Идея «Судной ночи» давно заняла свою прочную, мрачную нишу в современной поп-культуре. И это по-своему удивительно, учитывая то, каким неудачным вышел первый фильм, появившийся на экранах ещё в 2013 году. Задуманный как сложная психологическая антиутопия с глубоким посылом и загадочным двойным дном, из-за плохо прописанных персонажей и своей нелогичности, он производил по-настоящему жалкое впечатление бессмысленно раздутого мыльного пузыря, за оболочкой которого не стояло ровно никакой особенно оригинальной морали.
Долгие ночи
Однако с каждым новым фильмом у «Судной ночи» получалось всё лучше. У неё постепенно появилось своё оригинальное оформление. Расширилось пространство действия, больше внимания стало уделяться личным мотивам и целям людей. Нам наконец-то показали на редкость изобретательную и кровавую бойню, которую и ждёшь от фильма с такой идеей. Добавились социальный, политический и экономические подтексты, попытавшиеся объяснить необходимость проведения «Судной ночи» с научной точки зрения, а не в виде голословного заявления-данности. С каждой новой частью картина буквально росла на глазах, заставляя задумываться над вопросами, выходящими за рамки кино. Как много подводных камней, движущих нашим обществом, мы не замечаем? Насколько мы далеки от того, чтобы наша жестокость вырвалась наружу и стала реальностью? Стоит ли цель средств? В конце концов «Судная ночь» стала настолько популярной, что появилась даже в мультсериале «Рик и Морти» — в виде основы сюжета для отдельной серии.
И естественно было бы предположить, какой уровень ожидался от нового фильма «Судная ночь: Начало», и на какое количество вопросов он в теории мог бы ответить. На Youtube была запущена действительно интересная рекламная кампания в виде псевдо-агитационных роликов для участия в некоем «социальном эксперименте». Улицы наводнили хлесткие постеры с весьма недвусмысленными отсылками. Трейлер обещал море упоительного безумия и для любителей «мясного», и для ценителей философских глубин. Поклонники с нетерпением ждали продолжения франшизы, даже несмотря на то, что режиссёр прежних трёх частей Джеймс Демонако («Судная Ночь», «Судная Ночь: Анархия», «Судная Ночь: Выборы») поучаствовал в данном проекте лишь в качестве сценариста.
Но в итоге вместо того, чтобы возвести «Судную ночь» на самую высоту, новый фильм оказался просто ненужным грузом.
Начало конца
Проблемы с ним начинаются ещё в предисловии, где в виде постепенно заполняющих кадр телероликов, нам объясняют причины победы Отцов-основателей на выборах. Можно сказать, что это – точка невозврата фильма, за которой лежит бесконечная череда очень и очень прямых отсылок к политике действующего президента США Дональда Трампа. И за два часа происходящего это точно перестанет казаться забавным даже самому искушенному любителю перебирания политического бисера.
Далее нам — опять-таки фактически в виде данности – говорят, что Отцы-основатели решили провести социальный эксперимент под названием «Судная ночь» не где-нибудь, а на самом бедном и неблагополучном острове Статен-Айленд. И, вот сюрприз, этот район в фильме представлен сугубо этническими меньшинствами, а правительство составляют сугубо обладатели так называемых «белых привилегий». И злостные правители-угнетатели во главе с угнетательницей-учёной шантажируют несчастных бедняков пятью тысячами долларов за то, что те просто останутся на острове во время эксперимента.
Повествование крутится между несколькими основными лицами: президентом Брекеном (Йен Блэкман), доктором Апдейл (Мариса Томей), активисткой, выступающей против «Судной ночи» Наей (Лекс Скотт Дэвис), её младшим братом Исаей (Джоиван Уэйд) и главным дилером района Дмитрием «Ди» (И’Лан Ноэль). И все они представляют собой не личности, а, скорее, ходячий набор стереотипов. Плохой Президент, преследующий лично-партийные цели. Невинный доктор, который понял, что его эксперимент – кровавая ошибка. Бесстрашная Найа, защищающая слабого брата. И конечно же необычайно влиятельный, умный и крутой Ди, который весь фильм разъезжает под рэп на дорогих тачках со своими ребятами, вертит пачками денег и развлекается с проститутками, чтобы в конце волшебным образом стать главным защитником всех угнетенных.
В качестве комплекта к основным действующим персонажам прилагается типичная «боевая дамочка с юмором» Долорес (Магга), переживающая мать Луиза (Лорен Луна Велес) и её невинное дитя Селина (Кристен Солис), а также свихнувшийся от наркотиков маньяк Скелетор (Ротими Пол). К слову говоря, последний является, пожалуй, чуть ли не единственным, за кем в фильме действительно интересно наблюдать. Он спонтанен, совершенно безумен и очень кровожаден. Именно он совершает первое в истории «Судной ночи» убийство. Загадка, конечно, как такого откровенного психопата допустили к участию в эксперименте вообще, учитывая то, что в начале фильма в СМИ говорят о психоэкспертизе, обязательной для всех желающих… Но примерно к тридцатой минуте просмотра ты понимаешь, что и без того переполнен вопросами, на которые ответ тебе не дадут.
Вообще по мере развертывания сюжетной линии создается ощущение, что фильм просто не знает, на чём ему сконцентрироваться, и не доводит историю ни одного персонажа до конца. Например, когда в центре кадра находится Найа и её окружение, мы видим искренние переживания людей, не желающих участвовать, но не имеющих возможности покинуть остров. Однако абсолютно без какого-либо перехода ничто не мешает «Судной ночи» в следующий же миг превратиться в очень затянутый гангстерский клип о Ди и его банде. А когда происходящее всё больше и больше начинает походить на типичный боевик о разборках группировок, зрителя перебрасывают в правительственное здание, откуда ведётся наблюдение за экспериментом.
Отдельного внимания заслуживает та непроходимая глупость, с которой погибают якобы наиболее мощные персонажи «Судной ночи». Самых верных и преданных ребят Ди, обвешавшихся оружием, чтобы мстить за убитых с «домашнего района», расстреливают постоянно наблюдавшие за происходящим дроны. Доктор, неожиданно обнаружив, что правительство может вмешиваться в естественный ход событий, послав в бедный район спецотряды наёмников для зачистки бедного населения и большей результативности эксперимента, погибает от такого же неожиданного, как и все прочее, выстрела в голову. Церковь, в которой спряталось большинство маленьких детей и стариков, зачищают то ли те же наемники, то ли наци. «Судная ночь» глупо убивает даже Скелетора, который, всю первую часть фильма с религиозным безумием прогонявшись за несчастным Исаей, просто попадает под обстрел, когда дело близится к финалу.
Но даже это не разочаровывает как то, с какой быстротой появляется романтическая линия между Ди и Найей. Или то, как Ди скорбит над трупом девушки из его команды, которую, по его словам, сам содержал и называл семьей. Нет, мы никогда не узнаем, кем же она ему приходилась. Да и скорбит он не слишком долго и искренне, чтобы те тридцать секунд их взаимодействия были настолько необходимыми.
Особенно поражает высосанная из пальца концовка. Неизвестно каким образом, но Долорес, Селина, Луиза, Найа и Исайа добираются до башен, где закрываются в своей квартире (прекрасно зная, что их дом олицетворяет собой верх нищеты). И не предпринимают совершенно НИЧЕГО для того, чтобы защитить себя, ровно до того момента, пока не видят едущие к ним отряды зачистки. А Ди, естественно, единственно выживший под обстрелом дронов, потому что в отличие от своего супер-отряда успел закатиться под машину, идёт их спасать в одиночку, получая лишь одно незначительное ранение примерно в область живота.
Эксперимент заканчивается, правительство говорит, что он прошел успешно, а потому будет повторяться ежегодно. Найа спрашивает, что будем делать, на что Ди ей мужественно отвечает: «Бороться».
Хэппи-энд.
Судный фильм франшизы
Пережив два часа перекраивания фильма то так, то иначе, на выходе мы получаем абсолютно бессмысленную кашу мимикрии под «Судную ночь», но уж точно не то что могло бы стать ключом к трём фильмам, вышедшим до новой части. И венцом этой бесполезности являются даже не все вышеперечисленные нюансы, а просто то, что из предыдущих фильмов мы и так уже знаем, что правительство пользуется проектом в своих целях. Мы и так уже знаем, что есть противники, а есть поборники. Однако если в трёх частях обе стороны конфликта показаны неоднозначно, здесь же создаётся ощущение, что мир в глазах создателей, как бы это ни прозвучало, чётко поделён на чёрное и белое.
Нет никаких сомнений в том, что у «Судной ночи: Начало» красивая упаковка: неоновые вставки, маски, костюмы, отдельные кадры. Идея, что люди, не верящие в то, что кто-то в действительности начнёт убивать своих соседей, устраивают большие уличные вечеринки, также заслуживает внимания. И нельзя не оценить по достоинству показанную зрителю высокую технологичность процесса, позволяющего наблюдать за ходом эксперимента, а в особенности – линзы со встроенными камерами.
Однако если рассматривать этот фильм в общем, он не только не оправдал ожиданий, но получился ещё хуже, чем первая из вышедших частей. А ведь её действие было ограничено лишь домом одной семьи, терроризируемой шайкой подростков.
Идея «Судной ночи» в прямом смысле жутко хороша тем, что она испытывает границы нашей человечности и самоконтроля. Она завораживает своей животной беспощадностью, когда показывает, насколько тонка грань между рассудком и безумием. Когда показывает зверя, который живёт внутри каждого из нас и скован всего лишь какими-то правилами.
Здесь же на первом плане мы видим лишь неумело выстроенный контраст, дрожащие экшн-сцены и обилие гангстеров, которые и без «Судной ночи», как всем известно, нередко устраивают самосуд. А пытаться высмотреть в фильме истинно вышедших из-под контроля обывателей, мелькающих на экране в виде нечётких видео с камер из новостей, попросту утомительно и неинтересно.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!