Чтобы познать себя порой надо пройти очень долгий путь. Герою Брэда Питта в новой картине «К звёздам» для этого пришлось преодолеть всю Солнечную систему и после этого разобраться в себе. Ну а нам стоит лишь посмотреть фильм, который подействует как час медитации.
Премьера «К звёздам» состоялась на Венецианском кинофестивале, где его номинировали на Золотого льва. В итоге главный приз фестиваля новый фильм Джеймса Грэя не получил, да и в американском прокате звёзд с неба не хватает, но вышел он достойным. Как Венецианского фестиваля, так и того, чтобы встать в ряд с другими космическими фильмами.
Напряжённая медитация
В недалёком будущем стало возможным освоение других космических тел: люди уже заселили Луну, построили военную базу на Марсе и отправляют регулярные экспедиции на другие планеты Солнечной системы. В одной из таких экспедиций к Нептуну в поисках другой жизни Клиффорд МакБрайд (Томми Ли Джонс) и экипаж его космического корабля пропадают. Через двадцать лет со стороны Нептуна до Земли доходит разрушительный импульс, который грозит человечеству на всех планетах. Тогда сына МакБрайда, инженера Роя (Брэд Питт), отправляют причину этих импульсов, ведь есть подозрения, что они происходят из-за отца главного героя. Тогда у Роя появляется надежда, что его отец всё ещё жив…
На фоне других фильмов о космосе («Интерстеллар», «Гравитация», «Человек на Луне») «К звёздам» выделяется своим медлительным, плавным повествование. Из-за неспешного темпа кажется, что фильм длится больше двух часов: он тянется как ириска, в некоторых особо замедленных моментах также прилипая к зубам. Те редкие экшн-сцены, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, не нарушают этого медиативного транса, в который нас погружает фильм. Но такой тон картины совсем не означает, что она утомительная. Наоборот, авторам удаётся почти до самого конца сохранить напряжение.
Вкупе с неспешным темпом идёт музыка. Композитор Макс Рихтер написал идеальное сопровождение для странствия Роя МакБрайда. Музыка ещё глубже погружает нас в космический транс, и именно благодаря ей из общей атмосферы не выбиваются экшн-сцены. Здесь нет резких и громких звуков, музыка задаёт напряжение, но не мешает медитации.
Читайте также
Ну и нельзя забыть о картинке фильма. Спасибо за это оператору Хойте Ван Хойтему (он же работал над «Интерстелларом») и целой команде художников. Очень сложно в фильме о космосе обойтись без живописных космических пейзажей, и здесь они, конечно, тоже есть. И почти все из них показывают, насколько мал человек по сравнение со Вселенной. В некоторых кадрах герой Питта, паря в белом скафандре посреди открытого космоса, начинает сливаться со звёздами, сам становится звездой – мелкой белой точкой на чёрном небе. Это добавляет фильму эпичности и помогает немного задуматься над одной из тем фильма – место человека в Космосе.
Космос и я
Но, как бы то ни было, «К звёздам» не только об этом. С самого начала нам дают понять, какую решающую роль окажут семейные отношения в судьбе главного героя и сюжете фильма в целом. Рой понимает, что после стольких лет уже не знает, кем был Клиффорд МакБрайд. Проделав огромный путь, герой открывает новые стороны своего отца и узнаёт совсем нелестные моменты его жизни. Осознание этих моментов и того, что исследование космоса всегда было для родителя первостепенной задачей, не заглушают боль от детской утраты Роя. Если в начале фильма он безэмоциональный, непробиваемый астронавт с идеальным пульсом, то постепенно, с приближение встречи отца и сына, этот образ разрушается. Как для самого Роя в его собственном восприятии, так и для зрителя.
И здесь открывается ещё одна тема фильма, которая в конце выходит на первый план, – самопознание. Для Роя путешествие к Нептуну становится настоящим испытанием, во время которого он должен понять самого себя. Совершается это через его отношения с бывшей женой Ив (Лив Тайлер), через отношения с отцом и (самое главное) через отношения с самим собой. В начале фильма Рой, можно сказать, похож на робота, который не знает цели своей жизни. К концу же фильма это состояние плавно сменяется, и вот пульс Роя уже не такой идеальный. Для осознания главной ценности его жизни (да и, наверное, жизни всего человечества) герою приходится пройти испытание тотальным одиночеством в космосе, что не может не поменять его.
Однако Рой МакБрайд – единственный персонаж «К звёздам», которому уделено должное внимание. Возможно, это и оправдано, потому что он всё-таки главный герой. Но линии других персонаже совсем не развиваются. Их закидывают в историю, рассказывают урывками о их жизни, но, когда они исполняют свою «миссию» с Роем, исчезают из сюжета. Так случилось с Хелен (Рут Негга), служащей военной базы на Марсе, которая помогла Рою отправиться на Нептун. Так случилось с Томасом Пруитом (Дональд Сазерленд), старым другом Клиффорда МакБрайда, который сопровождал Роя до станции на Марсе. Сюжетные линии этих героев можно было развить дальше, расширить тему нахождения себя другими людьми, чтобы не превращать фильм в театр одного актёра. Авторам повезло, что главный герой получился самодостаточным и интересным, иначе наблюдать за ним одним было бы нудно.
Именно внимание к главному герою, ожидание его преображения в финале картины держит сюжет и напряжение. Интересно наблюдать за тем, как меняются ответы Роя во время прохождения психологических тестов. А ещё интереснее понимать, как одинаковые ответы, которые герой произносит в начале и конце картины, по сути являются совершенно разными. В этих ответах и отражено всё развитие персонажа за фильм. На этом психологизме также держится и саспенс картины, который сохраняется несмотря на общий спокойный тон, этакое расслабляющее напряжение. Этим-то «К звёздам» и хороши: во-первых, снова заставляют задуматься над вечными темами – месте человека во Вселенной и ценностями, которые и делают нас людьми. Во-вторых, помогает проникнуться медиативной атмосферой и вместе с главным героем заглянуть внутрь себя. А понять себя иногда бывает сложнее, чем изучить Космос.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!