Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В контексте фатального крена в сторону ультралокальных драм как нового этапа развития так называемой «темы маленького человека», который в последние годы зримо стремится к одноклеточности, с комковатыми проблесками отрадных байопиков о «сильных мира сего» от искусства (вроде Ника Кейва, Бьорк или Ива Сен-Лорана), «Одержимость» — тот редкий случай, когда главный герой картины, безусловно, «соразмерен» такой роли в произведении, и чтобы рассмотреть в нем личность/индивидуальность, даже не требуется микроскопа. К слову о «мелочах»: переводной вариант названия ленты в российском прокате на сей раз оказался удивительно удачным, бьющим точно в цель, хоть и отличным от оригинального «Whiplash» (буквально «Плеть»), отсылающего к названию популярного джазового стандарта.

«Одержимость»: (бес)предел человеческих возможностей

Одержимы все

Исходный тезис ленты конституируется в первой же сцене, где главный герой — первокурсник консерватории Эндрю Ниман (Майлз Теллер) — до изнеможения репетирует за барабанной установкой в пустой аудитории. Финальная сцена, демонстрирующая его же яростное соло на барабанах, заигрывает с ошибочной мыслью о кольцевой композиции, однако это совершенно определенно спираль, эволюционирующая, динамичная, устремленная ввысь форма. Этому движению вверх подчинен весь фильм — экспрессивная жёсткая драма о цене успеха в мире искусства. История может показаться небанальной за счёт романтизации консерваторским антуражем, но на деле — обыденна до невозможности. Она не об изнанке искусства, а о его внутренностях — о механизме, о том, как все работает. Попав в лучший в стране учебный джазовый ансамбль под руководством деспотичного гения Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс), Эндрю оказывается в самом настоящем чистилище — пограничном пространстве между открывающейся перспективой крупных достижений и осязаемостью адских мук. Противостояние одержимого свей мечтой ученика и монструозного профессора, попрекающего всякие моральные нормы, когда дело касается его личной религии — звучащей музыки — силовое поле, удерживающее предельное напряжение все два часа экранного времени. Драма временами отдает триллером, транслируя сцены психологического и физического насилия и кадры с музыкальными инструментами, залитыми кровью, потом и слезами. «Плеть» — одно из основных произведений в репертуаре джазового ансамбля, и в подобные моменты она будто материализуется в руках у садистичного руководителя Флетчера. Но по-настоящему виртуозным предстает кульминационный эпизод, где вся драматургия финального диалога-дуэли противоборствующих сторон перенесена в невербальную плоскость физической энергии взглядов и бешеных барабанных ритмов.

«Одержимость»: (бес)предел человеческих возможностей

Одержимым здесь предстает не только персонаж, но и его создатель. Тот факт, что картина состоялась — исключительно результат одержимости молодого режиссёра и сценариста Дэмьена Шазелла своей идеей. Ему удалось «спасти утопающего» — реанимировать сценарий, уже безнадежно погрязший в «чёрном списке» не нашедших финансирования, слепив из него короткометражку для кинофестиваля «Санденс», которая, в свою очередь, и привлекла деньги уже в полнометражный проект. Расчет сделать ставку на главный фестиваль независимого кинематографа оказался верным, «Санденс» ныне — основной поставщик в мировой прокат качественного инди-кино. Однако «Одержимость» заметно выделяется из общей массы подобного материала — в подавляющем большинстве микро-историй без начала и конца, вскрывающих пласты обыденности, бессобытийности в ограниченном пространстве эксперимента. «Одержимость» легко и уверенно преодолевает границы такого формата даже без введения дополнительных сюжетных линий, приумножения персонажей, неслучайных случайных кадров и открытых сцен. Вероятно, срабатывает здесь и простейший закон: достойному кино — достойную тему. И все же это далеко не лоснящийся эпичный образец «одического» кинематографа, а именно пример «крупной рыбы» в море независимого фестивального кино.

Ново о вечном

Новаторство, как известно, всегда возникает на пересечении уже известных идей под непривычным углом. Рассмотреть тему величия локально — само по себе звучит, как оксюморон, сочетание несочетаемого. Будоражащую неустойчивость и противоречивый дух всей конструкции придает постоянное сомнение зрителя в успехе главного героя. Это не один из фильмов с хэппи-эндом, предрешённым ещё в первой сцене, не стандартная американская история успеха. Жизнь здесь «серее» (в противовес чёрному и белому), «документальнее»: нет однозначных побед, но есть очевидные поражения. Пожалуй, важнейшее отличие этой картины от близких к ней тематически — отсутствие всякой мифологизации искусства и того, как и из чего оно творится. Речь о намеренном отвержении облагораживающей «сказкообразующей» составляющей: флёра судьбоносности событий, причинности всего и вся, итоговой композиционной оправданности жизненных перипетий, явной линии сюжета, непременно к чему-то ведущей, заранее расставленных для зрителя акцентов и т.д. Подобный сверхорганизованный и оттого «сказкообразный» аналог «Одержимости» — пресловутый «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски. Он максимально идейно и тематически близок картине Шазелла, однако производит совершенно иное впечатление на зрителя, задействует другие эмоции, ощущения, реакции. В обоих случаях герой-художник (в широком смысле), будучи от природы не самым выдающимся в своём деле, жаждет гораздо большего и тяжёлым трудом пробивает себе путь наверх — к собственному Олимпу. Но если в случае с «Чёрным лебедем» происходит мистизация повествования, подчинение способа изложения тематике («об искусстве только языком искусства»), то «Одержимость» призвана шокировать зрителя именно непроницаемостью формы для содержания и как следствие жутким контрастом ужасного с прекрасным: залитыми кровью музыкальными инструментами, постоянной бранью из уст всемирно известного профессора, пианиста и дирижера.

«Величие» схвачено в фильме в той зыбкой фазе, когда невозможно сказать с уверенностью, оно ли это. И если истинное произведение искусства обязательно задает какой-то важный вопрос или на него отвечает, то вопрос именно таков. И вопрос этот, несомненно, узнаваем: «...вошь ли я, как все, или человек?... Тварь ли я дрожащая или право имею?» Классическая проблема, достоевщина, такая же тягуче-мучительная, потная и кровавая, как бесконечные изматывающие репетиции героя-музыканта, прорастает в «Одержимости» на совсем иной почве, нежели в «Преступлении и наказании». Впрочем, ключевым моментом и здесь становится преступление определенной черты. Но в картине Шазелла эта граница не нравственная, а физическая и метафизическая одновременно — величие и настоящее искусство начинается там, где заканчиваются человеческие возможности. Выйти за пределы своих способностей — такова цель. Ибо любое крупное творческое свершение — это притча, гласящая: сделать что-то может лишь тот, кто делает заведомо невозможное.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика