Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Галина Золотовская – «Поезд без маршрута»

«Свобода там, где бесконечность:

Она в тебе, она во мне…

Мелькают годы быстротечно,

Но жизнь творится в глубине!»

Это строки из книги Галины Золотовской «Поезд без маршрута: Самопознание как путь к свободе. Стихи и размышления», которая вышла в свет, чтобы повернуть зрение читателей внутрь, в свой собственный мир! Это книга о пути человека к самому себе. Сегодня этот путь особенно важен. И автор использует наиболее сильные творческие средства – публицистику, поэзию – чтобы акцентировать внимание на проблематике книги, которая заявлена очень остро. Две культуроведческие статьи, представленные в сборнике – «Как пройти через стены?» и «Культура мысли против синдрома манкуртизма», помогают понять суть и особенности авторского мировоззрения, что особенно важно, когда читаешь стихи, философские по смыслу. С первых страниц своей книги Галина Золотовская стремится убедить читателей в том, что пришла пора вернуться к истокам и вспомнить древнюю мудрость, которая гласит: «Познай самого себя!». Необходимо сконцентрировать внимание на своей внутренней духовной природе. Самопознание – тот путь, который ведет человека к пониманию своей сути, своего предназначения, своих внутренних сил, свойств, качеств и, следовательно, - к высокому самосознанию, к духовной самостоятельности и независимости.

Журналистка по образованию, окончившая Казанский университет в 1977 году, Галина Александровна, в силу своих внутренних устремлений, стала преподавателем. Этому способствовала вторая специальность – киноведа, которую она получила во ВГИКе. Две профессии неразрывно переплелись в ее жизни, потому что главным в них был интерес к личности, к воспитанию и проявлению духа. Она преподавала культурологию, спецкурсы по киноискусству в ВУЗах, мировую художественную культуру, этику и журналистику в лицее – для старшеклассников. И, как она сама пишет, в течение многих лет вкладывала в учебные программы главную мысль о том, что человек, накапливая знания, прежде всего должен работать над самим собой. Широко используя на своих занятиях киноматериал, музыку, произведения живописи, Галина Александровна стремилась создать непринужденную, творческую атмосферу, привлечь учеников к размышлению и обсуждению, затронуть их живые внутренние струнки:

«Весь мир – театр,

И мы – в игре:

Свой образ с мастерством твори!

В своих метаниях прозрев,

Увидишь главное внутри!»

Верный путь к сердцу и разуму слушателей ей помогал найти личный и профессиональный опыт. Для нее самопознание стало главной темой творческих исканий. Интерес к этой глубинной сфере она проявляла всю жизнь: «… самопознание напоминает мне увлекательный, но довольно запутанный, замысловатый лабиринт, в котором совсем нелегко найти правильное направление. Это необходимая внутренняя работа, без которой человек не может сформироваться как личность». Этот бесконечный внутренний поиск своего жизненно верного направления вылился в стихотворные строки. Все тонкости поэтического самоосмысления мы можем почувствовать в стихах «Дилемма», «Слава Богу!», «Замес», «О, жизнь моя!», «Бег моих коней» и других. Книга проникнута живым биением авторского сердца и мыслей, и это делает общение автора и читателей особенно доверительным:

«Мои стихи – моя молитва,

Я их в безмолвии творю…»

Интерес и внимание к внутреннему миру Галина Золотовская неразрывно связывает с мировоззрением человека, с отношением к тому, что мы видим в окружающей жизни. Патриотическими чувствами проникнуты стихотворения, в которых говорится о судьбе России: «И на ветрах согреешь душу…», «Мне жаль…», «Панельное счастье», «Слякоть». В них отразились не только переживания поэта, но и опыт журналиста, который ясно видит реальность, активно воспринимает события. В этих стихотворениях поднимаются те вопросы нашей жизни, которые сегодня стоят со всей остротой:

«На что нам опереться? Я не вижу!

Как в омут брошены в стихию рынка.

И в том беда, что Человек унижен:

Под властью капитала он – песчинка!»

