Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Сергей Разумовский

«Сергей Разумовский нормального человека» — который из них? Справедливо ли сравнивать лайв-адаптацию с персонажем комикса? Только ли киноплёнка и бумажные страницы отличают их друг от друга? Над этими и другими вопросами мы порассуждаем ниже — и призываем вас присоединиться в комментариях. Осторожно, спойлеры!

Чумной Доктор и майор Гром

Летом отгремела премьера «Игры» — второй части нашумевшего боевика о герое Петербурга. Но не успел ажиотаж утихнуть, как позднее, 19 сентября, на презентации нового сезона Кинопоиск объявил, что третьей части «Майора Грома» и киновселенной Bubble всё-таки быть.

vselennayatekst_sajt© Bubble Studios

Сергей Разумовский, Чумной Доктор, Гражданин, тот-который-красивый-рыжий — как вам больше нравится — завоевал любовь среди фанатов ещё со времён первых выпусков «Майора Грома». И всё благодаря эпатажному и противоречивому образу. Фандом впоследствии сделал его чуть не карикатурным, но мы постараемся опираться исключительно на исходник, не пускаясь в исследование тысяч домыслов о серии в интернете.

Официальный сайт Bubble браво именует Разумовского на манер Тони Старка: «миллиардер, филантроп и основатель социальной сети Vmeste». Это главный антагонист комикса «Майор Гром» и один из главных героев комикса «Чумной Доктор». В сеттинге вселенной он основной противник Игоря Грома, взявший на себя роль спасителя Петербурга от «скверны». Начиная от бомжей и заканчивая взяточниками и вообще нечистыми на руку высокопоставленными лицами — Чумной Доктор организовал целую кампанию по их устранению, поскольку те отравляют город. Однако так ли прост этот персонаж на самом деле?

Плейбой, миллиардер, филантроп — или нечто большее?

Помимо прочих «регалий» Разумовского, его диагноз — раздвоение личности — зачастую стоит особняком. А очень даже зря. Эта деталь образа персонажа, особенно в кино, становится основополагающей.

Если в комиксе перемены в Разумовском случились после событий первой книги (= первого фильма), уже в больнице, то киноадаптация переиначивает всё, и вторая личность Разумовского активно проявляет себя во время событий «Чумного доктора». Ход интересный и, что самое главное, в корне меняющий суть персонажа. Уже на этом этапе герой Сергея Горошко не тот самый злодей из комикса. Фильм проводит чёткую грань между Чумным Доктором и Сергеем Разумовским, и это делает его кем-то бо́льшим.

Обратимся к бумажным источникам. В дополнительных материалах к первой книге серии «Майор Гром. Чумной доктор» Артём Габрелянов, генеральный директор Bubble, описывает персонажа так: «богатый мерзавец, эдакий пижон с вычурными манерами и экстравагантными выходками». Реакцию зрителя, начавшего своё знакомство с киносерии, можно охарактеризовать одним жестом — озадаченно поднятой бровью. Потому что герой Сергея Горошко какой угодно, но не мерзавец, и пижон разве что отчасти, но вот богатый — это верно. Во время live-презентации первого фильма актёр отметил, что основная его жизненная позиция — это помогать и отдавать, не ожидая ничего взамен. Он также назвал Разумовского скромным и даже зажатым. Это ли мерзавец?

stranitsarazumovskijtekst_sajt© Bubble Studios

В 2024 году вышел печатный комикс «Майор Гром. Игра. Предыстория». Он стал дополнением к указанному фильму. В томике раскрываются детали прошлого и переживания многих героев, которые не вошли в и без того почти трёхчасовой хронометраж (объяснимо, но жаль!). Конечно, приравнивать этот выпуск к «каноническим» совершенно нецелесообразно, однако бумажный носитель позволяет буквально наложить друг на друга образы Сергея Разумовского из классической и киноадаптированной «Игры». Можно лишний раз убедиться, насколько они не похожи в фундаментальных деталях образа.

Так что с раздвоением личности? Двойничество со времён литературы Достоевского — одна из самых интригующих тем в создании драматургии произведения. Мы осмелимся заявить, что в фильме она раскрыта глубже, несмотря на прочие сюжетные огрехи. Если комиксный Разумовский прекрасно осознавал, чем он занимается и к чему приведут его действия, то кино-Разумовский оказывал активное сопротивление таящемуся в себе злу на несправедливость системы, пока оно не поглотило его окончательно.

В первой части фильма между Громом и Разумовским, в отличие от комикса, завязались околоприятельские отношения, основанные на взаимном уважении, пока в последнем не произошла злокачественная перемена. Во второй части Вениамин Рубинштейн, психиатр Разумовского, сделал закономерный вывод, что Сергей — невинный и, в общем-то, несчастный человек, неспособный контролировать действия второй личности (именуемой Птицей).

Мы также заметим, что фильм (пока что) не раскрыл историй ни о Саде Грешников, ни о сверхъестественной сущности самой Птицы и Кутхе, поэтому опускаем эти части сюжета комиксов за невозможностью сравнивать.

И вновь две личности

Итак, что у нас есть? Комиксный Сергей Разумовский, классический злодей со злодейскими идеями, в перспективе Грома им и оставшийся, и Сергей Разумовский из фильма — образ, устроенный немного сложнее.

Мы условились, что не выйдет считать комиксы эдаким либретто к фильму. В этой связи их с фильмом разность столь очевидна, что заикаться, мол «а в оригинале!» нет никакого смысла. Перемена личности Разумовского яркая и намеренная, не поддающаяся никаким сравнениям с бумажным собой. Плохо ли это? Конечно нет. Это просто совсем другой персонаж.

razum2tekst_sajt© Bubble Studios

Вообще, если попытаться разобраться, всё становится запутанно: кто чей двойник? Кто чья противоположность? Нет ли ощущения, что Гром с Разумовским — двойники, противоположные некой иной силе? Что, в сущности, помимо слабо обоснованной вражды (хотя по меркам супергероики вполне естественной) мешает им работать рука об руку?

Пожалуй, существенная разница, о которой мы уже заикнулись, в том, что, несмотря на все злодеяния, лайв-версию Сергея Разумовского в исполнении Сергея Горошко язык не поворачивается назвать антагонистом — по крайней мере в привычном понимании. Чаша весов автора скорее склоняется в сторону типажа антигероя (напомним, что есть серия комиксов «Чумной Доктор», в которой Разумовский не антагонист). Это только сильнее укрепляет позиции другой нашей гипотезы, что образы Грома и Разумовского — разные ипостаси одной идеи. И они гораздо ближе друг другу, чем казалось. Так тема двойничества раскрывается гораздо ярче и теоретически правильней, чем даже в случае с раздвоением личности Разумовского.

В комментариях к комиксу, уже к «Игре», Анастасия Ким, одна из авторов Bubble, рассказывая об истории создания Олега Волкова, метко замечает: «…мы решили, что Разумовскому тоже [как и Грому] нужна фигура, потеря которой будет для него болезненной <...> Получился забавный эффект: и в жизни Грома, и в жизни Разумовского в этой арке появляются эдакие “призраки прошлого”...» В кульминации фильма «Игра» Гром с Разумовским работают вместе, преследуя одну цель. Умирая на руках названого врага, Сергей вопрошает: «У нас получилось?» Это брошенное и обречённое остаться незамеченным «нас» — «мы» — та самая концепция, за которой хотелось понаблюдать подольше, чтобы в полной мере сформировать её как зрительский опыт. Смерть Разумовского стала для многих ходом непонятным и вызвала множество дискуссий. Но как бы ни хотелось увидеть дальнейшее развитие кино-Разумовского, кажется, что одна большая идея о спасении мира не может быть всегда поделена пополам, и двое — уже слишком много. Один из них был с самого начала обречён, чтобы эта идея полностью воплотилась в другом. И здесь как нельзя кстати будет вспомнить речь Игоря в суде и знаменательное: «Сергей Разумовский был прав».

Собирать по крупицам все совпадения в образах главных героя и злодея (так уж и быть) можно и дальше. Однако намеченная тенденция явная и, хочется верить, не случайная, а заложенная в глубине самой истории о злоключениях майора Грома. По сюжету обоих источников Сергей Разумовский хотел поквитаться с Игорем за то, что тот сделал с ним. И если в комиксе ему удалось это сделать, триумфально выиграв в собственной Игре, то в фильме всё не так однозначно. Кажется, что проиграли оба, но в процессе познали нечто гораздо большее.

Источник фото обложки: © Bubble Studios

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика