Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Роботы в кино: эволюция машины

Благодаря кинематографу идея создания роботов — окологуманоидных или совершенно гуманоидных механизмов — стала вполне естественной в сознании зрителей. О том, как индустриальное общество придумало робота, как менялась фантазия о нём в кино и причём тут идея о «постчеловеке» — в нашем материале.

Что есть робот?

Слово «робот» происходит от чешского «robota», то есть «подневольный труд». Впервые оно появилось в 1920 году в научно-фантастической пьесе Карела Чапека R.U.R., действия которой разворачивается на фабрике по производству «искусственных людей».

Слово этимологически связано со словом «рабство», что даёт нам представление о потенциальном предназначении роботов. На этапе своего зарождения, на уровне идеи, роботы были механизированными слугами человечества. Они должны были облегчить людской труд на производственных предприятиях, как физический, так в идеале и умственный. Позже так стали называть непосредственно программу, действующую независимо от человека.

Как кино познакомило нас с роботами

Первые машины на экранах были слугами.

В 1927 году вышел немой чёрно-белый фильм «Метрополис», где таким роботом была женщина Мария, или, как указано в титрах, Лже-Мария. По сюжету она была создана по подобию девушки, в которую был влюблен сын правителя города будущего Метрополиса. Именно Мария стала причиной различных бедствий и социальных волнений. В данном фильме мы наблюдаем не просто робота-слугу, но и потерю контроля над ним.

mariya-v-londonskom-muzee-nauki-mett-braun

Мария в Лондонском музее науки, Мэтт Браун

В 1951 году появился кинофильм «День, когда Земля остановилась», где мы увидели такого же слугу, но другого порядка — то был инопланетный робот-охранник, несокрушимая машина, мощи которой человечество никак не могло противостоять. В этом фильме отразился потенциал робота как оружия, во всём превосходящего военные силы людей.

Известный образ робота Робби из «Запретной планеты» 1956 года — ещё один пример верного слуги, задача которого — приносить людям пользу. Этот персонаж стал основой для дроидов из «Звездных войн», франшизы, которая вывела восприятие роботов на совершенно новый уровень, показав как роботов-напарников, так и опасных боевых роботов. Тем не менее они по-прежнему лишь выполняли приказы людей.

Всё изменилось в 1973 году, с выходом фантастического фильма «Западный мир» о футуристическом парке развлечений, где роботы-андроиды воссоздают определённые ситуации и вовлекают посетителей в эдакую реалистичную интерактивную игру. Знакомое описание, не правда ли? Даже если вы не знакомы с фильмом семидесятых, то наверняка слышали о сериале 2016 года «Мир Дикого Запада». Это его современная адаптация, но претерпевшая определённые изменения, наглядно демонстрирующие идеи и ценности разных эпох. Основная идея фильма крутилась вокруг того, что человечество своими «играми в творца» зашло слишком далеко. Современная адаптация немного меняет концепцию. История повторяет оригинал, но теперь андроиды хотят быть свободными наряду с людьми.

В «Мире Дикого Запада» нам показали роботов-личностей и поставили экзистенциальный вопрос о правах «нового вида». В наше время с появлением активного интереса к искусственному интеллекту такой сценарий в фильмах является наиболее частым. Самый наглядный пример — это интерактивная киноигра Detroit: Become Human 2018 года, где игрок сам решает, получат ли машины человеческие права или будут уничтожены как производственная ошибка.

westworld

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022)

Но мы забегаем вперёд. Образ робота-оружия или даже робота-убийцы культивировался долгие годы в таких фильмах, как «Робокоп», «Терминатор» и «Трансформеры», в последнем из которых также раскрывается индивидуальность машин. Похожие мотивы можно наблюдать и в фильмах «Живая сталь» и «Робот по имени Чаппи».

А что теперь?

Фильмы «Я, робот», «Искусственный разум», «Двухсотлетний человек», «ВАЛЛ-И» — всё это наглядные примеры кино, которое диктует ценности гуманизма в отношении машин. И это лишь малая часть из всего кинематографического наследия, которое знакомит нас с роботами.

Примечательно, что зачастую события фильмов разворачиваются в будущем, в мире, где технологии достигли пика своего развития. Общество будущего настолько тесно сливается с роботами в нарративах современного кино, что постепенно входит в состояние «постчеловечества» — это гипотетический образ будущих людей, которые отказываются от привычного человеческого облика в результате внедрения новейших передовых технологий. Это популярный фантастический троп, который культивируется, например, в произведениях киберпанка, в том числе и играх (Stray, Cyberpunk 2077, Atomic Heart).

dvukhsotletnij-chelovek

Кадр из к/ф «Двухсотлетний человек» (1999)

В какой момент развития технологий грань между человеком и машиной окажется стёрта? Зайдём ли мы так далеко, что не сможем противостоять обратному порабощению? Начнут ли роботы осознавать себя? Что ж, время покажет. Подводя итоги, хочется процитировать одного из персонажей-андроидов: «Помните: это не какая-то выдумка. Это наше будущее».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика