Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Антон Лапенко в марте 2019 года в Инстаграме показал своих первых героев, которые выглядят гротескными, чудаковатыми, но почему-то привлекательными. Вскоре это переродилось в целую связанную историю под названием «Внутри Лапенко». Потом был второй сезон, а сейчас,7 декабря 2020, выходит уже и третий. Видео не перестают быть популярными. У последнего выпуска 2,8 миллионов просмотров за месяц. У самого первого за год – 17 миллионов. В профиле Антона Лапенко также продолжают появляться отдельные видео, под которыми оставлены сотни приятных комментариев: как душевно, тепло, вовремя. Чем объяснить эту магию?

Мы все оттуда

Ролики сняты в ретро стиле. Сам актер в интервью у Юрия Дудя говорил, что его герои живут примерно в середине 80-х – начале 90-х. Он родился в 1986 году. Чтобы знать не понаслышке, что там происходило, ему нужно было родиться чуть раньше. Так откуда все это?

«Я пересматривал документальные фильмы советского периода. Понравилась какая-то особая интонация людей. Попробовал примерить их на себя».

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

Все. Получается, любовь к Советскому Союзу и прекрасное представление о нем живет где-то в глубине сознания. Та система пропаганды и идеологии была настолько гениальной, что живет до сих пор. Наши родители и бабушки выросли на бравых лозунгах: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Они продолжают верить в то, что все было хорошо. В сериале тоже прослеживается такая нотка доброй ностальгии, легкой грустинки.

Антон Лапенко невольно исполнил пародию на советские мифы, и мы ее также неосознанно понимаем, потому что продолжаем историю от своих родителей. А кто не слышал рассказы о прекрасной советской юности?

Миф 1. «Мы пишем историю»

Безумные музыканты группы «Багровый Фантомас» постоянно повторяют эту фразу. Конечно, их вклад в историю заключается только в том, что устроить дебош и разнести все вокруг.

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

Коммунисты мечтали построить новый мир. Революция нужна была, чтобы сломать все старое. Масштабные стройки становились чем-то маниакальным. Вспомнить только стахановцев и призыв к пятилетке за четыре года.

Миф 2. Не называние имени

Инженер обращается к своей женщине: особа. Мы также не видим ее лица. Это выглядит смешно. Взрослый человек боится раскрыть любовь. Зрителю, конечно, интересно. Когда ее покажут? Сыграет ли героиню опять сам Лапенко?

Такой культ тайн тоже существовал в СССР. Страна закрылась железным занавесом от всего мира. Люди боялись какого-то выдуманного врага из-за бугра. Не было принято называть в документах вещи своими именами. Не США, а «одно из империалистических государств». Не фамилия человека, не точные слова обвиняемого, а «один из руководителей», «допустил клевету».

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

Миф 3. Идеальный человек

Ценными качествами нового советского человека стали: труд во благо Родины, честность, тяга к справедливости. Воспевались не только военные подвиги, но и те, что можно было совершать каждый день. Внушать такую идеологию начинали с детства. Книга А. Гайдара «Тимур и его команда», где подростки ведут себя, как взрослые, спасают всех вокруг и помогают нуждающимся. Инженер Гарин, который не справился со своей жадностью, развалил мир, а пришел навести порядок простой обычный советский человек, Шельга.

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

Журналист, ведущий программы «Загадка дыры» у Лапенко вроде работает, но на самом деле это бесполезная ерунда, которая не приносит никакой пользы. Кому нужно расследование о том, куда исчез сыр? Его речь нелогична. Он часто запинается. Такое советские дикторы себе точно не могли себе позволить. Их речь была идеальной. Вспомним Игоря Кириллова, Валентину Леонтьеву.

Миф 4. Святость дефицита

Нехватка продуктов питания была. Однако внушалось, что это обязательно нужно для стройки социализма. Когда весь мир станет Советский Союз, тогда и заживем. А пока еще рано, надо работать. И люди стояли в очередях, и не знали ничего другого.

В сериале после закрытия НИИ, что тоже очень интересно, в СССР то наука поддерживалась, инженер идет на мусорную кучу. «Какой-то гастроном», – говорит герой. Он нашел подарок особе и объявление о новой работе. Жизнь продолжается.

