11 октября в российский прокат вышел новый фильм Дэмьена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд»). В картине рассказывается история Нила Армстронга, первого человека на Луне, которого сыграл Райан Гослинг. Премьера фильма на Венецианском фестивале прошла с оглушительным успехом, но так ли он хорош на самом деле?
Маленький шаг для человека...
Новый байопик Шазелла – это последовательный рассказ о событиях полувековой давности из жизни Нила Армстронга: от его прихода в NASA до первого шага по лунной поверхности. На экране мы видим все испытания, которые пришлось пройти Армстронгу, NASA, американской нации, да и всему миру для того, чтобы полёт на Луну стал реальностью. Ведь это был поистине «скачок для человечества».
«Человек на Луне» получился достаточно документальным. Ведь при создании картины режиссёр и актёры консультировались с детьми астронавтов, участвовавших в лунной программе, в том числе с Риком и Марком Армстронгами, сыновьями Нила, а также с современными астронавтами NASA. Актёры же, в особенности Райан Гослинг, проходили настоящую космическую подготовку, тренируясь на специальных аппаратах. Также был показан момент подготовки астронавтов к лунной миссии, во время просмотра которого зрителя самого, кажется, начинает подташнивать. Так что актёрам «Человека на Луне» точно не позавидуешь!
Весь фильм пропитан героизмом, ощущением, что мир после этого события никогда не будет прежним. Однако к концу понимаешь, что этого приторного героизма в фильме очень много. Да, не поспоришь, что полёт на Луну – одно из величайших достижений человечества, но тут это всё преподнесено так, будто в XX веке ничего более героического не происходило.
Что касается актёрской игры, то здесь в картине всё неоднозначно. Райан Гослинг, как исполнитель главной роли, не так сильно запомнился, как остальные актёры. Да, он безусловно хорош в особо драматических моментах (как, например, в сцене на похоронах дочери Армстронга Карен; тут Гослинг и его актёрская игра действительно берут за душу). Но в основном, когда нет какого-то напряжения (а его нет большую часть фильма), наблюдать за героем Гослинга скучновато. Так как фильм идёт два с половиной часа, хочется, чтобы игра главного актёра хоть как-то разбавляла затянувшееся повествование. Но в итоге получается, что самые интересные и сильные моменты с Армстронгом – в начале и конце фильма, когда они совсем не нужны.
Зато нельзя в стороне оставить других актёров и их персонажей. Конечно, основной упор в фильме идёт на семью Армстронгов, но мы видим развитие не только их историй. Например, астронавт Эда Уайта (Джейсон Кларк) и его жена Пэт (Оливия Хэмилтон). На их примере показываются жертвы, на которые надо было пойти ради полёта на Луну: когда Эд погибает во время неудачного испытания корабля «Аполлон-1», мир Пэт рушится. И тогда задаёшься вопросом: а стоит ли вся лунная кампания стольких погубленных жизней и разваленных семей?
Поэтому отдельно хочется отметить Клер Фой, которая исполнила роль жены Нила, Джанет Армстронг. Ведь именно персонаж Фой, оставаясь на Земле, как раз символизирует ту борьбу, которую ведут семьи астронавтов. Это борьба за желание знать, что происходит с твоим мужем в космосе и вернётся ли он вообще. И хотя из истории знаешь, что всё закончится благополучно, что Нил, несмотря на провалы предыдущих операций вернётся, почему-то за Джанет переживаешь больше всего. В этом, конечно, помогает проникновенная и искренняя игра Фой, и её появление на экране как глоток воздуха в очень скучных моментах. Особенно запомнился последний эпизод картины – встреча Армстронгов после возвращения Нила домой. В нём видно, что и борьба Нила за право быть первым человеком на Луне, и борьба Джанет за счастливую семью завершились. Это и есть один из тех немногих сильных эпизодов с Гослингом: обоим актёрам даже не нужны слова, чтобы передать все эмоции.
Также в фильме примечательна передача атмосферы открытого космоса, особенно хочется отметить операторскую работу. Оператор Линус Сангрен с помощью беспорядочного движения камеры передаёт чувство какой-то потерянности в космосе. Всё трясётся, крутится, и думаешь, что, наверное, так всё бы и выглядело там, где-то недалеко от Луны. И конечно же, в фильме не обошлось без красивых космических панорам. Их здесь немного, но они есть и, как всегда похожие кадры, просто захватывают дух.
... И скачок назад для Шазелла
Премьера «Человека на Луне» состоялась в конце августа на Венецианском фестивале, где фильм получил номинацию на Золотого льва, а также множество хвалебных отзывов критиков. Однако с выходом в мировой прокат пошли уже не такие восхищённые рецензии, и в них есть смысл. Предыдущие работы Шазелла либо постоянно держат в напряжении, как в «Одержимости», либо представляют из себя очень динамическое, красочное и звучное повествование, как в «Ла-ла Ленде». Здесь же нет ни того, ни другого. Ты знаешь, что человечество в любом случае покорит Луну, и все попытки Армстронга и NASA сделать это окупятся сполна. Безусловно, в картине есть будоражащие кровь моменты, но на два с половиной часа фильма их катастрофически мало. «Человек на Луне» вышел похожим, скорее, на супер-затянутое документальное кино, чем на художественное. Минусом для фильма Шазелла является и то, что сейчас космические фильмы выходят довольно часто, и поэтому хочется увидеть что-нибудь новенькое, но увы, у режиссёра этого не вышло.
Однако в целом «Человек на Луне», если не вдаваться в подробности, не так уж плох. Если вам интересна история лунной кампании, вы в восторге от Райана Гослинга в любой его роли и вам хватит усидчивости на два с половиной часа, добро пожаловать в кинотеатр. Но предупреждаем: у Дэмьена Шазелла есть и более достойные фильмы.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!