В прокате – «28 панфиловцев», экранизация военного подвига, до сих пор фигурирующего в газетах. Портал «Субкультура» объясняет, почему душеполезнее будет съездить в Волоколамский район посмотреть аналогичный памятник.
Поздней, по свидетельству сугробов, осенью сорок первого группа солдат в количестве около двадцати восьми штук тренирует героическую смерть сражениями с деревянными танками. Разместившиеся по соседству люди в усах и погонах обсуждают расстановку сил и массивно вздыхают; бьется в тесной печурке огонь смертельный, но все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходим в ночь – и вот уже означенные персонажи бодро и весело умирают солдатами под хрип немецких танков, и изрядно напуганная немчура удивленно хмурится в горизонт – право, чего это они там так бодро, – и закат вешает себя на край неба единственным важным на этом свете знаменем.
Сработанный в каменном формате, фильм по неупокоившемуся военному сюжету выглядит по меньшей мере странно на фоне давешних веселых газетных дискуссий на предмет. В самом деле, с похожим результатом можно было бы те же два часа демонстрировать известную скульптурную композицию с разных ракурсов – исторический экскурс для самых туристических и все такое. Глупо, право, предъявлять претензии памятнику, но зачем же выдавать рукотворное за воспетый поэтом антоним. И, наверное, это более-менее то самое, что хотел бы увидеть про себя мертвый солдат, но проблема в том, что мертвые солдаты не посещают кинотеатры. Для выступления в милом жанре «правда про войну» тут, мягко говоря, многовато торжественной сермяги в духе «ну дык это ж Родина» и смешных шуток про помирательства с музыкой; для хорошего фильма не хватает всего остального. Сюжет более чем исчерпывающе пересказывается формулой «они сражались за» (что в диалогах там почему-то, демонстративно, только Россия, упомянули даже самые невнимательные рецензенты, не станем повторяться, хотя стоило бы), на двадцать восемь монументального стиля профилей – две с половиной живые физиономии, задвинутые в грязные углы, и, в пропорциях, столько же живой речи на пресловутые два часа.
В этой, если можно так выразиться, аскезе можно было бы даже усмотреть концепт – такое, знаете, коллективное бессознательное геройство, – если бы в итоге, исполненный лучших побуждений, подход не творил со своими персонажами страшное: в них, банально, не веришь, они слишком плохо притворяются людьми. Ударная постмодернистская сцена, в которой солдаты вдруг анахронично дискутируют по поводу фильма Куросавы, и куда вроде бы упакованы какие-то настоящие чувства, просто-напросто не очень хорошо написана. А потом начинается неразборчивая стрельба, и там уж выходит, что разверни камеру – и без особых потерь получится трогательный фильм про немецкий полк, столкнувшийся с определенными трудностями при выполнении несложной боевой задачи. «28 панфиловцев» – совершенно блистательное кино, если смотреть его с перерывами на Википедию, и собранный из могильных клише, но крайне лениво наэлектризованный монстр, если наблюдать as is.
Читайте также
Интереснее всего, впрочем, получается, если вспомнить, что творческий дуэт Шальопа-Дружинин протащил все это предприятие per aspera ad astra при помощи краудфандинга (и, пожалуй, в связи с этим обстоятельством убийственно было бы требовать от них снимать смелее или сложнее). И, значит, вот тебе, бабушка, притчевоязычная народная память: бумажные солдаты, исписанные звонкими слоганами и бойко сгорающие красивым пламенем. Россия наше отечесто, смерть неизбежна. Сколько у нас мушкетов, сколько у нас шпаг. Смерть придет, у нее будут ничьи глаза; никого не жалко, никого; и только небо, только ветер, только радость впереди.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!