чем быть бы мог и что явил собой».
Но детство, живущее в ней (в нас?), – это еще и уязвимость, и малость. Для ребенка – перед старшими, для взрослого – перед чем-то иным. Пред вечным вопросом: «Вопрошаю Боги, где вы? Есть ли вы иль нету вас?». И в другом: «Сил небесных ли мы воплощение или случайностей злое скрещение?». И далее опять: «Если все это лишь сверху и свыше, то – что – от меня?».
Слишком могущественны высшие силы, слишком мал человек. Но и в то же время в силу ее непоколебимого убеждения:
Пока жива земная сила, еще я не – по-беж-де-на!
Много стихов посвящает Мария осени и осенним мотивам, природе, России, передает самобытность красоты Родины, чтит ее, но порой прорывается и болевая интонация:
Истощилась грудь материнская, вскормив чудище сатанинское
да технический, без души прогресс. На тебе возрос, он тебя же съест...
И это в 1990 году, когда лихие годы были еще впереди, но уже предчувствовались чуткими душами.
Нелегко поэту в земном мире. Женщине – тем более. Так и для Марии – «такая трудная работа – жить». И все же ее лирическая героиня убеждена:
Жизни – мой гимн, тому, что создано!
Тому, что любимо, воспето и найдено!
Она воспевает все земное, собирает поэзию жизни из впечатлений и чувств – и все это с теплом своего сердца вручает читателю.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.