Миф 5. Портреты, лозунги, значки

Плакаты с призывами служили некими оберегами. Нельзя ни в коем случае было испортить флаг, портрет вождя, уронить случайно бюст Ленина. Вера в символизированные предметы добавляли стойкости мифологическому сознанию. А мумия в Мавзолее окончательно закрепила божественное начало в руководителях партии.

У Лапенко есть небольшие детали. Плакат на подъезде с изображением мэра Багдасарова, призывающий отдать голос за него. Портрет Ричарда Сапогова у него же в кабинете. В этом сериале они представляют высшее начальство. Их боятся. Хотя на самом деле они глупые.

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

Искренний абсурд

Антон Лапенко работает в электротеатре «Станиславский». Там ставят непривычные драматические спектакли. Он играет пиво, шампанское, мертвое тело. Думаю, этим можно объяснить рождение его странных персонажей-чудиков. В сериале нет привычной сюжетной линии. Герои перемещаются, случайно наталкиваются друг на друга.

«Это полет фантазии и бреда».

Актер утверждает, что все было создано только ради юмора. И, правда, в его вселенной многое подчинено принципам абсурда. Иногда даже шуток нет, обычный поток сознания, а смешно. К примеру, инженер смотрит выступление мэра по телевизору: «Зачем страну спасать? Диван есть, ковры тоже есть. А они нас все спасать хотят». Так просто и наивно. Лапенко показывает весь свой запас жизненного опыта и вываливает это на зрителя:

«Больше прочего мне нравятся культурные отсылки. И то, что они разные. Чтобы полностью понимать задумку, тебе надо и разбираться в политической ситуации десятых годов, и в цитатах из "Игры Престолов". Такое экзотичное, но для меня притягательное, сочетание еще не встречала». Арина Васильчук

«Внутри Лапенко»: что тут смешного?

В основном его герои рождаются интуитивно и внезапно. Для себя Антон применяет актерскую систему Михаила Чехова, которая заключается в создании образа от внешнего к внутреннему. Инженер родился из примерки на себя интонации и одежды. Слова для Катамаранова подбираются только потому, что они смешные. Эта хаотичность многим не нравится:

«У меня были слишком завышенные ожидания. Мои друзья обсуждали, какой Лапенко интересный актер, хотя по факту во всех скетчах он одинаково кривляется. Вроде меняет парики и костюмы, но везде играет неловкого невротика, даже если изображает рок-музыканта. Еще я не большой фанат восьмидесятых и девяностых, потому что есть ощущение, что о них уже лет пять снимают и шутят все. Даже интересно, почему в прошлом году этот антураж так всех зацепил». Максим Абрамович

Любовь людей все же можно объяснить отсутствием загруженности смыслов. Кто-то смотрит Лапенко, чтобы отдохнуть. Действия происходят в игровом формате. Герои пристально смотрят в камеру, общаются со зрителем. Шершняга и Роза во втором сезоне появляются со словами: «А, опять ты, давно не виделись».

Юмор строится на каламбуре. Жилин говорит инженеру о тюрьме: «Туда, куда ты поедешь, билеты не нужны. Зайчиком поедешь». Еще многие вещи доведены до гротеска, что тоже избавляет от серьезности: рок-музыкантам в гримерке сделали из коньяка даже колбасу. Бог и дьявол тут вместе катаются на джипе и сочиняют свои песни.

«Смешно из-за абсурдности происходящего. Не пропадает интерес при просмотре, потому что герои меняются и не успеваешь привыкнуть к какому-либо персонажу. Нравится амплитуда действия: моменты чисто комические чередуются с драматическими». Анна Иванова

Даже смерть тут перестает быть пугающей. Герои постоянно умирают и воскресают. В конце первого сезона инженер перестрелял всех «бандитников». Он отомстил им за украденный лотерейный билет. Это прямая калька с «Брата-2». Совершил преступление инженер так же, как и Данила Багров, из добрых побуждений. Надоело ему терпеть, поэтому и озверел. Выйдя из подвала, герой наблюдает за первым снегом. План смешно-грустно, отчаяние-надежда сменяются очень быстро. В итоге оказалось, что все было зря. Не отбирали «Железные рукава» билет, инженер сам его оставил у Жилина.

Эта неосознанная хаотичность сама привела нас к замыслу жанра абсурда: логики нет, все в этом мире подчиняется неконтролируемым неизвестным законам.

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика