Пока зрители недоумевают, почему свободные безнаказанно плюются на ботинки герцога Атрайдеса, и пытаются узнать больше о традициях жителей Арракиса, рассказываем о том, что в «Дюне» может быть знакомо каждому. Мы собрали топ отсылок к реальному миру в «Дюне».
Орегонские «пустыни»
Источник фото: kinopoisk.com
В 1957 году ещё никому не известный журналист, который даже и не мечтает о карьере писателя, едет делать очередной репортаж о достижениях американского сельского хозяйства в штат Орегон. Думая, что поездка превратится в штатную командировку, Фрэнк Герберт отправляется в путешествие, которое навсегда изменит его жизнь. Именно экологический проект в городке Флоренс вдохновил автора «Дюны» на создание Арракиса. Дикие пейзажи орегонских пустынь, увиденные природные процессы и магия края безвозвратно поглотили воображение писателя. Чуть позже Герберт признается агенту, что в тот момент он осознал истинную силу песков, которые беспощадно могут поглотить города, реки, озера и даже моря. И это ощущение он мастерски передаёт в романе, зачаровывая мир величием пустыни.
Аравийский полуостров и нефть
Источник фото: kinopoisk.com
Читайте также
Несмотря на то, что вдохновили на создание романа Герберта пустыни Орегона, в названии планеты Арракис угадывается другая реально существующая точка на карте — Аравийский полуостров. Это одно из самых богатых месторождений нефти, которая делает возможными передвижения по всему миру. А что во вселенной «Дюны» позволяло Гильдии путешествовать между планетами? Спайс, он же меланж. И здесь Герберт вновь недвусмысленно проводит параллели между выдуманным спайсом, за который ведут борьбу Империя, Гильдия, Великие Дома и свободные, и нефтью, ради обладания которой до сих пор создаются союзы между странами, ведутся войны и плетутся политические интриги.
ОПЕК и «Семь сестер»
Источник фото: kinopoisk.com
Конечно, образы Гильдии и Бене Джессерит отсылают к десяткам реально существующих организаций, стран, политических союзов, религий, мифологем, но раз уж мы заговорили о нефти и Аравийском полуострове, здесь нельзя не упомянуть ОПЕК и «Семь сестер». Параллели с ними в мире Гербера очевидны, и автор не скрывал этого. Гильдия, регулирующая все передвижения между планетами и стремящаяся контролировать потоки меланжа по всему миру, без которого их деятельность стала бы невозможной, с легкостью могли бы побороться в этом стремлении с ОПЕК, международной организацией, созданной нефтедобывающими странами в целях контроля добычи этого ресурса. А сестры Бене Джессерит, также жаждущие взять под контроль добычу и продажу спайса, создающие для этого религиозную сеть по всей галактике, точно не были созданы без намека на «Семь сестер». Этот термин придумал в 1950 году бизнесмен Энрико Маттеи. Так он описал семь нефтяных компаний, которые стояли во главе мировой нефтяной промышленности с 1940-х до 1970-х годов.
Лоуренс Аравийский
Источник фото: kinopoisk.com
Уже первые обозреватели романа Герберта отмечали невероятное сходство истории Пола Атрайдеса (по крайней мере, первой части «Дюны») и реально существовавшего Лоуренса Аравийского. Сейчас эта фигура не так известна, но тогда об этих событиях Первой мировой войны помнили ещё многие. Офицер-англичанин в разгар боевых действий на Ближнем Востоке попал к бедуинам. Однако ему удалось сменить плен на роль лидера, вдохновившего местные племена восстать против Османской империи и защищать свои святыни. Он обучил жителей пустынь секретам ведения партизанской войны, различным боевым искусствам и собрал в песках настоящую армию. Долгое время Лоуренса почитали как вождя, он стал практически религиозным лидером.
Если отбросить имена, временные маркеры и другие условности, оставив лишь саму историю, то без труда можно заметить, что путь Пола Атрайдеса практически идентичен истории Лоуренса Аравийского. Герой Герберта также оказывается в пустыне среди местного населения, которое в последующем обучит секретам ведения боя семьи, снабдит оружием и поведет против Императора.
Христианство, ислам и буддизм
Источник фото: kinopoisk.com
В традициях свободных нетрудно заметить сходства с устоями народов, исповедующих ислам. Оранжевая Библия, которую не раз цитирует Гарни Халлик, казало бы, напрямую отсылает нас к одной из ветвей христианства. В свою очередь учения Бене Джессерит и тлейлаксу ведут их сторонников по пути буддийских монахов. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Эти мировые религии стали лишь основой для учений и верований мира «Дюны». Религии Герберта — это продукт его воображения. Так, в Оранжевой Библии помимо пересоздания известных христианских изречений, которые писатель подстраивает под реальность его вселенной, появляются абсолютно авторские пассажи, не имеющие ничего общего с Библией католиков. Например, в словах Пола «Thou shalt not make a machine in the likeness of a man’s mind» («Не сотвори машину, подобную человеческому разуму») легко угадывается вторая христианская заповедь — «Не сотвори себе кумира, и всякого подобия».
Источник фото: © АСТ
Узнать о мире Фрэнка Герберта больше можно, не только прочитав оригинальную трилогию «Дюны», но и познакомившись с книгой Николаса Джеффри «Дюна и Философия». В ней автор попытался собрать во едино все необходимые знания для понимая этого романа, разобраться в философских аспектах вселенной Герберта, тех замыслах, которые вложил в нее автор. Работа Николаса Джеффри поможет заглянуть вглубь романа, увидеть то, что скрыто от многих.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!