Г.А. Золотовскую беспокоит духовное состояние общества, которое она анализирует в статье «Культура мысли против синдрома манкуртизма». Вспоминая Легенду о манкуртах, которая является идейным стержнем в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», опубликованном в журнале «Новый мир» в 1980 году, автор задается вопросом: почему на протяжении многих веков человек никак не может достичь просветления? В давние времена дикое племя жуаньжуанов, прибегая к чудовищной пытке, лишало своих пленных рассудка, памяти, понимания своего «я», чтобы превратить их в рабов и заставить выполнять самую грязную работу. Автор высказывает мысль о том, что «несмотря на технический прогресс, в человеческом сознании сохраняется зависимость от каких-то диких, вампирских, варварских, животных побуждений: человек хочет подавить человека, чтобы иметь над ним власть, чтобы утвердиться или обогатиться за счет другого». Опираясь на опыт отечественной литературы, киноискусства, Галина Золотовская стремится подчеркнуть, что в общество было брошено культурное зерно: «Сколько сумели сделать творческие мыслящие люди для развития самосознания во времена советского застоя!». Но почему не здоровые зерна, а корни манкуртизма дают ущербные ростки? Особенную тревогу автора вызывает духовное опустошение современной молодежи, которая «растет на обломках не только трудовых, но и нравственных устоев». И закономерно возникают вопросы: «Где та современная мыслящая сила, которая способна влиять на молодые умы? В этих умах сегодня преобладает спрос не на честь и совесть, а на деньги, роскошь, хайп – обмелевший взгляд на жизнь как на компьютерный сервис, в котором все достигается нажатием кнопки. Время подумать: не укоренился ли в нашем сознании, как скрытый вирус, синдром манкуртизма?».

Небольшой по объему сборник стихов охватывает в своем содержании и мировые проблемы. Автор неразрывно связывает свою судьбу, свое «я» с судьбой мира. Как удары взволнованного сердца звучат стихи «Посланники», «Мир, я говорю с тобой…», «Спасительные крылья», «Крест жизни» и другие. Озабоченность Галины Золотовской может разделить вдумчивый читатель, который также неравнодушно следит за характером мировых событий. Средства публицистики позволяют автору достичь убедительных обобщений: «Мы подошли к той грани, когда со всей остротой стоит вопрос: есть ли у человечества будущее? Как на этой зыбкой грани сохранить в человеке культурное зерно? Как воспитать нравственную личность с сильным духовным стержнем? Это главные вопросы времени: именно личность, наделенная высокими культурными свойствами и качествами, способна идти в авангарде мирового развития».

Несмотря на всю злободневность поставленных вопросов, остроту критики, книга «Поезд без маршрута» проникнута теплым, светлым настроением. Возникает ощущение, будто обнимаешь весь мир, хочешь согреть его теплом своей души, потому что книга наполнена верой:

«Но есть мощный дух творенья,

Взлеты мысли, чуткость сердца –

Силам зла сопротивленье,

Значит, будет мир вертеться!»

В духовном общении с читателями автор доверительно раскрывает и свою личность, и свою творческую мастерскую. Благодаря этому остается яркое, позитивное впечатление, которое необходимо нам, как свежий глоток.

Книга Галины Золотовской «Поезд без маршрута» предназначена для широкого круга читателей, любящих философскую поэзию, для тех, кому важно осмыслить проблемы современного мира с точки зрения культурного освоения ценностей.

Книга подготовлена в интеллектуальной издательской системе Ridero и представлена интернет-магазинах. Печатную версию книги можно заказать в магазине Ridero. Приятного и полезного чтения!

«Укажи мне путь, моя звезда!»

Разговор с автором – лучшее преддверие для полезного чтения. Журналисты портала попросили Галину Золотовскую ответить на несколько вопросов. Предлагаем вашему вниманию актуальное интервью.

– Галина, в какой момент жизни вы поняли, что больше всего вас привлекает самопознание и личностный рост?

– Мое самопознание началось с тонких ощущений, которые были связаны с природой. Я росла в деревне с дедушкой и бабушкой. Родители жили в городе, работали на заводе, а моей стихией было деревенское раздолье. Я ходила на речку вместе с деревенскими ребятишками, гуляла по полям, лугам, питаясь щавелем, зернами, диким луком, собирала грибы в лесу, за которым ухаживал дед-лесник. Любила наблюдать за всякой живностью: как утка ведет утят на болото – учиться плавать, как куры дружно хлопочут на лужайке, добывая пропитание, как смешно прыгают по дому козлятки, которых бабушка растила, как малых деток. А когда с пастбища возвращалось домой стадо, открывалась целая массовая картина с главным героем – пастухом, как в фильме «Веселые ребята». Каждая корова – «персонаж» со своим характером, и пастух знал все тонкости «игры» с этим рогатым окружением.

У меня не было игрушек – но был этот мир с запахом парного молока, свежей травы, ягод, с пением птиц, с лягушками, жуками – всё в этом мире было естественное, живое! Тогда не было даже телевидения – только радио в ограниченном диапазоне. Электричество отключали рано – часов в 9 вечера. Зажигали керосиновую лампу. И в этой деревенской сакральности, в тишине, начиналось внутреннее творчество: все ощущения, наблюдения и впечатления воплощались в образы, которые жили и росли в моем «Я». И все, что я старалась понять и осмыслить, я доверяла моей бабушке, Екатерине Терентьевне. Она была родом из бедной многодетной крестьянской семьи, не умела читать и писать, но внутренне, от природы, была необыкновенно богатым и мыслящим человеком. Даже на святое писание у нее было собственное мнение. Она молилась, но никогда не поклонялась. И молитва ее была тихой беседой с Богом. Размышляя о чем-то, она говорила мне: «А я вот что думаю…». Она заронила в меня эту духовную самостоятельность как личную основу. Поэтому духовная сторона жизни остается для меня главной и необходимой по сей день. Чем раньше в человеке появится интерес к тому, что внутри, в душе, в мыслях, тем скорее проклюнутся ростки самопознания. Чем насыщеннее, содержательнее будут детские годы, тем богаче будет его внутреннее пространство. Важно, чтобы человек жил естественной, наполненной жизнью, в соответствии со своей природой и в согласии с миром.

– Если духовное развитие для вас настолько важно, каковы, по вашему мнению, главные критерии Настоящего Человека?

– У меня нет никаких жестких критериев по отношению к людям. Никогда не делю их по принципу «черное – белое». Человек ведь не робот – он не может жить по какой-то заданной правильной программе. Каким бы он ни был хорошим, где-то оступится, совершит ошибку, навредит невзначай себе или другим. Главное, чтобы он почувствовал и признал свою неправоту, в глубине души раскаялся. А если он еще и прощения попросит и постарается загладить свою вину, – вот это уже настоящий, сильный поступок. Все мы можем быть «настоящими» и «ненастоящими», в зависимости от своего внутреннего выбора. И в этом выборе главным критерием всегда была совесть – уж она не даст солгать, хотя бы себе. Сейчас этот критерий как-то притупился – не потому что люди стали плохими, а потому что самих людей стали мерить ложной мерой – деньгами: сколько их – много или мало? Если много – значит, ты «Настоящий»! И человек пыжится, хочет возвыситься и начинает потихоньку изворачиваться, мошенничать, подличать, приворовывать: «Вот я стану богатым, НАСТОЯЩИМ, и потом опять буду жить честно!» Но трясина лжи и алчности затягивает. И начинается личностная деградация. Как же так?! Человек с виду вроде «Настоящий!». У него все есть: счет в банке, машины, недвижимость, должность, положение, связи… Но копни поглубже – он насквозь гнилой! И что-то в глубине грызет! А это совесть. И хорошо, если грызет. Значит, не все потеряно. Просто надо посмотреть на себя через эту совесть и понять, что нет ничего важнее чистой души. Потому что человек с чистой душой имеет право на самоуважение и умеет уважать и ценить других. Все мы качаемся на этих качелях добра и зла – это хорошая проверка человеческой сути: какое место ты занял, в какую сторону направлены твои силы? Тот, кто лжет, не удержится, рано или поздно уронит свое «Я», свою личность. Можно легко потерять себя в мире, где идет подмена ценностей, где в ходу умение состряпать успех на выгодных сделках. А вот чтобы остаться Человеком там, где много обмана, скрытой игры, надо быть верным себе, своему внутреннему чувству правды, не предавать ни себя, ни других.

– Ваши стихотворения полны оптимизма и складывается ощущение, что у вас не бывает «плохой погоды». А как часто вы бываете в угнетенном состоянии и как помогаете себе выйти из негатива?

– Мой оптимизм – это наследие советского времени. Мы жили просто, скромно – я имею ввиду рядовых людей – но с каким-то светлым внутренним устремлением, с верой в будущее. Конечно, проблем было немало. Перед поступлением в университет я два года работала корреспондентом в многотиражной газете крупного строительного треста. Вот где я повидала и бесхозяйственность, и управленческую тупость. Приедешь на какой-нибудь крупный объект – стройка стоит! Ротозейство чиновников неизбежно вызывало сбой в доставке материалов. На селе – всё по указке свыше, хоть зачастую во вред хозяйству, бестолково. На предприятиях – штурмовщина: план любой ценой! Товаров не хватало, и процветал «блат», когда всё дефицитное продавали «нужным людям» из-под прилавка. Я уж не говорю о партийно-бюрократической системе, которая кроме лозунгов и призывов ничего насущного предложить не могла. Зато людей гнобила, таких, как Сахаров, Солженицын, Ростропович. И все-таки была вера в то, что завтра будет лучше! Она не угасала благодаря тому, что народ трудился – на себя, на все общество! Труд был основой общественной жизни – это был главный хозяйственный и нравственный фактор: все лучшее в человеке проявлялось в труде. А нравственность помогала поддержать и сохранить это лучшее. И всё было НАШЕ! Поэтому люди жили в атмосфере духовного подъема, с надеждой: терпение и труд – все перетрут! А когда все круто перевернулось – в 90-е годы – главным стал не труд, а деньги, рынок, купля-продажа. И человек стал средством, разменной монетой, рабсилой этого рынка. Когда решающий фактор – цена на нефть, человек становится игрушкой рыночного беспредела. Поэтому многие люди сейчас испытывают угнетенное состояние. И я переживаю глубокую горечь и боль за то, что происходит с нашей страной, которая должна быть сильной и могучей с такими мощными ресурсами, а вместо этого растет бедность, и даже в крупных городах – отсталость и застой! Как-то уже не верится в «хорошую погоду», которую нам обещают: слишком много воровства и обмана. И нет пока никаких новых оснований, чтобы люди воспрянули духом. Да никто и не заботится о состоянии этого духа. У нас теперь не общество, а потребительская масса, которую оболванивают всякими брендами. Видно, выгодно, чтобы народ меньше думал: легкая охота для волков – «молчание ягнят». А для «общей атмосферы» массовым фронтом идут суетные talk-шоу, которыми заполонили наше телевидение.

Молодежь растет на компьютерной барахолке без духовных ориентиров. Вроде бы все теперь учатся! Но куда направить эту молодую энергию? Трудовой базы нет, как нет единого хозяйства! Поэтому молодым людям трудно найти достойную работу, они не могут обрести семью, не имея достаточно средств. В чем им дано увидеть высокие жизненные цели? На каких примерах они научатся справедливости? Как будут воспитывать своих детей в атмосфере безнравственности? Если не задумываться о судьбе будущих поколений, вырастут «мертвые души», которые можно покупать и продавать, которыми легко манипулировать. Что они впитают в себя вместо гуманности и духовности? С чего для них будет начинаться Родина?!

Очень трудно в одиночку выйти из негатива. Но единства больше нет – общество расколото – каждый сам по себе. Поэтому каждый человек в самом себе должен найти путь, который поможет ему в сложных неблагоприятных условиях сохранить и развить свою личность. Это путь самопознания, которое продолжается всю жизнь. И сейчас оно особенно актуально! Важно понять, что при нарастании внешнего кризиса, острых противоречий решающую роль играют внутренние силы человека, его духовный, личностный потенциал, способность противостоять деструктивным тенденциям внешнего мира и, несмотря ни на что, прокладывать в этом мире свою дорогу. Чтобы выполнить свою задачу, я пишу стихи. Правдивые! О том, что чувствую и думаю. Я хочу отдать свою творческую энергию другим людям, чтобы на душе у них стало светлее.

– Если говорить о деструктивных тенденциях, то, согласитесь, они проявляются не только в России, но и во всем мире. По-видимому, это процессы, «болезни», которые сопровождают поиск путей дальнейшего общемирового развития. Как вы думаете, есть ли такие силы, которые способны объединить мир?

– Мир становится все более изощренным, потому что господствующий капитализм, по сути своей, – это скрытая война бездушной, алчной, агрессивной системы с человеком. В ходе этой войны осуществляется захват человеческой энергии как главного ресурса жизни. Это жернова, которые перемалывают человека в массу, в материал, пригодный для извлечения прибыли и накопления капитала. Используя новейшие технологии не только в экономике, но и в средствах массовой информации и коммуникации, капитализм, как монстр, затягивает человека в хитроумные сети безмерного материального потребления. Он провоцирует и культивирует это потребление всеми способами, ставя человека в зависимость. Как паук высасывает свою жертву, так капиталистическая система поглощает все человеческое – силы, способности, средства. Мы крутимся в товарно-денежной мясорубке! Чем больше зависимость людей от материальных благ и вещей, тем меньше в них благотворной духовной энергии, без которой нет и не может быть подлинной свободы.

Чудовищный дисбаланс материальных и духовных ценностей, который приводит к обезличиванию людей, достиг такой критической точки, что мир находится под угрозой. Его постоянно сотрясают кризисы и конфликты: разобщенные, зависимые люди, потерявшие духовные ориентиры, не могут договориться между собой.

Чтобы восстановить жизненное равновесие, необходимо исправить губительный перекос в мировой системе ценностей. Все изначально идет от человека, от его способности бороться за свою высокую человеческую природу. Не следует забывать, что антигуманная капиталистическая система создана миром людей, и все зависит от того, насколько человек может противодействовать тем противоречиям, которые его самого пожирают. Сила, которая способна объединить мир, – это сила гуманизма. И она заключена в самом человеке. Важно сохранить и вырастить это культурное зерно, вопреки всем проявлениям зла.

– Религиозная тема проходит через все ваши произведения. Как вы считаете, важна ли вера во Всевышнего для полного развития человека?

– Я не считаю себя религиозным человеком. Религия – это вера, возведенная в систему. Она необходима людям, чтобы освоить представления о божественных началах на уровне сознания. С одной стороны, это помогает сохранить определенные духовные ориентации, но в то же время, как любая идеальная сфера, она не защищена от самых разных интерпретаций. Поэтому религиозная идеология – питательная почва для хитроумных спекуляций. На этой почве возникают религиозное сектантство, фанатизм и современный «вирус» – религиозный экстремизм. Очень опасна абсолютизация идей. Она рождает нетерпимость и делает человека агрессивным. Сколько уже было религиозных войн, страшных, кровопролитных, но религиозные распри не утихают. Поэтому я не поборник религии, хотя чту наших православных святых отцов, с теплотой в сердце смотрю на церковные купола, люблю церковное пение и колокольный звон. Но ни моя бабушка, ни мама не ходили в церковь: для них главным было внутреннее ощущение Бога. Они обе молились, но это был не религиозный ритуал, а духовное таинство, в котором они доверяли Богу все самое сокровенное. И я считаю, что истинная вера не зависит от церковных канонов, она вообще ни от чего не зависит: любовь к Богу – это свободное чувство, которое исходит из души человека и связано не с религиозными догматами, а с состоянием этой души. Вот об этом я пишу в своих стихах. Душа – это заповедник, в котором божественная природа может дать свои ростки, если человек хранит эту почву, не засоряет ее сорняками.

Современный мир знобит от искушений. Он болен лихорадкой наживы и потребительства! К чему приведет это поклонение золотому тельцу? Олигархи в погоне за капиталами – внутренне ограниченные обыватели: они любят деньги, комфорт, роскошь. Разве в этом заключается жизненная глубина, высокий смысл? Они на ложной высоте, потому что попирают свой народ, считая, что их возвышает власть над другими людьми. На самом деле для полного, истинного развития человека прежде всего важна ответственность за то, что он несет в самом себе – в своих мыслях, своей душе. Человек проходит очень важную проверку: кто он по сути, сумел ли за свою жизнь «очеловечиться», построить свой внутренний храм, чтобы хранить в нем истинные ценности, или всего себя отдал мамоне? Как учит Иисус Христос: не копите богатства на земле, а копите на небе… Так же как мы заботимся о хлебе насущном для тела, мы должны постоянно искать и усваивать духовную пищу, чтобы накапливать духовную энергию и создавать внутри себя свободное духовное пространство. Именно в этом пространстве происходят самые важные невидимые события, которые влияют на весь ход жизни.

Портрет
Галина Золотовская

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика