В онлайн-кинотеатрах состоялась премьера дебютной картины режиссёра и сценариста Карен Чинорре «Сигнал бедствия». Фантастическая драма пытается дать совершенно новый взгляд на феминизм через конкретные метафоры и гиперболизированные образы. Разбираемся, что получилось в итоге.
Суровая реальность
«Мэри. Альфа. Янки. Дельта. Альфа. Янки».
Из терпящего крушение самолета десантируется солдат. Зритель видит мир его глазами: мельтешащие в кадре штормовые облака и стремительно приближающаяся водная гладь.
Удара об воду не происходит. Повар Дмитрий будит заснувшую в машине официантку Анастасию (сокращённо — Ану). Солдат — часть её сна. Ане пора выходить на смену. В ресторане отеля, где она работает, скоро начнётся свадьба.
На город тем временем надвигается шторм, грозя помешать планам. Невеста плачет в уборной, то ли от обиды на стихию, то ли из-за нежелания выходить замуж. Жениху всё равно на шторм, как и на слёзы своей будущей жены.
Повар Дмитрий готовится стать на один вечер приглашенным на свадьбу певцом. Кондитер Макс заканчивает с последними украшениями праздничного торта и подбадривает Ану, наливая ей стопку спиртного. У Аны, как уже понял зритель, нет нормального спального места. Зато есть неадекватный начальник, сильная усталость от собственной жизни и нечто, похожее на роман с Дмитрием.
На кухне Ана получает удар током от повреждённой грозой проводки. Из духового шкафа раздаётся уже знакомый сигнал бедствия: «Мэри. Альфа. Янки. Дельта. Альфа. Янки». Через туннель, как Алиса в Страну чудес, Ана идёт на звук — и попадает на остров в бескрайнем море.
Загадочный остров
Почти все люди, которых Ана встречает на острове, уже знакомы ей и зрителю. Например, Марша — та самая невеста, рыдавшая в туалете перед собственной свадьбой. Здесь она — лидер сопротивления.
Вместе с другими девушками, Гертрудой и Беатрис, Марша живёт на заброшенной базе-подлодке. Одетые в военную форму времен Второй Мировой, они представляют собой и современных амазонок, заправски стреляющих из винтовок, и альтернативных сирен, определяющих прогноз бурь и посылающих морякам сигналы бедствия, чтобы направить их прямиком в шторм. Эта женская армия не лезет на баррикады и не бросается на амбразуру. Меткими партизанскими вылазками девушки уничтожают мужчин, оказавшихся на острове, и тех, кому не повезло откликнуться на их призыв о спасении. Боевое сестринство даёт отряду ощущение стабильности, которого им не хватало в реальной жизни.
Со временем в коллективе становится сложно. Стоит Ане начать задавать вопросы и формировать собственные убеждения, как лидер сопротивления тут же напоминает о том, что она, собственно, никто и звать её никак. Марша проповедует радикальную мизандрию (ненависть, укоренившиеся предубеждения и предвзятое отношение по отношению к мужчинам) и не приемлет возражений в сторону своей позиции. Мужчины для неё — классовый враг, подлежащий уничтожению. Даже своего бывшего жениха, по несчастной для него случайности попавшего на остров, Марша убивает, сопроводив процесс монологом о тяжёлой доле женщин в браке.
В итоге пребывание главной героини на острове заканчивается побегом ради собственного спасения и — внезапно для зрителя — воссоединением с поваром-певцом Дмитрием. Вопрос о том, что представляет из себя их роман и существует ли он вообще — загадка для зрителя, заставляющая вспомнить о романтической линии в мультфильме «Анастасия». К слову, к мультипликационной ленте отсылает даже одежда Аны, очень похожая на костюм её рисованного прототипа.
Вопросы без ответов
За две недели после выхода фильма его создателей ожидаемо успели обвинить и в прославлении мизандрии, и в агрессивном навязывании идеи о ненужности мужчин. Многие зрители дружно решили: феминистки опять взбунтовались и сняли фильм для феминисток. Мол, в реальной жизни мужчин убивать нельзя, вот они и будут истреблять их в кино.
Получилось действительно феминистично. Однако главная идея фильма вовсе не в радикальной гендерной сегрегации. Так же, как и само движение, картина ставит на первый план возможность выбора: своего пути, позиции и отношения к тем или иным явлениям.
В сухом остатке «Сигнал бедствия» рассказывает искреннюю историю о личностном взрослении запуганной серой мыши в сторону человека, способного формировать собственные убеждения и искать союзников с учётом гендерной биполярность мира. Однако при всей метафоричности, наполненности аллюзиями и безупречной красоте визуального ряда фильм кажется шероховатым и оставляет много вопросов.
Например, остров — это околозагробный мир или всего лишь фантазия разума Аны, пострадавшего от электричества? На первую версию намекает параллель с легендой о чудесном спасении русской княжны Анастасии, сумевшей буквально сбежать от смерти. На вторую — тот факт, что после побега героини эта реальность прекращает своё существование. Также неясно, что стало причиной для трагического психологического слома, давшего Герт, Би и Марше дорогу на остров. Раскрыться полностью героини не успевают. Прописанная несвязными намёками мотивация персонажей скорее порождает ещё больше вопросов, чем даёт какие-либо ответы.
Даже о самой Ане вплоть до конца ленты остаётся почти ничего не известно. Что вообще происходило в её жизни до дня свадьбы? Зачем она ночует в машине и почему не уходит с работы, где её называют ничтожеством?
Кому-то эта недосказанность будет интересна и даст почву для собственных размышлений, а кого-то, наоборот, разочарует, лишив необходимого понимания истории для сочувствия героям и интереса к происходящему на экране.
Фото: kinopoisk.ru, film.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!