Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Город потерянных грёз: рецензия на сюрреалистическую сатиру «Герой наших снов»

В российском кинопрокате с 14 марта смешит и пугает трагикомедия с бесподобным Николасом Кейджем (естественно) в главной роли. За её продюсирование взялся Ари Астер не без поддержки излюбленной студии А24. Какой реальной историей вдохновлён фильм, поклонники какого Кейджа возликуют и к чему обычно снится нудный профессор — в рецензии.

y51fa4uk87nru84upe4ogd98gsh7l8v4akt

© A24

Кого только не играл Ник Кейдж в кино — особенно после того как воплотил себя же в метаироничной «Невыносимой тяжести огромного таланта». В «Поисках зверя» он лысым охотился на бизонов, а в другом вестерне под названием «Отзвуки прошлого» в амплуа усатого экс-головореза укрывал дочурку от бандитов с дикого запада. В комедии «Папа из спецназа» Кейдж был этаким седовласым Лебовски, который на раз расправлялся с приспешниками мафиозного босса. Более того, актёр успел облачиться в плащ графа Дракулы образца Бела Лугоши в ироничном хорроре «Ренфилд». А ведь только в июле российский зритель хихикал с его алого причесона и инфернальных безумств из «Схватки с дьяволом». И всё это под силу великому и ужасному за какой-то год.

Объединяет эти разношёрстные проекты два аспекта. Во-первых, Кейдж в них нисколько не стесняется в актёрских эмоциях, а во-вторых, оригинальную причёску для каждой роли он подбирал самостоятельно. Так и в «Герое наших снов» к образу типичного профессора средних лет Кейдж решил подойти с полной карикатурностью внешнего облика. Его невротичный персонаж с нерентабельным для изданий именем Пол Мэттьюс (взял фамилию жены) плотно закрепился в должности профессора биологии в местном университете: этот неприметный npc, сверкая плешью, заходит в аудиторию в объёмном пуховике с вывернутым капюшоном (позже во сне супруги тот явится в квадратном костюме из Stop Making Sense) и начинает рассказывать неокрепшим умам, почему не стоит выделяться из толпы — будь ты зебра в прайде или прилежный семьянин из провинции.

9k84pg8shchzhyu941tsi5kiu134ishb

© A24

Уникальность подобного амплуа ценна для всех фанатов любого Кейджа. Порой тихая роль оскароносного актёра быстро сходит на нет, когда экспрессия негодования льётся через край, а брызжущие слюной уста вот-вот выпалят нечто мемно-культовое. Причиной тому главная условность картины, которую Мэттьюс так до конца и не поймёт: что, если в один непримечательный день заурядного профессора-неудачника невольно можно будет увидеть во снах как студентов, коллег и просто встречных прохожих, так и экс-президентов или обычных жителей от Франции до Индии. Однако именно такая сновидческая фабула прежде всего влияет на главного героя, который хочет войти в анналы «Википедии» как автор книги-бестселлера о муравьях, но явно не как настоящий Фредди Крюгер из дома по соседству.

Из жанрового разнообразия картины вряд ли удастся безболезненно выхватить какой-то один её слой — кино мастерски плавно чередует тональности. К бытовой драме о «маленьком человеке» добавляется фэнтезийная комедия сновидений, которую сменяет ироничный хоррор о кошмарах коллективного бессознательного. Конечно, к середине картины становится очевидно, что смотришь ещё одну злободневную сатиру с весьма навязчивым посылом о последствиях мимолётной славы, культуры отмены и прочих современных пороках медийного общества. Тем не менее повествование не скатывается в грубую притчу и до последнего остаётся верным себе как личная трагикомедия кейджевского фрика, скрывающего боль в безумно приветливой улыбке. Правда, зрительское сопереживание такому персонажу превращается в ленивую жалость так же быстро, как актёр подписывается на участие в любом треш-проекте.

ts8u741zhshz5kh4ya1sfy5apa4rb4rpd4pe8l4v

© A24

Для Кейджа столь удачный выбор проекта обернулся долгожданной номинацией на «Золотой глобус» (первой после 2003-го), тогда как третью полнометражную работу Кристоффера Боргли почтенно поставили открывать конкурсную программу в Торонто. Занятно, что на международном кинофестивале фильм тематически встал рядом с двумя другими картинами о профессорах-аутсайдерах — сатира «Американское чтиво» и драмеди «Оставленные» уже поборилсь за «Оскар» в главных номинациях. Однако куда реалистичным драмам до сюрреалистического детища Ари Астера, который полностью доверил сценарий и режиссуру молодому Кристофферу Боргли и чьё место в продюсерах никак не скрыло аромат его авторского стиля. Сам Боргли с двумя предыдущими работами уже был завсегдатаем в престижных фестивальных кругах: в «Тошнит от себя» тот исследовал темы внезапно обрушившегося хайпа, а в мокьюментари «DRIB» — рекламной скандальности.

В «Герое наших снов» режиссёр решил совместить эти темы, взявшись за менее приземлённый приём. Сновидения — довольно чуткая концепция, которую кино раскрывает как с научной точки зрения, так и через призму магического реализма в более и менее очевидных его проявлениях. Здешние сны неотличимы от экранной реальности ни по цветокору, ни по формату экрана, ни какой-либо выделяющейся склейкой. Сначала даже не понимаешь, что всё происходит вовсе не наяву — пожалуй, для хоррора так даже лучше. Кстати, за плавные переходы между сценами также стоит благодарить Боргли, которого допустили до финального монтажа. Разве что зернистая 16-миллиметровая плёнка даёт о себе знать, отражая старомодность горе-профессора с чехлом-книжкой для телефона. По обманчивому трейлеру можно было предположить, что фильм будет этаким сборником сюрреалистических скетчей в духе «Всё, везде и сразу» (что характерно, от той же студии), однако режиссёр знает меру в комедии положений и прежде всего ценит цельность рассказанной истории, хотя массовому зрителю абсурдизма и оммажей на поп-культуру явно не хватит.

481tsju56i1ue8shchshzh4f1f8i1uv

© A24

К тому же для фантасмагорической сатиры и тем более для возвышенного хоррора не достаёт разве что ироничной надписи «основано на реальных событиях» в тизере или постере. Так в конце двухтысячных интернет-феномен «This Man» порядком взбудоражил американскую общественность, впоследствии выйдя и за пределы штатов. Легенда гласит, что пациенты жаловались психиатру о неком мужчине, который часто приходил в их сны: занимался любовью, убивал или помогал житейским советом. Пользовательские теории находили причину этому то в пришествии Бога, то в секретном проекте корпораций, то в концепции бессознательного по Юнгу (поначалу персонаж Кейджа насмехается над приверженцами этой философии). Криповый портрет завирусился настолько, что привлёк внимание прессы, как выяснилось, к экспериментальной рекламе веб-сайта Ever Dream This Man? В 2010-м о продюсировании этого сюжета заявила Ghost House Pictures Сэма Рэйми. «Я вам случайно не снился?» — неуверенно спрашивает Мэттьюс, практически буквально экранизируя мем.

brpo5e4n8k4fts84afjm41tskpu4

© A24

К концу третьего акта «Герой наших снов» так же выходит на тропу «Чёрного зеркала» с тематикой маркетинговых компаний и их необычных гаджетов, раз уж сам сериал-антология в последнем сезоне отчаялся и вступил на путь сверхъестественного. Однако так ли нужно резко и куцо менять сеттинг столь выверенному кинополотну прямо перед финальными титрами (с треком City of Dreams группы Talking Heads на фоне)? Быть может, лучше режиссёр бы довёл безвыходную ситуацию до полного абсурда и закончил её каким-нибудь, пускай, очевидным, но броским панч-лайном. Например, кауфманская бабочка просыпается от причудливого сна о профессоре биологии. Почему бы и нет.

На удивление, «Герой наших снов» — недурная локализация двойственного названия Dream Scenario — два слова, которые мечтает услышать каждый актёр. Если разглядывать сценарий с позиции метанарратива, то это кино о том, как Николас Кейдж ведёт размеренную жизнь скромного ремесленника, учит молодёжь, каково это быть «покровителем посредственностей», когда как в душе ему вновь хочется сняться в чём-то простом-гениальном, хоть отдалённо напомнившем бы успех «Адаптации». А ещё лучше взять все главные роли в кошмарах по всему миру — в нашей реальности вряд ли бы такой экспириенс сочли достойным отмены.

Источник фото обложки: © A24

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика